Типология обществ
Тип линии сравнения | Аграрное (традиционное) | Индустриальное | Постиндустриальное (информационное) |
Экономика | Основной фактор производства – земля, 75 % населения заняты сельским хозяйством, ручной труд, зависимость от природы | Основной фактор производства – капитал 85 % населения заняты в промышленности, происходит промышленный переворот, массовое промышленное производство, применение механизмов, технологий, их совершенствование | Основной фактор производства – информация, 66 % населения занято в сфере услуг, компьютеризация общества. Глобализация (в различных сферах жизни общества) |
Социальная структура | Сословный принцип деления общества - общество делиться на сословия (привилегированные и непривилегированные), сословия замкнуты (трудность перехода)-низкая мобильность, коллективизм | Классовый принцип деления общества - общество делится на классы, они открыты и подвижны (социальная мобильность – переход из одного класса в другой), индивидуализм | Деление общества на классы в соответствии с уровнем знаний, квалификацией, рост численности среднего класса, индивидуализм |
Политика | Преобладают монархии, права и свободы человека отсутствуют, господство армии и церкви | Политические права и свободы, равенство перед законом, выборность власти | Политические права и свободы, равенство перед законом, выборность власти, политический плюрализм (многообразие) сильное гражданское общество |
Духовная жизнь | Господствуют традиционные ценности (семья, религия), малое количество образованных людей | Ценности прогресса, личного успеха, развивается наука, распространяется массовая культура, возникают субкультуры | Высокий уровень образования (и его продолжение в течение жизни), особая роль науки, ведущая роль информации |
Промышленная революция (промышленный переворот) – переход от ручного труда к машинному производству.
|
|
Научно-техническая революция – это резкий скачок в развитии производительных сил общества, переход их в качественно новое состояние на основе коренных сдвигов в системе знаний.
Концепции общественного развития
Линейно –стадиальный подход
Подход предполагает однолинейность развития
а) формационный подход (основоположники – Маркс, Энгельс;. Ключевое понятие – формация.
Общественно-экономическая формация – это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, с присущим ему способом производства, экономическим строем (базис) и возвышающейся над ним духовной сферой (надстройка).
Первобытнообщинная рабовладельческая феодальная капиталистическая коммунистическая
|
|
Б) стадиальный
Общество в своем развитии проходит определенные стадии (традиционное, индустриальное, постиндустриальное)
2) Цивилизационный подход к анализу исторического развития общества
(локально-цивилизационный)
Цивилизация – 1) уровень развития материальной и духовной культуры, характерный для какой-либо страны или региона; 2) синоним понятия «культура»
Суть подхода – у каждой страны свой собственный путь развития.
Подход предполагает многолинейность развития.
Общественное развитие
Направления общественного развития:
1) Прогресс – направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к сложному, движение вперед к более совершенному.
Характеристики прогресса:
а) Относительность прогресса (есть области, к которым понятие прогресса неприменимо, например, искусство)
б) Противоречивость прогресса (совершенствование в одних областях может обернуться потерями в других)
в) Существуют критерии прогресса:
· Развитие человеческого разума
· Совершенствование нравственности людей
· Прогресс науки и техники
· Развитие производительных сил
· Возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку
· Гуманистический критерий (средняя продолжительность жизни, состояние здоровья, развитие образования, чувство удовлетворенности жизнью
·
2) Регресс – это направление, для которого характерен переход от высшего к низшему, от более совершенного к менее совершенному, процессы деградации, понижение уровня организации.
Человечество в целом никогда не регрессировало, но его движение вперед могло задерживаться и даже на время останавливаться, что называется стагнацией (застоем).
-------------------------------------------
Эволюция – медленное постепенное развитие, происходящее естественным путем. Характерна и для природы, и для общества.
Способы общественных изменений
1) Реформа – это продуманное постепенное изменение какой-либо сферы общественной жизни, проводимое властью. Реформы могут происходить в экономической сфере (принятие антимонопольного законодательства), в социальной сфере (пенсионная реформа), в политической сфере (реформа избирательной системы), в духовной сфере (изменение системы образования). ПРОВОДИТСЯ «СВЕРХУ»
2) Революция – коренной переворот; резкое качественное изменение всех сфер общественной жизни (научно-техническая революция приводит к преобразованию в производственной сфере, революция в политике ведет к изменению формы правления). ПРОВОДИТСЯ «СНИЗУ»
Инновация – рядовое, однократное улучшение (например, оснащение школьных кабинетов компьютерами).
Исторический процесс (развитие общества) – это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей.
Движущие силы исторического процесса
1) Народ (все слои населения, участвующие в общественном развитии)
2) Элита (ограниченный круг лиц, достигших наибольших успехов в сфере своей деятельности)
3) Социальные группы, общественные объединения (сословия, классы, партии)
4) Историческая личность (личность, которая влияет на ход и исход исторических событий)
Современное общество
· Информационное
· Постиндустриальное
· Техногенное
· Глобальное
· Общество массового потребления
Глобализация
Глобализация – это процесс взаимопроникновения, усиления взаимовлияния и взаимозависимости стран и народов во всех сферах жизни современного общества.
Глобализация = международная интеграция.
Толчком для глобализации (международной интеграции) стала Вторая мировая война.
|
|
Проявления глобализации:
1. Политика
а) Появление надгосударственных образований:
- ЕС (Европейский союз)– экономический и политический союз европейских государств,
б) Появление межгосударственных образований:
- СНГ (Содружество независимых государств)– политический и социо-культурный союз,
- ЕврАзЭС (Евразийский экономический союз) — экономическая организация,
В) появление международных политико-правовых структур (например, Интерпол, Суд по правам человека)
2. Экономика:
а) Международное разделение труда (в зависимости от наличия ресурсов).
б) Формирование рынка международной торговли (ВТО — Всемирная торговая организация).
в) Появление международных финансовых институтов (МВФ — Международный валютный фонд).
г) Развитие транснациональных компаний – ТНК.
3. Духовная сфера:
а) Развитие международного туризма (сближение культур, преодоление разобщенности).
б) Импорт и экспорт культур.
в) Формирование единой массовой культуры
г) Развитие английского языка как языка международного общения.
Д) Интернационализация образования (можно уехать учиться за границу)
4. Социальная сфера:
а) Постоянные миграции населения.
б) Формирование единого стандарта потребления.
В) Развитие глобальных коммуникационных сетей (Фэйсбук, Инстаграм).
Положительные последствия процесса глобализации
1) Стимулирующее воздействие на экономику (снижение издержек производства, увеличение прибыли, использование технических достижений развитых стран)
2) Улучшенное качество товаров и услуг из-за увеличения конкуренции
3) Повышение общего уровня образования
4) Увеличение количества новой, интересной информации для каждого жителя планеты
5) Международное право, суды. Преступники предоставляются правосудию
6) Сближение интересов государств, учет интересов друг друга (глобализация предостерегает от крайних действий в политике, экономике)
7) Обогащение культур
Негативные последствия процесса глобализации 1) Насаждение единого стандарта потребления 2) Глобализация в сфере культуры ведет к распространению массовой культуры и ослаблению национальных культур 3) Создание препятствий для развития отечественного производства |
|
|
Глобальные проблемы.
Черты глобальных проблем:
1. Имеют планетарный, общемировой характер, затрагивают интересы всех стран и народов мира.
2. Угрожают деградацией и гибелью всему человечеству.
3. Требуют неотложных и эффективных решений.
4. Требуют коллективных усилий всех стран, совместных действий народов.
Причины возникновения глобальных проблем:
1. Рост численности населения Земли (в том числе экологический след).
2. Развитие производства и эксплуатации природы.
3. Потребительское отношение к окружающей среде.
4. Неготовность человечества оценивать последствия изобретений, событий.
Глобальные проблемы человечества: пути решения
Экологические проблемы (человек-природа) § Глобальное потепление: ограничение выбросов в атмосферу § Озоновые дыры: ограничение производства § Загрязнение окружающей среды: очистка выбросов и природоохранное законодательство § Вымирание видов флоры и фауны: создание заповедников, воссоздание § Исчерпание природных ресурсов: ограничение потребления, переработка, поиск альтернативных источников § Природные катастрофы: прогнозирование, устойчивые конструкции § Проблема «Север-Юг» | Техногенные проблемы (человек-техника) § Энергетическая проблема: поиск альтернативных источников энергии (солнечная энергия, энергия приливов и отливов, энергия ветра, энергия недр) § Катастрофы на АЭС, ГЭС: совершенствование технологий § Техногенные катастрофы: законодательное регулирование, совершенствование технологий § Проблема освоения Мирового океана: развитие науки § Проблема освоения космоса: развитие науки § Проблема «Север-Юг» |
Проблемы сохранения жизни (человек-общество) ü Оружие массового поражения: разоружение ü Терроризм????? ü Расизм, нацизм: распространение образования ü Проблема пресной воды: очищение, транспортировка ü Локальные военные конфликты: вмешательство миротворцев ü Проблема транспортных катастроф: совершенствование технологий ü Проблема «Север-ЮГ» | Социальные проблемы (человек-человек) o Проблема крайней бедности: помощь «богатых», гуманитарная помощь o Продовольственная проблема: рационализация с/х o Проблема роста заболеваний: развитие науки, улучшение экологической обстановки, ЗОЖ o Рост потребления: повторное использование, самоограничение, налоговые ограничения o Демографическая проблема: - демографическая яма (низкая рождаемость) – развитые страны, в т.ч. РФ: гос.программы - демографический взрыв (высокая рождаемость) - развивающие страны, в т.ч. Индия, Китай: ограничение рождаемости o Проблема «Север-Юг» |
Тема «Общество» (1)
1. Запишите слово, пропущенное в таблице
2. Ниже приведён ряд терминов. Всё они, за исключением двух, характеризуют традиционное общество. 1) коллективизм 2) массовое производство 3) традиционализм 4) сословия 5) стабильность структуры 6) промышленный переворот
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
З. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «общественный прогресс».
4. Установите соответствие между отличительными признаками и типами обществ, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
5. В стране Z происходит широкое внедрение компьютерных технологий в различные сферы жизни. Какие другие признаки позволят сделать вывод о том, что страна Z развивается как постиндустриальное общество? Запишите цифры, под которыми указаны эти признаки.
1) Природные факторы оказывают влияние на развитие общества. 2) Наибольшее развитие получают наукоёмкие, ресурсосберегающие технологии. 3) Информационные технологии являются важнейшим условием развития производства. 4) Наблюдается низкий уровень социальной мобильности. 5) Преобладают экстенсивные методы ведения хозяйства. 6) Постепенно складывается демократия.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
8. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Практика — это чувственно-предметная деятельность людей, их воздействие на тот или иной _______(А) в целях его преобразования для удовлетворения исторически сложившихся __________(Б). По отношению к познанию практика выполняет троякую роль. Во-первых, она является ________(В) познания, его движущей силой, даёт познанию необходимый фактический материал, подлежащий обобщению и теоретической обработке. Тем самым практика питает познание, как почва — дерево, не даёт ему отрываться от реальной жизни. Во-вторых, практика является сферой приложения знаний. И в этом смысле она _______(Г) познания. В-третьих, практика служит _______(Д), мерилом проверки истинности результатов познания. Только те результаты познания, которые прошли проверку практикой, могут претендовать на ______(Е) значение, на независимость от произвола и заблуждений».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) способность
2) источник
3) объект
4) субъект
5) критерий
6) объективное
7) абсолютное
8) потребность
9) цель
А | Б | В | Г | Д | Е |
Тема «Общество» (2)
1. Выберите верные суждения об обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Один из критериев общественного прогресса связан с достигнутым уровнем материально-технического развития общества.
2) Общество выполняет функцию воспроизводства и социализации человека.
3) Неотъемлемой чертой развития любого общества является деградация, возврат к уже отжившим социальным структурам и отношениям.
4) Революцией называют поэтапное преобразование, связанное с изменением какой либо стороны общественной жизни.
5) Общество представляет собой сложную статическую систему.
2. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «общественный регресс».
1) движение 2) изменение 3) техническая революция 4) совершенствование
5) упадок 6) деградация
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
3. В стране Z преобладают экстенсивная технология и ручные орудия труда. Найдите в приведенном списке иные признаки, которые свидетельствуют о том, что страна Z развивается как традиционное общество и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) основными социальными ячейками являются племя и большая семья
2) происходит рост численности городского населения
3) устная информация преобладает над письменной
4) интенсивно развивается инфраструктура
5) широко распространяются научные знания
6) господствует натуральное хозяйство
4. Установите соответствие между признаками и типами обществ: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ ТИПЫ ОБЩЕСТВ
А) экономической базой общества является промышленность 1) традиционное
Б) превращение информации в фактор производства 2) индустриальное
В) внеэкономическое принуждение к труду 3) информационное
Г) происходит формирование классов в социальной структуре общества
Д) глобализация экономики и финансов
А | Б | В | Г | Д |
5. Выберите верные суждения об обществе как системе и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) общество как форма организации присуще всем живым существам в природе;
2) все сферы общественной жизни и социальные институты подвержены изменениям;
3) обществом называют большие группы людей, объединенных совместной деятельностью;
4) общество является самоорганизующейся системой;
5) влияние природных факторов на развитие современного общества отсутствует.
6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
В повседневной жизни на протяжении тысячелетий люди вовсе не ставили своей _______(А) целью обеспечить какой-то общественный _______(Б), они просто пытались удовлетворить свои насущные _______(В) как физиологического, так и _______(Г) свойства. Каждая цель на этом пути постоянно отодвигалась, поскольку каждый новый уровень удовлетворения потребностей тут же оценивался, как недостаточный, и сменялся новой _______(Д). Таким образом, прогресс был всегда во многом предопределён _______(Е) и социальной природой человека, и по смыслу этого процесса он должен был приближать момент, когда окружающая жизнь станет оптимальной для человека с точки зрения его биологической и социальной природы.
Пропущенные элементы:
1) цель
2) сознательный
3) потребность
4) результат
5) прогресс
6) престижный
7) социальный
8) биологический
9) регрессивный
А | Б | В | Г | Д | Е |
7. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.
«Понятие «общество» многозначно. Часто под обществом понимается социальная ____(А), объединенная общим _____ (Б) ее членов, например, дворянское общество, или общностью _____ (В). Социологи называют общество динамической _____ (Г), подчеркивая этим связь различных компонентов общественной жизни и их изменения в ходе исторического развития. Эти изменения могут носить постепенный характер, а могут ускоряться в ходе ____ (Д) или благодаря реформам. Реформы, как правило, меняют какую-либо сторону жизни при сохранении основ существующего _____ (Е). Разрешая реально существующие в обществе противоречия, реформы прокладывают дорогу новому».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано
только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя
каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам
потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1. система
2. структура
3. группа
4. революция
5. интерес
6. прогресс
7. социальный статус
8. строй
9. сфера
А | Б | В | Г | Д | Е |
Тема «Общество» (3)
1. Запишите слово, пропущенное в таблице
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано. 1) cословное деление 2) воспроизводство социального идеала 3) коллективистские ценности 4) традиционное общество 5) сельская община; 6) сращивание власти и собственности 6. В стране R преобладает простое товарное производство. Какие черты свидетельствуют о том, что в стране сохраняется традиционное общество? Запишите цифры, под которыми они указаны. 1) сложилась сословная социальная структура 2) в обществе существует высокая социальная мобильность 3) введено всеобщее начальное образование 4) преобладает массовая культура 5) большинство населения проживает в сельской местности 6) господствует религиозное сознание |
7. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Учёные выделяют несколько групп глобальных проблем современного человечества. Первая группа проблем связана с отношениями между государствами. Устранение _______(А) экономического развития, сохранение мира — это одновременно решение и проблемы здоровья людей, и проблемы качества освоения природных ресурсов. Остановка ________(Б) также предотвращает загрязнение природной среды в планетарном масштабе.
Вторая группа включает в себя проблемы непосредственного ______(В) природы и общества. Это, например, истощение ________(Г) недр Земли и Мирового океана.
В данном случае проблема природы и общества — это проблема биологических основ жизни опосредованных ___________(Д).
Третья группа проблем отражает взаимодействие человека и общества. К ним относят, например, проблемы __________(Е), здравоохранения, культурного наследия».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
|
А | Б | В | Г | Д | Е |
Тема «Общество» (4)
1. Запишите слово. пропущенное в схеме.
2. Найдите в приведённом ниже списке особенности реформы как формы социальных изменений и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) существенные преобразования, вводимые законным путём
2) смена правящей группировки при сохранении существующих общественных отношений
3) постепенное изменение в различных сферах общества, происходящее под влиянием объективных факторов
4) крупные преобразования, проводимые по инициативе властей
5) масштабные преобразования, не затрагивающие фундаментальных основ жизни общества
3. Выберите верные суждения о глобальных проблемах современного человечества и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Глобальными проблемами называется совокупность проблем, от решения которых зависит будущее человечества.
2) Глобальные проблемы могут быть самостоятельно решены отдельными странами мира.
3) Проблема «Север-Юг» проявляется в разрыве в уровне экономического развития стран мира.
4) Одним из негативных результатов экономической деятельности людей стало истощение природных ресурсов.
5) Все глобальные проблемы являются следствием экономической глобализации.
4. Выберите верные суждения об обществе и его изменениях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Реформа как форма социальных изменений, как правило, предполагает резкие качественные изменения общественных отношений.
2) Общество состоит из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов.
3) Гуманистический критерий прогресса связывают с ростом производства и повышением производительности труда.
4) Общество является динамичной системой.
5) Возвращение к изжившим себя социальным структурам называют регрессом.
5. Установите соответствие между проявлениями и оценками последствий глобализации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЯВЛЕНИЯ | ОЦЕНКИ ПОСЛЕДСТВИЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ | |||||||||||
А) насаждение единого стандарта потребления Б) сближение и народов и государств В) навязывание определённого образа жизни Г) стимулирование экономического развития Д) возникновение социокультурного взаимодействия
| 1) позитивные последствия 2) негативные последствия |
6. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Социальный прогресс — одна из форм ______(А) общества, связанная с переходом к более высокому уровню развития материальной и духовной культуры.
Прогресс как понятие можно применять как к _____(Б) в целом, так и к отдельным её элементам. Отношение исследователей к ________(В) социального прогресса неоднозначно. В ряде случаев происходит застойное, попятное развитие общества. Можно также говорить о ________(Г), движении по кругу.
Для определения уровня прогрессивности того или иного общества традиционно использовались
два ____(Д): уровень производительности труда и степень свободы личности в обществе. Современная наука выдвигает ещё один — уровень __________(Е) в обществе».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) результат | 2) современное общество | 3) изменение |
4) нравственность | 5) цикличность | 6) революция |
7) социальная система | 8) политика | 9) критерий |
7. Прочитайте приведённый ниже текст, B котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Человек живёт в ______ (А), и его поступки обусловлены становлением, развитием в коллективе. Нельзя жить среди людей, не вступая в определённые ______ (В) с окружающими.
В условиях современной России и складывающихся B ней новых ______ (B) отношений, рыночной ______ (Г) и конкурентной борьбы значительно возрастает роль осмысленной ориентировки человека B окружающей среде. Без понимания творящегося вокруг невозможно правильно сориентироваться в жизни, наладить нормальные взаимоотношения с другими людьми и общественными ______ (Д). И в этом неоценимую помощь оказывает социальная психология.
Социальная психология изучает закономерности психических явлений, возникающих при социальном взаимодействии людей. Роль ______ (Е), которыми располагает социальная психология, сейчас значительно возросла».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) поведение
2) экономика
3) группа
4) позиция
5) знание
6) общество
7) общественный
8) отношение
9) норма