Положительные последствия процесса глобализации

Типология обществ

   Тип        линии сравнения     Аграрное (традиционное)     Индустриальное  Постиндустриальное (информационное)
Экономика Основной фактор производства – земля,  75 % населения заняты сельским хозяйством, ручной труд, зависимость от природы Основной фактор производства  – капитал 85 % населения заняты в промышленности, происходит промышленный переворот, массовое промышленное производство, применение механизмов, технологий, их совершенствование Основной фактор производства – информация, 66 % населения занято в сфере услуг,   компьютеризация общества.   Глобализация (в различных сферах жизни общества)
Социальная структура Сословный принцип деления общества - общество делиться на сословия (привилегированные и непривилегированные), сословия замкнуты (трудность перехода)-низкая мобильность, коллективизм Классовый принцип деления общества - общество делится на классы, они открыты и подвижны (социальная мобильность – переход из одного класса в другой), индивидуализм Деление общества на классы в соответствии с уровнем знаний, квалификацией, рост численности среднего класса, индивидуализм
Политика  Преобладают монархии, права и свободы человека отсутствуют, господство армии и церкви Политические права и свободы, равенство перед законом, выборность власти Политические права и свободы, равенство перед законом, выборность власти, политический плюрализм (многообразие) сильное гражданское общество
Духовная жизнь Господствуют традиционные ценности (семья, религия), малое количество образованных людей Ценности прогресса, личного успеха, развивается наука, распространяется массовая культура, возникают субкультуры Высокий уровень образования (и его продолжение в течение жизни), особая роль науки, ведущая роль информации

Промышленная революция (промышленный переворот) – переход от ручного труда к машинному производству.

Научно-техническая революция – это резкий скачок в развитии производительных сил общества, переход их в качественно новое состояние на основе коренных сдвигов в системе знаний.


 

Концепции общественного развития


Линейно –стадиальный подход

Подход предполагает  однолинейность развития

а) формационный подход (основоположники – Маркс, Энгельс;. Ключевое понятие – формация.

Общественно-экономическая формация – это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, с присущим ему способом производства, экономическим  строем (базис) и возвышающейся над ним духовной сферой (надстройка).

Первобытнообщинная рабовладельческая феодальная капиталистическая коммунистическая

Б) стадиальный   

Общество в своем развитии проходит определенные стадии (традиционное, индустриальное, постиндустриальное)

2) Цивилизационный подход к анализу исторического развития общества

(локально-цивилизационный)  

Цивилизация – 1) уровень развития материальной и духовной культуры, характерный для какой-либо страны или региона; 2) синоним понятия «культура»

Суть подхода – у каждой страны свой собственный путь развития.

Подход предполагает  многолинейность развития.     

 

Общественное развитие

Направления общественного развития:

1) Прогресс – направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к сложному, движение вперед к более совершенному.

Характеристики прогресса:

а) Относительность прогресса (есть области, к которым понятие прогресса неприменимо, например, искусство)

б) Противоречивость прогресса (совершенствование в одних областях может обернуться потерями в других)

в) Существуют критерии прогресса:

· Развитие человеческого разума

· Совершенствование нравственности людей

· Прогресс науки и техники

· Развитие производительных сил

· Возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку

· Гуманистический критерий (средняя продолжительность жизни, состояние здоровья, развитие образования, чувство удовлетворенности жизнью

·

2) Регресс – это направление, для которого характерен переход от высшего к низшему, от более совершенного к менее совершенному,  процессы деградации, понижение уровня организации.

 

Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперед могло задерживаться и даже на время останавливаться, что называется стагнацией (застоем).

-------------------------------------------

Эволюция – медленное постепенное развитие, происходящее естественным путем. Характерна и для природы, и для общества.

 

Способы общественных изменений

1) Реформа – это продуманное постепенное изменение какой-либо сферы общественной жизни, проводимое властью. Реформы могут происходить в экономической сфере (принятие антимонопольного законодательства), в социальной сфере (пенсионная реформа), в политической сфере (реформа избирательной системы), в духовной сфере (изменение системы образования). ПРОВОДИТСЯ «СВЕРХУ»

 

2) Революция – коренной переворот; резкое качественное изменение всех сфер общественной жизни  (научно-техническая революция приводит к преобразованию в производственной сфере, революция в политике ведет к изменению формы правления). ПРОВОДИТСЯ «СНИЗУ»

 

Инновация – рядовое, однократное улучшение (например, оснащение школьных кабинетов компьютерами).

 

       Исторический процесс (развитие общества) – это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей.

Движущие силы исторического процесса

1) Народ (все слои населения, участвующие в общественном развитии)

2) Элита (ограниченный круг лиц, достигших наибольших успехов в сфере своей деятельности)

3) Социальные группы, общественные объединения (сословия, классы, партии)

4) Историческая личность (личность, которая влияет на ход и исход исторических событий)

Современное общество

· Информационное

· Постиндустриальное

· Техногенное

· Глобальное

· Общество массового потребления

 


 

Глобализация

Глобализация – это процесс взаимопроникновения, усиления взаимовлияния и взаимозависимости стран и народов во всех сферах жизни современного общества.

 

Глобализация = международная интеграция.

 

Толчком для глобализации (международной интеграции) стала Вторая мировая война.

Проявления глобализации:

1. Политика

а) Появление надгосударственных образований:

- ЕС (Европейский союз)– экономический и политический союз европейских государств,

б) Появление межгосударственных образований:

- СНГ (Содружество независимых государств)– политический и социо-культурный союз,

- ЕврАзЭС (Евразийский экономический союз) — экономическая организация,

В) появление международных политико-правовых структур (например, Интерпол, Суд по правам человека)

2. Экономика:

а) Международное разделение труда (в зависимости от наличия ресурсов).

б) Формирование рынка международной торговли (ВТО — Всемирная торговая организация).

в) Появление международных финансовых институтов (МВФ — Международный валютный фонд).

г) Развитие транснациональных компаний – ТНК.

3. Духовная сфера:

а) Развитие международного туризма (сближение культур, преодоление разобщенности).

б) Импорт и экспорт культур.

в) Формирование единой массовой культуры

г) Развитие английского языка как языка международного общения.

Д) Интернационализация образования (можно уехать учиться за границу)

4. Социальная сфера:

а) Постоянные миграции населения.

б) Формирование единого стандарта потребления.

В) Развитие глобальных коммуникационных сетей (Фэйсбук, Инстаграм).

 


Положительные последствия процесса глобализации

1) Стимулирующее воздействие на экономику (снижение издержек производства, увеличение прибыли, использование технических достижений развитых стран)

2) Улучшенное качество товаров и услуг из-за увеличения конкуренции

3) Повышение общего уровня образования 

4) Увеличение количества  новой, интересной информации для каждого жителя планеты

5) Международное право, суды. Преступники предоставляются правосудию

6) Сближение интересов государств, учет интересов друг друга (глобализация предостерегает от крайних действий  в политике, экономике)

7) Обогащение культур

  Негативные последствия процесса глобализации 1) Насаждение единого стандарта потребления 2) Глобализация в сфере культуры ведет к распространению массовой культуры и ослаблению национальных культур 3) Создание препятствий для развития отечественного производства  

 

 

Глобальные проблемы.

Черты глобальных проблем:

1. Имеют планетарный, общемировой характер, затрагивают интересы всех стран и народов мира.

2. Угрожают деградацией и гибелью всему человечеству.

3. Требуют неотложных и эффективных решений.

4. Требуют коллективных усилий всех стран, совместных действий народов.

 

Причины возникновения глобальных проблем:

1. Рост численности населения Земли (в том числе экологический след).

2. Развитие производства и эксплуатации природы.

3. Потребительское отношение к окружающей среде.

4. Неготовность человечества оценивать последствия изобретений, событий.

 

Глобальные проблемы человечества: пути решения

Экологические проблемы (человек-природа) § Глобальное потепление: ограничение выбросов в атмосферу § Озоновые дыры: ограничение производства § Загрязнение окружающей среды: очистка выбросов и природоохранное законодательство § Вымирание видов флоры и фауны: создание заповедников, воссоздание § Исчерпание природных ресурсов: ограничение потребления, переработка, поиск альтернативных источников § Природные катастрофы: прогнозирование, устойчивые конструкции § Проблема «Север-Юг» Техногенные проблемы (человек-техника) § Энергетическая проблема: поиск альтернативных источников энергии (солнечная энергия, энергия приливов и отливов, энергия ветра, энергия недр) § Катастрофы на АЭС, ГЭС: совершенствование технологий § Техногенные катастрофы: законодательное регулирование, совершенствование технологий § Проблема освоения Мирового океана: развитие науки § Проблема освоения космоса: развитие науки § Проблема «Север-Юг»  
Проблемы сохранения жизни (человек-общество) ü Оружие массового поражения: разоружение ü Терроризм????? ü Расизм, нацизм: распространение образования   ü Проблема пресной воды: очищение, транспортировка ü Локальные военные конфликты: вмешательство миротворцев   ü Проблема транспортных катастроф: совершенствование технологий ü Проблема «Север-ЮГ»       Социальные проблемы (человек-человек) o Проблема крайней бедности: помощь «богатых», гуманитарная помощь o Продовольственная проблема: рационализация с/х o Проблема роста заболеваний: развитие науки, улучшение экологической обстановки, ЗОЖ o Рост потребления: повторное использование, самоограничение, налоговые ограничения o Демографическая проблема: - демографическая яма (низкая рождаемость) – развитые страны, в т.ч. РФ: гос.программы - демографический взрыв (высокая рождаемость) - развивающие страны, в т.ч. Индия, Китай: ограничение рождаемости o Проблема «Север-Юг»     

 


 

 

  Тема «Общество» (1) 1. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це
   
Сферы общества Учреждения, организации
экономическая За­во­ды, фирмы, банки, рынки и др.
………………… Го­су­дар­ство, пар­ла­мент, пра­ви­тель­ство, су­деб­ная си­сте­ма, пар­тии и др.

2. Ниже приведён ряд терминов. Всё они, за исключением двух, характеризуют традиционное общество.

1) коллективизм  2) массовое производство     3) традиционализм

4) сословия            5) стабильность структуры  6) промышленный переворот

 

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

           

   

З. Ниже при­ве­ден пе­ре­чень тер­ми­нов. Все они, за ис­клю­че­ни­ем двух, от­но­сят­ся к по­ня­тию «об­ще­ствен­ный про­гресс».

 

1) ре­фор­ма 2) эво­лю­ция 3) ре­во­лю­ция
4) за­стой 5) ска­чок 6) спад

 

4. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между от­ли­чи­тель­ны­ми при­зна­ка­ми и ти­па­ми об­ществ, ко­то­рые они ил­лю­стри­ру­ют: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ОТ­ЛИ­ЧИ­ТЕЛЬ­НЫЕ ПРИ­ЗНА­КИ   ТИПЫ ОБ­ЩЕСТВ
А) раз­ви­тие вы­со­ких тех­но­ло­гий                                                     Б) уско­ре­ние раз­ви­тия про­мыш­лен­но­сти В) вы­дви­же­ние на пер­вый план сферы услуг              Г) до­ми­ни­ро­ва­ние ре­ли­ги­оз­ных цен­но­стей Д) об­щин­ный уклад, кол­лек­ти­визм          1) аграрное        2) индустриальное         3) постиндустриальное          

           

А Б В Г Д
         

 

5. В стране Z происходит широкое внедрение компьютерных технологий в различные сферы

жизни. Какие другие признаки позволят сделать вывод о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите цифры, под которыми указаны эти признаки.

 

1) Природные факторы оказывают влияние на развитие общества.

2) Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие технологии.

3) Информационные технологии являются важнейшим условием развития производства.

4) Наблюдается низкий уровень социальной мобильности.

5) Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства.

6) Постепенно складывается демократия.

    6. Выберите верные суждения о коммуникативной деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.   1) Одним из барьеров в процессе коммуникации людей выступает их личная взаимная неприязнь. 2) Средством вербального общения является мимика. 3) Информационное общество создало новые формы общения. 4) Речь является самым продуктивным инструментом человеческого общения. 5) Основной целью коммуникации является обмен эмоциями. 7. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.   «Мно­гие ис­сле­до­ва­те­ли счи­та­ли, что в со­ци­у­ме долж­ны иметь место такие же жёсткие, как и в при­ро­де, не­за­ви­си­мые от воли людей при­чин­но-след­ствен­ные ______(А). Пред­по­ла­га­лось, что их вы­яв­ле­ние и яв­ля­ет­ся глав­ной за­да­чей на­уч­но­го об­ще­ст­во­зна­ния, по­сколь­ку это поз­во­лит про­гно­зи­ро­вать даль­ней­шее раз­ви­тие ________(Б). Но этот под­ход упро­щал мно­го­мер­ную кар­ти­ну _______(В) жизни, остав­ляя в сто­ро­не со­зна­тель­но-во­ле­вую  со­став­ля­ю­щую _______(Г) людей. В XX в. стало фор­ми­ро­вать­ся пред­став­ле­ние о за­ко­нах-тен­ден­ци­ях, от­ра­жа­ю­щих не­ко­то­рые объ­ек­тив­ные ___(Д) об­ще­ствен­ной жизни. Боль­ше вни­ма­ния в раз­ви­тии об­ще­ства стало уде­лять­ся _______(Е) со­ци­аль­ных яв­ле­ний, учёту роли ду­хов­ных фак­то­ров — ин­те­ре­сов, на­стро­е­ний, цен­ност­ных уста­но­вок людей».   Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном па­де­же. Каж­дое слово (сло­во­со­че­та­ние) может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз.   Спи­сок тер­ми­нов:  
1) об­ще­ство 2) спе­ци­фи­ка 3) при­род­ная
4) со­ци­аль­ная 5) связь 6) де­я­тель­ность
7) про­цес­сы 8) за­ко­ны 9) цен­но­сти

 

А Б В Г Д Е
           
   

8. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

 

«Практика — это чувственно-предметная деятельность людей, их воздействие на тот или иной _______(А) в целях его преобразования для удовлетворения исторически сложившихся __________(Б). По отношению к познанию практика выполняет троякую роль. Во-первых, она является ________(В) познания, его движущей силой, даёт познанию необходимый фактический материал, подлежащий обобщению и теоретической обработке. Тем самым практика питает познание, как почва — дерево, не даёт ему отрываться от реальной жизни. Во-вторых, практика является сферой приложения знаний. И в этом смысле она _______(Г) познания. В-третьих, практика служит _______(Д), мерилом проверки истинности результатов познания. Только те результаты познания, которые прошли проверку практикой, могут претендовать на ______(Е) значение, на независимость от произвола и заблуждений».

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

 

Список терминов:

1) способность        

2) источник   

3) объект

4) субъект    

5) критерий

6) объективное

7) абсолютное         

8) потребность        

9) цель

 

А Б В Г Д Е
           

Тема «Общество» (2)

1. Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Один из критериев общественного прогресса связан с достигнутым уровнем материально-технического развития общества.

2) Общество выполняет функцию воспроизводства и социализации человека.

3) Неотъемлемой чертой развития любого общества является деградация, возврат к уже отжившим социальным структурам и отношениям.

4) Революцией называют поэтапное преобразование, связанное с изменением какой либо стороны общественной жизни.

5) Общество представляет собой сложную статическую систему.

 

2. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «общественный регресс».

 

1) движение    2) изменение 3) техническая революция     4) совершенствование

5) упадок      6) деградация

   

Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.

3. В стране Z преобладают экстенсивная технология и ручные орудия труда. Найдите в приведенном списке иные признаки, которые свидетельствуют о том, что страна Z развивается как традиционное общество и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) основными социальными ячейками являются племя и большая семья

2) происходит рост численности городского населения

3) устная информация преобладает над письменной

4) интенсивно развивается инфраструктура

5) широко распространяются научные знания

6) господствует натуральное хозяйство

 

4. Установите соответствие между признаками и типами обществ: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ПРИЗНАКИ                                                                                                       ТИПЫ ОБЩЕСТВ

А) экономической базой общества является промышленность              1) традиционное

Б) превращение информации в фактор производства                           2) индустриальное

В) внеэкономическое принуждение к труду                                               3) информационное

Г) происходит формирование классов в социальной структуре общества

Д) глобализация экономики и финансов

 

А Б В Г Д
         

5. Выберите верные суждения об обществе как системе и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) общество как форма организации присуще всем живым существам в природе;

2) все сферы общественной жизни и социальные институты подвержены изменениям;

3) обществом называют большие группы людей, объединенных совместной деятельностью;

4) общество является самоорганизующейся системой;

5) влияние природных факторов на развитие современного общества отсутствует.

 

 

6. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

 

В по­все­днев­ной жизни на про­тя­же­нии ты­ся­че­ле­тий люди вовсе не ста­ви­ли своей _______(А) целью обес­пе­чить какой-то об­ще­ствен­ный _______(Б), они про­сто пы­та­лись удо­вле­тво­рить свои на­сущ­ные _______(В) как фи­зио­ло­ги­че­ско­го, так и _______(Г) свой­ства. Каж­дая цель на этом пути по­сто­ян­но ото­дви­га­лась, по­сколь­ку каж­дый новый уро­вень удо­вле­тво­ре­ния по­треб­но­стей тут же оце­ни­вал­ся, как не­до­ста­точ­ный, и сме­нял­ся новой _______(Д). Таким об­ра­зом, про­гресс был все­гда во мно­гом пред­опре­делён _______(Е) и со­ци­аль­ной при­ро­дой че­ло­ве­ка, и по смыс­лу этого про­цес­са он дол­жен был при­бли­жать мо­мент, когда окру­жа­ю­щая жизнь ста­нет оп­ти­маль­ной для че­ло­ве­ка с точки зре­ния его био­ло­ги­че­ской и со­ци­аль­ной при­ро­ды.

Про­пу­щен­ные эле­мен­ты:

1) цель

2) со­зна­тель­ный

3) по­треб­ность

4) ре­зуль­тат

5) про­гресс

6) пре­стиж­ный

7) со­ци­аль­ный

8) био­ло­ги­че­ский

9) ре­грес­сив­ный

 

А Б В Г Д Е
           

7. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.

«Понятие «общество» многозначно. Часто под обществом понимается социальная ____(А), объединенная общим _____ (Б) ее членов, например, дворянское общество, или общностью _____ (В). Социологи называют общество динамической _____ (Г), подчеркивая этим связь различных компонентов общественной жизни и их изменения в ходе исторического развития. Эти изменения могут носить постепенный характер, а могут ускоряться в ходе ____ (Д) или благодаря реформам. Реформы, как правило, меняют какую-либо сторону жизни при сохранении основ существующего _____ (Е). Разрешая реально существующие в обществе противоречия, реформы прокладывают дорогу новому».

 

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано

только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя

каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам

потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. система

2. структура

3. группа

4. революция

5. интерес

6. прогресс

7. социальный статус

8. строй

9. сфера

А Б В Г Д Е
           

 

                                                        

 

                                                                    Тема «Общество» (3)

  1. За­пи­ши­те слово, про­пу­щен­ное в таб­ли­це
ТИП ОБ­ЩЕ­СТВА
ОС­НОВ­НОЙ ФАК­ТОР ПРО­ИЗ­ВОД­СТВА

 

Аг­рар­ное ………………
Пост­ин­ду­стри­аль­ное Ин­фор­ма­ция

 

 
  2.Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, связаны с понятием «глобализация».   1) стратификация              2) интернет-сети                    3) мировые рынки 4) локальная цивилизация     5) интернационализация     6) международное разделение труда Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.  
   

 

     
     

3. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между со­ци­аль­ны­ми фак­та­ми и ис­то­ри­че­ски­ми ти­па­ми об­ществ: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

СО­ЦИ­АЛЬ­НЫЕ ФАКТЫ   ИС­ТО­РИ­ЧЕ­СКИЕ ТИПЫ
А) аг­рар­но-сы­рье­вой тип хо­зяй­ства Б) по­яв­ле­ние мас­со­вой куль­ту­ры В) раз­ви­тие гло­баль­ных ком­пью­тер­ных сетей Г) со­зда­ние кон­вей­е­ра Д) ве­ду­щая роль науки в про­из­вод­стве   1) ин­фор­ма­ци­он­ное 2) ин­ду­стри­аль­ное 3) тра­ди­ци­он­ное
А Б В Г Д
         

4. Най­ди­те в при­ве­ден­ном спис­ке черты, от­ли­ча­ю­щие гло­баль­ные про­бле­мы от дру­гих про­блем че­ло­ве­че­ства. За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) тре­бу­ют для сво­е­го раз­ре­ше­ния сов­мест­ных уси­лий го­су­дарств мира

2) воз­ник­ли во вто­рой по­ло­ви­не про­шло­го века

3) от­ра­жа­ют про­ти­во­ре­чие между по­треб­но­стя­ми людей и воз­мож­но­стя­ми

4) вы­зва­ны не­хват­кой при­род­ных ре­сур­сов

5) носят мас­штаб­ный ха­рак­тер

  5. Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но.   1) cослов­ное де­ле­ние  2) вос­про­из­вод­ство со­ци­аль­но­го иде­а­ла 3) кол­лек­ти­вист­ские цен­но­сти 4) тра­ди­ци­он­ное об­ще­ство 5) сель­ская об­щи­на; 6) сра­щи­ва­ние вла­сти и соб­ствен­но­сти 6. В стране R преобладает простое товарное производство. Какие черты свидетельствуют о том, что в стране сохраняется традиционное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны.   1) сложилась сословная социальная структура 2) в обществе существует высокая социальная мобильность 3) введено всеобщее начальное образование 4) преобладает массовая культура 5) большинство населения проживает в сельской местности 6) господствует религиозное сознание  

 

  7. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.   «Учёные вы­де­ля­ют не­сколь­ко групп гло­баль­ных про­блем со­вре­мен­но­го че­ло­ве­че­ства. Пер­вая груп­па про­блем свя­за­на с от­но­ше­ни­я­ми между го­су­дар­ства­ми. Устра­не­ние _______(А) эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия, со­хра­не­ние мира — это од­но­вре­мен­но ре­ше­ние и про­бле­мы здо­ро­вья людей, и про­бле­мы ка­че­ства осво­е­ния при­род­ных ре­сур­сов. Оста­нов­ка ________(Б) также пре­дот­вра­ща­ет за­гряз­не­ние при­род­ной среды в пла­не­тар­ном мас­шта­бе. Вто­рая груп­па вклю­ча­ет в себя про­бле­мы не­по­сред­ствен­но­го ______(В) при­ро­ды и об­ще­ства. Это, на­при­мер, ис­то­ще­ние ________(Г) недр Земли и Ми­ро­во­го оке­а­на. В дан­ном слу­чае про­бле­ма при­ро­ды и об­ще­ства — это про­бле­ма био­ло­ги­че­ских основ жизни опо­сре­до­ван­ных ___________(Д). Тре­тья груп­па про­блем от­ра­жа­ет вза­и­мо­дей­ствие че­ло­ве­ка и об­ще­ства. К ним от­но­сят, на­при­мер, про­бле­мы __________(Е), здра­во­охра­не­ния, куль­тур­но­го на­сле­дия».   Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном па­де­же. Каж­дое слово (сло­во­со­че­та­ние) может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз.   Вы­би­рай­те по­сле­до­ва­тель­но одно слово за дру­гим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый про­пуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что слов в спис­ке боль­ше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния про­пус­ков.   Спи­сок тер­ми­нов:  
1) сред­ство 2) вза­и­мо­дей­ствие 3) со­ци­аль­ные усло­вия
4) не­рав­но­мер­ность 5) об­ще­ство 6) на­ро­до­на­се­ле­ние
7) гонка во­ору­же­ний 8) об­ще­ствен­ный про­гресс   9) при­род­ные ре­сур­сы  
А Б В Г Д Е
           

 

 

                                                             Тема «Общество» (4)

1. Запишите слово. пропущенное в схеме.

 

2. Най­ди­те в при­ведённом ниже спис­ке осо­бен­но­сти ре­фор­мы как формы со­ци­аль­ных из­ме­не­ний и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) су­ще­ствен­ные пре­об­ра­зо­ва­ния, вво­ди­мые за­кон­ным путём

2) смена пра­вя­щей груп­пи­ров­ки при со­хра­не­нии су­ще­ству­ю­щих об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний

3) по­сте­пен­ное из­ме­не­ние в раз­лич­ных сфе­рах об­ще­ства, про­ис­хо­дя­щее под вли­я­ни­ем объ­ек­тив­ных фак­то­ров

4) круп­ные пре­об­ра­зо­ва­ния, про­во­ди­мые по ини­ци­а­ти­ве вла­стей

5) мас­штаб­ные пре­об­ра­зо­ва­ния, не за­тра­ги­ва­ю­щие фун­да­мен­таль­ных основ жизни об­ще­ства

 

3. Выберите верные суждения о глобальных проблемах современного человечества и запишите цифры, под которыми они указаны.

 

1) Глобальными проблемами называется совокупность проблем, от решения которых зависит будущее человечества.

2) Глобальные проблемы могут быть самостоятельно решены отдельными странами мира.

3) Проблема «Север-Юг» проявляется в разрыве в уровне экономического развития стран мира.

4) Одним из негативных результатов экономической деятельности людей стало истощение природных ресурсов.

5) Все глобальные проблемы являются следствием экономической глобализации.

 

4. Вы­бе­ри­те вер­ные суж­де­ния об об­ще­стве и его из­ме­не­ни­ях и за­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

 

1) Ре­фор­ма как форма со­ци­аль­ных из­ме­не­ний, как пра­ви­ло, пред­по­ла­га­ет рез­кие ка­че­ствен­ные из­ме­не­ния об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний.

2) Об­ще­ство со­сто­ит из вза­и­мо­свя­зан­ных и вза­и­мо­дей­ству­ю­щих эле­мен­тов.

3) Гу­ма­ни­сти­че­ский кри­те­рий про­грес­са свя­зы­ва­ют с ро­стом про­из­вод­ства и по­вы­ше­ни­ем про­из­во­ди­тель­но­сти труда.

4) Об­ще­ство яв­ля­ет­ся ди­на­мич­ной си­сте­мой.

5) Воз­вра­ще­ние к из­жив­шим себя со­ци­аль­ным струк­ту­рам на­зы­ва­ют ре­грес­сом.

 

5. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между про­яв­ле­ни­я­ми и оцен­ка­ми по­след­ствий гло­ба­ли­за­ции: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

 

ПРО­ЯВ­ЛЕ­НИЯ   ОЦЕН­КИ ПО­СЛЕД­СТВИЙ ГЛО­БА­ЛИ­ЗА­ЦИИ

А) на­саж­де­ние еди­но­го стан­дар­та по­треб­ле­ния

Б) сбли­же­ние  и на­ро­дов и го­су­дарств

В) на­вя­зы­ва­ние опре­делённого об­ра­за жизни

Г) сти­му­ли­ро­ва­ние эко­но­ми­че­ско­го раз­ви­тия

Д) воз­ник­но­ве­ние со­ци­о­куль­тур­но­го взаимодействия

 

А Б В Г Д
         

 

  1) по­зи­тив­ные по­след­ствия 2) не­га­тив­ные по­след­ствия

6. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

 

«Со­ци­аль­ный про­гресс — одна из форм ______(А) об­ще­ства, свя­зан­ная с пе­ре­хо­дом к более вы­со­ко­му уров­ню раз­ви­тия ма­те­ри­аль­ной и ду­хов­ной куль­ту­ры.

Про­гресс как по­ня­тие можно при­ме­нять как к _____(Б) в целом, так и к от­дель­ным её эле­мен­там. От­но­ше­ние ис­сле­до­ва­те­лей к ________(В) со­ци­аль­но­го про­грес­са не­од­но­знач­но. В ряде слу­ча­ев про­ис­хо­дит за­стой­ное, по­пят­ное раз­ви­тие об­ще­ства. Можно также го­во­рить о ________(Г), дви­же­нии по кругу.

Для опре­де­ле­ния уров­ня про­грес­сив­но­сти того или иного об­ще­ства тра­ди­ци­он­но ис­поль­зо­ва­лись

два ____(Д): уро­вень про­из­во­ди­тель­но­сти труда и сте­пень сво­бо­ды лич­но­сти в об­ще­стве. Со­вре­мен­ная наука вы­дви­га­ет ещё один — уро­вень __________(Е) в об­ще­стве».

 

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном па­де­же. Каж­дое слово (сло­во­со­че­та­ние) может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз.

Вы­би­рай­те по­сле­до­ва­тель­но одно слово за дру­гим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый про­пуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что слов в спис­ке боль­ше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния про­пус­ков.

 

Спи­сок тер­ми­нов:

 

1) ре­зуль­тат 2) со­вре­мен­ное об­ще­ство 3) из­ме­не­ние
4) нрав­ствен­ность 5) цик­лич­ность 6) ре­во­лю­ция
7) со­ци­аль­ная си­сте­ма 8) по­ли­ти­ка 9) кри­те­рий

7.  Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, B ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

 

«Че­ло­век живёт в ______ (А), и его по­ступ­ки обу­слов­ле­ны ста­нов­ле­ни­ем, раз­ви­ти­ем в кол­лек­ти­ве. Нель­зя жить среди людей, не всту­пая в опре­делённые ______ (В) с окру­жа­ю­щи­ми.

В усло­ви­ях со­вре­мен­ной Рос­сии и скла­ды­ва­ю­щих­ся B ней новых ______ (B) от­но­ше­ний, ры­ноч­ной ______ (Г) и кон­ку­рент­ной борь­бы зна­чи­тель­но воз­рас­та­ет роль осмыс­лен­ной ори­ен­ти­ров­ки че­ло­ве­ка B окру­жа­ю­щей среде. Без по­ни­ма­ния тво­ря­ще­го­ся во­круг не­воз­мож­но пра­виль­но сори­ен­ти­ро­вать­ся в жизни, на­ла­дить нор­маль­ные вза­и­мо­от­но­ше­ния с дру­ги­ми лю­дь­ми и об­ще­ствен­ны­ми ______ (Д). И в этом не­оце­ни­мую по­мощь ока­зы­ва­ет со­ци­аль­ная пси­хо­ло­гия.

Со­ци­аль­ная пси­хо­ло­гия изу­ча­ет за­ко­но­мер­но­сти пси­хи­че­ских яв­ле­ний, воз­ни­ка­ю­щих при со­ци­аль­ном вза­и­мо­дей­ствии людей. Роль ______ (Е), ко­то­ры­ми рас­по­ла­га­ет со­ци­аль­ная пси­хо­ло­гия, сей­час зна­чи­тель­но воз­рос­ла».

 

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном па­де­же. Каж­дое слово может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз. Вы­би­рай­те по­сле­до­ва­тель­но одно слово за дру­гим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый про­пуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что слов в спис­ке боль­ше, чем Вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния про­пус­ков.

 


Спи­сок тер­ми­нов:

1) по­ве­де­ние

2) эко­но­ми­ка

3) груп­па

4) по­зи­ция

5) зна­ние

6) об­ще­ство

7) об­ще­ствен­ный

8) от­но­ше­ние

9) норма


 

        

                                            





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: