Звуковая культура речи: звуки р, рь

 

Цель. Упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука р (изолированно, в чистоговорках, в словах).

Ход занятия.

 «Я познакомлю вас с самым рычащим и рокочущим звуком, – начинает занятие педагог. – Это звук р».

Просит детей произнести этот звук (р‑р‑р‑р), повторить его, попытаться определить, где находится кончик языка при произнесении звука (за верхними зубами) и что происходит с языком (струя воздуха заставляет язык дрожать).

«Звукоподражаний и слов, в которых есть звук р, очень много», – рассказывает педагог и предлагает проговорить некоторые из них: кар‑р‑р, крак‑крак, кряк‑кряк, гру‑гру, тпру; рак, река, ромашка, рукавичка, резиновый, розовый.

Педагог просит детей помочь ему прочитать скороговорку С. Фархади «Сороки», в которой много слов, начинающихся с кар‑р‑р. Воспитатель читает скороговорку, договорившись с детьми, что они по его знаку будут чётко проговаривать кар‑р‑р, а он будет называть слово.

 

Утром,

Присев на зелёном пригорке,

Учат сороки

Скороговорки:

кар‑р‑р

‑тошка

‑тонка

‑ета

‑туз

кар‑р‑р

‑низ

‑андаш

‑амель

‑апуз.

 

Далее воспитатель проводит упражнение «Не ошибись». Дети хлопают в ладоши, услышав слово, начинающееся со звука р: радуга… радио… ремонт… самолёт… ракета… ранний… поздний… малыш… крепыш… ребёнок… рисунок… аппликация.

Педагог предлагает детям угадать, есть ли звук р в стихотворении С. Маршака «Про все на свете»:

Роет землю с ерый крот

Разоряет огород.

Как только дети назовут 2–3 слова, воспитатель читает стихотворение ещё раз и называет слова, которые не назвали дети.

В заключение просит детей отгадать загадку:

Без рук, без ног,

А дверь отворяет.

(Ветер)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: