Валентина Викторовна Гербова
Занятия по развитию речи в средней группе детского сада.
(2010 год.)
Звуковая культура речи.
Перспективный план
Месяц | Деятельность. |
Сентябрь 2 неделя | Звуковая культура речи: звуки с и сь. Цель. Объяснить детям артикуляцию звука с, поупражнять в правильном, отчётливом его произнесении (в словах, фразовой речи). |
Октябрь 2 неделя | Звуковая культура речи: звуки з и зь. Цель. Упражнять детей в произношении изолированного звука з (в слогах, словах); учить произносить звук з твёрдо и мягко; различать слова со звуками з, зь. |
Ноябрь 2 неделя | Звуковая культура речи: звук ц Цель. Упражнять детей в произнесении звука ц (изолированного, в слогах, в словах). Совершенствовать интонационную выразительность речи. Учить различать слова, начинающиеся со звука ц, ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание. |
Декабрь 2 неделя | Звуковая культура речи: звук ш. Цель. Показать детям артикуляцию звука ш, учить чётко произносить звук (изолированно, в слогах, в словах); различать слова со звуком ш. |
Январь 2 неделя | Звуковая культура речи: звук ж. Цель. Упражнять детей в правильном и чётком произнесении звука ж (изолированного, в звукоподражательных словах); в умении определять слова со звуком ж. |
Февраль 2 неделя | Звуковая культура речи: звук ч. Цель. Объяснить детям, как правильно произносится звук ч, упражнять в произнесении звука (изолированно, в словах, стихах). Развивать фонематический слух детей. |
Март 2 неделя | Звуковая культура речи: звуки щ-ч. Цель. Упражнять детей в правильном произнесении звука щ и дифференциации звуков щ – ч. |
Апрель 2 неделя | Звуковая культура речи: звуки л, ль. Цель. Упражнять детей в чётком произнесении звука л (в звукосочетаниях, словах, фразовой речи). Совершенствовать фонематическое восприятие – учить определять слова со звуками л, ль. |
Май 2 неделя | Звуковая культура речи: звуки р, рь. Цель. Упражнять детей в чётком и правильном произнесении звука р (изолированно, в чистоговорках, в словах). |
|
|
Сентябрь 2 неделя
Звуковая культура речи: звуки с и сь.
Цель. Объяснить детям артикуляцию звука с, поупражнять в правильном, отчётливом его произнесении (в словах, фразовой речи).
Ход занятия.
«Живёт‑поживает Язычок в своём домике, – начинает занятие воспитатель. – А домик Язычка – рот. Домик открывается и закрывается. (Медленно смыкает и размыкает зубы. Губы в положении улыбки.) Язычок то выглядывает из домика, то прячется».
Педагог предлагает детям выпустить Язычок погулять, а потом вернуть его в домик.
«Язычок очень любит петь разные песенки, – продолжает воспитатель. – Однажды он пел: „И‑и‑и“. Как он пел? Хотите спеть вместе со мной? Тогда помогайте мне: „И‑и‑и‑и“. (Поют негромко.)
|
|
„С‑с‑с‑с, – полилась из крана вода. – Язычок, выучи, пожалуйста, и мою песенку“. „Хорошо“, – согласился Язычок и запел: „С‑с‑с‑с“. (Произносится отрывисто.)
Давайте споем песенку воды вместе. Чтобы песенка хорошо звучала, надо кончик языка прижать к нижним зубам.
Закройте рот, отдохните. А теперь вновь прижмите кончик языка к нижним зубам и тихонько пойте: „С‑с‑с“.
Давайте послушаем, как песня воды получается у Олега (у Саши). (Вызывает 4–5 детей, в том числе тех, кто не овладел произношением звука.)
А теперь споем песенку все вместе.
Вода тычет небольшой струёй – поёт негромкую песню.
Теперь водичка зажурчала громче. Тише. Совсем тихо. Закрыли кран.
Если петь песню воды медленно и отрывисто (вот так!), то кажется, что вокруг губ танцует ветерок. Хотите убедиться в этом? Тогда сделайте такой же заборчик, как у меня (подносит к губам ладонь, но не прижимает к ним), и разрешите ветерку потанцевать.
Посмотрите: сейчас я буду петь песню воды, и бумажка, которую я держу перед ртом, начнёт шевелиться. Что вы видели? (Бумажка шевелилась).
Возьмите по такой же полоске бумаги (узкие полоски папиросной бумаги лежат на столах) и спойте песенку воды. Давайте посмотрим на полоску Димы, когда он поёт песню (Кати, Оленьки…).
Отложите бумажки и послушайте: Язычок стал сочинять другие песенки, похожие на песню воды. Сначала он запел: „Са‑са‑са“. Что запел Язычок? Потом: „Ся‑ся‑ся, ось‑ось‑ось“.
Су‑су‑су – ягоды в лесу,
Ус‑ус‑ус – на ёлке много бус».
Воспитатель читает русскую народную песенку «Сорока, сорока…»:
Сорока, сорока, Сорока‑белобока. Кашку варила, На порог скакала, Гостей скликала. | Гости услыхали, Быть обещали. Гости – на двор, Кашицу – на стол. |
Педагог повторяет песенку, побуждая детей договаривать слова со звуком с (выделены курсивом).
Затем предлагает детям загадку:
Скатерть бела весь свет одела.
(Снег)
Октябрь 2 неделя
Звуковая культура речи: звуки з и зь.
Цель. Упражнять детей в произношении изолированного звука з (в слогах, словах); учить произносить звук з твёрдо и мягко; различать слова со звуками з, зь.
Ход занятия.
Педагог просит детей вспомнить свистящую песенку воды, вытекающей из крана. Эту песенку дети исполняют все вместе и индивидуально.
«Сейчас слушайте особенно внимательно, – обращается воспитатель к детям и произносит звуки с (с‑с‑с‑с‑с) и з (з‑з‑з‑з‑з). – Что вы услышали? Молодцы. Сумели услышать две похожие песенки, два звука, которые легко спутать. При их исполнении язык прижимается к нижним зубам. Проверим? Звуки произносятся похоже, только звук з получается звонким.
З‑з‑з‑з‑з – эта звонкая песенка очень хорошо получается у комаров. Летом в вечернее время з‑з‑з‑з‑з слышится слева, справа, сзади, над головой».
Педагог предлагает поиграть. Одна группа дошкольников изображает комаров, которые поют то тихо, то громко, а остальные дети отмахиваются, отгоняют комаров. Затем ребята меняются ролями.
Путём индивидуального исполнения комариной песни (3–4 ответа) выбирается лучший певец – комар‑солист.
Воспитатель продолжает: «В музыкальной комариной школе малыши‑комары (их ещё можно назвать иначе: вы – ребята, а они… (комарята), вы – ребятишки, а они… (комаришки) исполняют сложные песенки. Например:
За‑за‑за, зя‑зя‑зя – потерял я ферзя. Кто что потерял? Ферзь – это… (шахматная фигура). Значит, это шахматист потерял ферзя.
Зя‑зя‑зя, за‑за‑за – прилетела стрекоза. (Дети повторяют чистоговорку.)
|
|
Зю‑зю‑зю, зу‑зу‑зу – не дразните козу.
Почему не стоит дразнить это рогатое животное?»
Воспитатель дважды читает детям отрывок из стихотворения А. Прокофьева «На зеленой на лужайке»:
На зеленой на лужайке
Заиграли балалайки,
Загудела дудочка,
Дудочка‑погудочка.
Педагог просит назвать слова со звуками з, зь. Поясняет, что в стихотворении три слова начинаются с этого звука.
Воспитатель предлагает поиграть: «Я буду произносить слова. Когда услышите слово, начинающееся со звука з, хлопните в ладоши». Педагог произносит следующие слова: заяц, кролик, черника, земляника, зеленый, синий, сиреневый, заря‑заряница – солнцева сестрица.
Воспитатель сообщает, сколько раз ошибся тот или иной ребенок. «В следующий раз будьте внимательнее», – советует педагог.
В заключение он читает четверостишие:
Заря‑заряница,
Солнцева сестрица,
День замыкает,
Месяц зажигает.
Воспитатель просит детей понаблюдать, будет ли сегодня вечерняя заря‑заряница.
Ноябрь 2 неделя
Звуковая культура речи: звук ц
Цель. Упражнять детей в произнесении звука ц (изолированного, в слогах, в словах). Совершенствовать интонационную выразительность речи. Учить различать слова, начинающиеся со звука ц, ориентируясь не на смысл слова, а на его звучание.
Ход занятия.
Воспитатель напоминает детям о том, что они учились различать похожие звуки с, сь – з, зь. «Сейчас я проверю, не путаете ли вы их. Будьте внимательны, – говорит педагог. – Киска ест сметану из миски. Какой звук слышите? (Звук с).
„А недавно две газели позвонили и запели“ (Корней Чуковский „Телефон“), – педагог повторяет три последние слова и спрашивает: Какой звук встречается во всех этих словах?» (Звук з).
Воспитатель хвалит детей за умение различать звуки на слух. Затем спрашивает, любят ли дети загадки, и предлагает отгадать одну из них.
Два конца, два кольца,
Посередине гвоздик.
(Ножницы)
После того как дети отгадают загадку, воспитатель, слегка интонируя звук ц, произносит слова: кольца, концы, ножницы.
|
|
«Какой звук я выделила голосом? – спрашивает педагог. – Этот звук тоже важно научиться произносить правильно и чётко. Сначала давайте поцокаем, как белки: „Ц‑ц‑ц‑ц“ (хоровой и 3–4 индивидуальных ответа). А теперь позовём цыплят: „Цып‑цып‑цып“. И насыплем им зёрнышек. Пусть клюют.
Цыплят заметила кошка Царапка. Как кошку зовут? „Сейчас я, – говорит Царапка, – цыплят цап‑цап‑цап “. Что сказала кошка? Скажите ей: „Царапка, не смей трогать и пугать цыплят!“ (Хоровой и индивидуальные ответы.) Царапка убежала. Цыплята ушли. Но появился мышонок. Сидит он, моет свою мордочку, моет без водицы и без мыльца, как мышонок из знакомой вам сказки:
А мышонок вымыл рыльце
Без водицы и без мыльца.
Из какой сказки этот мышонок? Кто эту замечательную сказку написал?» (Самуил Маршак. «Сказка об умном мышонке».)
Воспитатель просит повторить стихотворные строки так, чтобы в словах рыльце, водица, мыльце был слышен звук ц.
Затем педагог предлагает поиграть. «Я буду произносить слова. Когда вы услышите в слове звук ц, хлопните в ладоши. Цапля… цокает… ходит… цветок… растёт… цветёт… цирк… приехал… цифра… пятёрка». (Между словами воспитатель делает паузу, считая про себя до трёх.)
Педагог называет детей, которые спешили с ответами и проиграли.
«В любой игре надо быть внимательнее, принимать решение самостоятельно, не ориентироваться на товарищей. Ведь у нас занятие, а это значит, что мы чему‑то учимся, и возможны ошибки», – завершает занятие воспитатель.
Декабрь 4 неделя