Цель. Упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука р (изолированно, в чистоговорках, в словах).
Ход занятия.
«Я познакомлю вас с самым рычащим и рокочущим звуком, – начинает занятие педагог. – Это звук р».
Просит детей произнести этот звук (р‑р‑р‑р), повторить его, попытаться определить, где находится кончик языка при произнесении звука (за верхними зубами) и что происходит с языком (струя воздуха заставляет язык дрожать).
«Звукоподражаний и слов, в которых есть звук р, очень много», – рассказывает педагог и предлагает проговорить некоторые из них: кар‑р‑р, крак‑крак, кряк‑кряк, гру‑гру, тпру; рак, река, ромашка, рукавичка, резиновый, розовый.
Педагог просит детей помочь ему прочитать скороговорку С. Фархади «Сороки», в которой много слов, начинающихся с кар‑р‑р. Воспитатель читает скороговорку, договорившись с детьми, что они по его знаку будут чётко проговаривать кар‑р‑р, а он будет называть слово.
Утром,
Присев на зелёном пригорке,
|
|
Учат сороки
Скороговорки:
кар‑р‑р
‑тошка
‑тонка
‑ета
‑туз
кар‑р‑р
‑низ
‑андаш
‑амель
‑апуз.
Далее воспитатель проводит упражнение «Не ошибись». Дети хлопают в ладоши, услышав слово, начинающееся со звука р: радуга… радио… ремонт… самолёт… ракета… ранний… поздний… малыш… крепыш… ребёнок… рисунок… аппликация.
Педагог предлагает детям угадать, есть ли звук р в стихотворении С. Маршака «Про все на свете»:
Роет землю с ерый крот –
Разоряет огород.
Как только дети назовут 2–3 слова, воспитатель читает стихотворение ещё раз и называет слова, которые не назвали дети.
В заключение просит детей отгадать загадку:
Без рук, без ног,
А дверь отворяет.
(Ветер)