Понятие и система мер предупреждения преступности в местах лишения свободы

 

Предупреждение преступности в местах лишения свободы представляет собой часть профилактических усилий в масштабах всего общества по борьбе с преступными проявлениями и, преимущественно, с агрессивной преступностью.[11]

Основываясь на том, что профилактические меры, в криминологии, можно разделить на общие и специальные, то и профилактику насильственной преступности в исправительных учреждениях нужно осуществлять в 2 направлениях: общем и специальном. Таким образом подобная деятельность обязана заключать в себе и общепрофилактические, и частные (индивидуальные) предупредительные меры.

К первым классически относится воспитательная работа, труд, режим, общеобразовательное и профессионально-техническое обучение, то есть критерии, которые применяются в рамках узловых способов исправления и не обращенные прямо на предупреждение преступности в исправительных учреждениях. B отличие от них, специальные меры как раз и предназначены для более частной цели - в этом случае препятствование самым крайним и наиболее разрушительным видам преступлений.

К специальным мерам нужно относить также меры оперативно-режимного характера, которые направлены на обнаружение лиц, которые подготавливают преступления или лиц, которые способны к таким деяниям, а также обнаружение осужденных, в отношении которых возможно совершение насильственных преступлений. Еще к специальным нужно отнесение и мер психологического характера, без использования которых почти неосуществимо предупреждение проявления агрессивности, которая является в большинстве случаев "движущей силой" при свершении подобых преступлений. Специальными возможно назвать и меры дисциплинарных взысканий за факты проявления насилия, не подпадающие, однако под уголовную юрисдикцию.[12]

Разделение профилактических мер на общие и специальные в ряде случаев обладает весьма условным характером, так как последние порой входят в общие и являются их частью. Тем не менее подобное разделение продиктовано практической нуждой - детализацией профилактической работы с осужденными, и поиска, на данном основании, более эффективных форм воспитательно-профилактической работы.

В научных работах А.И. Долговой методы профилактики преступлений в исправительных учреждениях делятся на методы выявления и методы устранения и компенсации причин и условий преступлений.[13]

Методы выявления обстоятельств, которые детерминируют пенитенциарную преступность в исправительных учреждениях:

·  проверка деятельности различных подразделений исправительных учреждений вышестоящими и контрольно-надзорными управлениями по службам (службой безопасности, оперативной, воспитательной, производственной, медицинской и иными.), а также надзор со стороны прокуратуры, различных инспекций, инвентаризаций и тому подобных;

·  криминологическое изучение и обнаружение: криминогенных зон в исправительных учреждениях, где наиболее часто и в конкретные периоды времени свершаются преступления и злостные правонарушения; наиболее характерных, серьезных и в то же время характерных для каждого исправительного учреждения несовершенств по разнообразным направлениям их деятельности (безопасность и режим, оперативная, воспитательная, производственная, бытовая, медицинская, досуговая и т. д.), которые в большинстве случаев содействуют формированию конфликтных ситуаций в криминогенные и прямому свершению преступлений в данных исправительных учреждениях; технических пробелов надзора, охраны, воспитания, труда, быта, досуга и иных сфер жизнедеятельности осужденных; количественных и качественных изменений состава осужденных; преступной субкультуры осужденных, ее особенностей в каждой колонии и тюрьме; кадровых упущений с точки зрения профессионального отбора, подготовки и переподготовки, повышения квалификации и проч.;

·  оперативные приемы деятельности, которые также возможно направить на выявление криминогенных зон, группировок осужденных с их лидерами, "авторитетами", "ворами в законе" и т. п.;

·  выход на место, рейды по всей территории исправительного учрежедния.

Приёмы, с помощью которых реализовывается обнаружение названных условий, это, зачастую, разнообразные исследовательские методы: рассмотрение документов и наблюдение, некоторые виды опросов (интервью, беседа, анкетирование), эксперимент, тестирование, социометрические измерения и другие.

Методы ликвидации, нейтрализации или компенсации обстоятельств и процессов детерминации преступлений в исправительных учреждениях:

·  конструктивная технологическая разработка принципиально новых средств компьютерного сбора, обработки, использования информации о конкретных исправительных учреждений по направлениям их деятельности, средствах охраны и надзора за осужденными, в частности о возможностях и средствах повсеместного круглосуточного наблюдения за осужденными или только в криминогенных зонах, технических средствах проверки посылок, передач, писем, осмотра автомашин, обысков и осмотров осужденных и т. д.;

·  укомплектование исправительных учреждений высококвалифицированными кадрами, их подбор, расстановка, повышение квалификации;

·  комплексные профилактические операции в исправительных учреждениях, которые связанны с мобилизацией всех подразделений и средств колонии, управления, привлечение сил из иных колоний для решения наболевших вопросов, к примеру, для пресечения групповой голодовки и забастовки с целью предупреждения массового преступного поведения, перекрытия каналов проникновения запрещенных веществ и др.;

·  организация оперативного обмена информацией между различными подразделениями исправительного учреждения о группировках, лидерах, криминогенных ситуациях и так далее;

·  недопущение превышения фактического контингента осужденных над лимитом наполнения некоторых колоний за счет перераспределения осужденных между колониями, расширения действующих и строительства новых, современных исправительных учреждений и СИЗО;

·  повышение дисциплинированности среди сотрудников исправительных учреждений за счет строгой дисциплинарной практики, организации контроля, высокой заработной платы, максимально-минимальных пределов заработной платы, продвижения по службе, поощрений и взысканий вплоть до увольнения и привлечения к уголовной ответственности сотрудников-преступников.[14]

Групповой профилактикой преступлений являтеся направленное внушение в специально сформированных или стихийно организовавшихся группах людей с целью управления формированием криминогенной ситуации. Актуальность групповой профилактики преступлений в исправительных учреждениях определяют следующими условиями: концентрацией колоссальной массы преступников в исправительных, что уже самостоятельно образовывает криминогенную ситуацию, которая не может не породить преступления в исправительном учреждении; влияние в основном конфликтных криминогенных обстоятельств, которые порождают и насильственное преступное поведение, и увиливание от наказания, и корыстное преступное поведение; распространение управленческой криминогенной ситуации, а также экстремальной криминогенной ситуации, порождающих корыстные и технические неосмотрительные преступления.

Действует и виктимно-криминогенная ситуация. Структура групповой профилактики преступлений представляется следующим образом: субъекты, объекты, направле­ния деятельности, методы и приемы. Ведущими субъектами групповой профилактики преступлений в исправительных учреждениях обязаны являться психологи.[15] Собственно от них зависит сосредоточивание усилий разнообразных специалистов: и психиатров, и сексопатологов, и психотерапевтов, и иных специалистов узкого профиля - в работе с группами. В исправительных учреждениях возможно применение всех типов групповой профилактики преступного поведения: межличностные или внутригрупповые - работа с группой лиц, между которыми определилось криминогенное обстоятельство; межгрупповые - направленное взаимовлияние групп людей с идентичными криминогенными ситуациями; коллективные - направленное самовоспитание посредством преднамеренно созданных для данных целей объединенный, педагогически целесообразный коллектив, который требуюет длительной многолетней работы; массовые - тотальное влияние существенным образом на бессознательный уровень всех осужденных.

В качестве образца коллективной профилактики преступлений можно привести коммуну (колонию), созданную как-то А. С. Макаренко. Эта мысль получила реализацию в России в вологодском эксперименте, проводимом И. П. Зайцевым, В. Ф. Клюкиным и другими учениками А. С. Макаренко), а также в Швеции, в некоторых штатах США и иных странах. Идею внутригрупповой профилактики преступлений несовершеннолетних и женщин была осуществлена А. С. Новоселовой (группы по 10-15 человек) в программе педагогического аутотренинга. Согдасно данной программе специалистами применялось сконцентрированное внушение и обучение самовнушению, методы воспитания (самовоспитания), психогигиены и психопрофилактики. Программой было выдержано большое количество видов и она существует уже более 12 лет.[16]

При исполнении лишения свободы возможно примерение различных направлений групповой профилактики (воспитание, лечение, регуляция напряженности, повышение квалификации и др.), а также самые различные методы, к которым можно отнести групповую психотерапию, социогигиену и психогигиену, совместные занятия, проповеди и тому подоюное, с применением различных приемов (психодрамы и социодрамы), совместное участие в творческой деятельности, ролевые и спортивные игры, групповые упражнения, гипноз, аутотренинг, йога и так далее.

На текущий момент Владимирским юридическим институтом Минюста России активно пропагандируется когнитивно-поведенческий тренинг с осужденными за насильственные преступления.

Подобной формой работы с осужденными предполагается курс из 86 занятий, включающий в себя существенные тезисы когнитивно-поведенческого подхода ("двусторонне детерминированное" поведение; внутренние события, процессы и структуры; ошибки мышления, иррациональные мысли, "множественные реальности"). Во время тренинга осужденным представляются система и цели внутренних искажений, модель совершения преступления Финкелхора, система кажущихся невзаимосвязанными решений. Осужденных обучают принимать на себя ответственность за свои преступления, у них развивают эмпатию к жертве. По отдельности рассматривается тема причин риска (ситуации большого риска, рискогенные мысли, эмоции и поведение). Осужденными составляются планы предупреждения рецидива, формируя "помогающую стратегию". В том числе анализируются проблемы факторов риска в тюрьме.

В практике исправительных учреждений сформированы следующие методы выявления, предотвращения, разразрешения конфликтной криминогенной ситуации.

Методы выявления конфликтных криминогенных ситуаций:

·  криминально-психологическое исследование в исправительных учреждениях;

·  оперативные приемы выявления;

·  выход на место, обход жилых и производственных зон, рейды и иные способы.[17]

Вместе с этим (в соответствии с теорией А.Д. Сафронова) надлежит сосредоточивать особенное внимание на: прежде враждовавших между собой лиц, а также родственников, друзей враждующих; расположенных к занятию запрещенной деятельностью (азартные игры, запрещенные связи) и тому подобное; расположенных к употреблению спиртного, суррогатов, наркотиков; обладающих увеличенной агрессивностью, к примеру, истерических и эмоциональных психопатов; презираемых существенный массой осужденных (пассивные гомосексуалисты, "крысятники", то есть крадущие у своих же, "фуфлыжники" - те, кто имеет карточные долги и другие); лиц, которые страдают слабоумием, крайне несамостоятельные, конформные, лишенные психологической активности, легко попадающие в зависимость от других и тому подобные.[18]

Методы предупреждения конфликтных ситуаций по А.В. Уссу:

·  формирование у осужденных навыков правильных взаимоотношений, общения;

·  создание разнообразных советов бригад;

·  контроль за функционированием актива со стороны администрации и самих осужденных;

·  дальнейшая дифференциация осужденных, а именно, по типам мотивации-агрессивной, корыстной, аномально-сексуальной, неосторожной;

·  исследование в изоляции вновь прибывших осужденных и их разделение по отрядам и бригадам;

·  распад негативных группировок осужденных, как непостоянных, так и постоянных. Непостоянные распадаются посредством развенчания лидера, авторитета; перераспределения осужденных как внутри колонии, так и в иные учреждения; а также применением прочих приёмов. Постоянные группировки возможно разлагать посредством концентрации с максимальным сосредоточением различных "воров в законе", "авторитетов", лидеров в одной колонии, помещении камерного типа (ПКТ), в тюрьме (например, так называемый "Белый лебедь"), стабильного их этапирования, смены места отбывания наказания;

·  организация оперативных игр с группировками осужденных с целью управления ими, решения ряда проблем колонии;

·  поддержка, формирование и применение имеющихся группировок осужденных положительной направленности, "семей";

·  создание "режимных" отрядов и бригад колоний из злостных нарушителей;

·  социотехника: а) "рассечение" малой группы, которая создает очаг напряженности; б) "прививка" - введение в состав группы осужденного, который способен предупредить вероятные разногласия ее членов; в) объединение 2 противостоящих групп путем постановки общей цели, для достижения которой нужно взаимодействие;

·  основание ситуации, в которой лица, которые не пользуются авторитетом, имели бы возможность выразить качества, содействующие основанию уважительного к ним отношения.[19]

Методы разрешения конфликтных криминогенных ситуаций поА. В. Уссу:

·  переориентирование субъектов ситуации при помощи информирования о реальном положении дел, беседа с субъектами ситуации;

·  усмирение субъектов ситуации под угрозой принуждения;

·  разобщение субъектов ситуации - ограничение или лишение возможности общения посредством: а) перевода на отдаленные рабочие и спальные места, в иное звено, бригаду, отряд; б) изоляции в штрафном изоляторе (ШИЗО) или ПКТ; в) этапирования в другое исправительное учреждение.[20]

Методы индивидуальной профилактики преступлений в ИУ возможно поделить на методы исследования осужденных; обнаружения "отклоняющихся" от обусловленных, принятых в исправительном учреждении норм осужденных; учёта, контроля и влияния на них.

Методами исследования осужденных являются разнообразные исследовательские приёмы, которые обладают определенной спецификой приложения:

а) рассмотрение документов - уголовных и личных дел, переписки; б) проведение опроса лиц, которые хорошо знают осужденного; в) наблюдение окружающей микросреды, группировки, в которую он входит; г) тестирование; д) эксперимент; е) беседа с другими осужденными. [21]

Методы обнаружения "отклоняющихся" осужденных возможно разделить на: а) оперативные; б) изучающие окружающую микросреду; в) криминально-психологическое исследование.[22]

Они имеют направление на обнаружение, постановку на учет, контроль над поведением осужденных: расположенных к свершению побегов и прочих увиливаний; свершивших преступления в исправительном учреждении; систематично или злонамеренно нарушающих режим отбывания наказания; подпадающих под административный надзор; обладающих психическими аномалиями; расположенных к употреблению спиртного, наркотиков, токсических веществ; расположенных к азартным играм; не занимавшихся до осуждения трудом, не обладающих постоянным местом жительства; переведенных в исправительную колонию из воспитательной колонии; проявляющих к администрации исправительного учреждения и иным осужденным агрессию в поведении; гомосексуалистов и других.

Методы учета отклоняющихся от норм осужденных:

а) картотека - сгруппированное собрание карточек с информацией об "отклоняющихся" осужденных, которая включает в себя пофамильное распределение и группировку по видам отклонений и тому подобное;

б) компьютерный учет, который заключается в сборе всей информации на "отклоняющихся" осужденных, начиная с семьи, прямого окружения, мест работы, связей, мест исполнения наказаний, включая фабулу всех содеянных преступлений, итоги медицинских обследований, тестовых испытаний, дисциплинарные, административные и иные правонарушения с их фабулой, прочие исследовательские данные;

в) учет психологической службы, охватывающий данные о личности осужденного, методах и формах психокоррекционной работы с ним.[23]

Распространенные методы контроля над осужденными, которые состоят на учете:

а) контролирование с помощью оперативных приемов;

б) монографическое, лонгитюдное, повторяющееся обследование на протяжении продолжительного периода времени одними и теми же методами;

в) осмотр, обыск, перлюстрация корреспонденции, обследование посылок и передач, прослушивание телефонных переговоров осужденных (в рамках закона);

г) беседа, интервью, опрос прочих осужденных, сотрудников и другие.[24]

Методы профилактического влияния на осужденных крайне многообразны. Нужно отличать методы усиления внешнего контроля (совокупные профилактические операции, введение современных достижений спецтехники и иные) и методы модификации личностных характеристик (направленное самовоспитание, аудио- и видеозапись персонального приема осужденного с выдачей ему кассеты для работы над собой и иные). Выделяют также методы прагматизации разнообразных взаимоотношений, взаимодействий в местах лишения свободы (психотерапия, разделение осужденных по отрядам и т. п.).[25]

Проанализированные важнейшие направления совершенствования деятельности исправительных учреждений по предотвращению преступлений разрешают прийти к следующему выводу: предотвращение пенитенциарной преступности является целостным социальным процессом, который состоит в проведении мероприятий разнообразных масштабов и направленностей, которые осуществляются всеми отделами и службами данных учреждений. Содержанием этого процесса являются меры по улучшению деятельности исправительных учреждений по исправлению осужденных.

Суть общего предотвращения преступлений состоит в том, что оно содержит такие меры, которые преднамеренно не обращены на преступность, её основания и условия. Вместе с тем осуществление общесоциальных мероприятий беспристрастно ликвидирует, нейтрализует или минимизирует деяние криминогенных детерминант, формирует благоприятные предпосылки для реализации специального предупреждения преступности, в том числе и среди осужденных в исправительных учреждениях.

В современной обстановке российского общества рационально выделить следующие существенные принципы государственной политики предупреждения преступности: социально-экономическая обоснованность, законность, справедливость, гуманизм, демократизм, адекватное реагирование на каждое преступление, интенсивность и наступательность, соответствие мер борьбы с преступностью международным правовым актам.[26] Совместно с тем государственной политике необходимо быть гибкой, отображать процессы, которые происходят в экономике, политике, общественном сознании. Во избежание правового нигилизма, отрыва политико-правовых решений от подлинных обстоятельств жизни обязательным правилом должно стать полное и глубокое их аргкментирование, научная экспертиза законопроектов, целевых программ, ведомственных нормативных правовых актов, которые затрагивают проблемы противодействия преступности.

Профилактику преступлений необходимо законодательно закрепить в качестве обязанности всех органов государственной власти, а не только правоохранительных органов. Нужно также снабдить тесное взаимодействие государственных органов и общественных объединений в профилактике преступлений, соединение мер принуждения и убеждения.

В общественной сфере (в узком значении данного слова) значительным антикриминогенным смыслом обладают меры, которые направлены на приумножение социальной ориентации экономических и иных переустройств, ликвидация резкого социального расслоения общества, помощь малоимущим гражданам, поддержку функционирования муниципальных образований; упрочение семейных устоев, обеспечение должных обстоятельств для социализации личности, преодоление ее социального #M12291 841502547отчуждения#S, ограничение отрицательных последствий безработицы, вынужденной миграции людей и другие. Общесоциальное предупреждение преступности способно также результативно влиять на детерминанты преступности, которые проявляются в сфере культуры и моральных отношений. Предупреждение преступности среди осужденных на общесоциальном уровне заключает в себе: увеличение уровня общего и профессионального образования осужденных, улучшение социально-бытовых условий отбывания наказания, увеличение качества медицинского обслуживания осужденных, предоставление им большей возможности самостоятельного улучшения своего материального положения за счет средств, заработанных на производстве.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: