С учетом данных, которые мы получили на констатирующем этапе эксперимента, а также анализ психолого-педагогической литературы по исследованию, было разработано содержание формирующего эксперимента.
Цель формирующего эксперимента:
-повысить уровень сформированности у детей нравственных качеств.
Задачи формирующего эксперимента:
1. подобрать и провести серию сюжетно-ролевых игр имеющих нравственное содержание;
2. обогатить содержание игр нравственной тематикой посредством чтения художественной литературы и выполнения специальных дидактических заданий.
При определении способов влияния на нравственное развитие дошкольника несомненно необходимо учитывать особенности поведения, связанные с реализацией стандарта в каждом из двух игровых планов. На формирование человеческих качеств у старших дошкольников отвечают, прежде всего, темы детских игр «в поликлинике», «в больнице», «в семье», «железнодорожный вокзал», «на почте», "в магазине", воспроизводя отношение людей.
|
|
Однако в каждой из этих игр сюжет можно сыграть нейтрально, не влияя на чувства ребенка.
Это позволяет врачу и пациенту, обслуживающему персоналу и клиентам взаимодействовать в игре, не переходя к эмоциональным отношениям. В этом случае игра не будет способствовать формированию нравственных чувств. Вы можете рассчитывать на пробуждение человеческих эмоций, программируя их проявление в игре.
Детям бели предложены игры по рассказам, в которых проявлялись забота, внимание и доброта: «больница», «поликлиника», «зоопарк».
Мы выбрали два критерия при выборе и запуске игр:
а) отражение в содержании моментов игры, позволяющих проявить гуманное отношение к другому;
б) степень эмоциональной окраски детских игровых действий, в частности проявление сочувствия, симпатии, дружеского отношения и поддержки.
Таким образом, ролевая игра дает детям возможность быть добрыми и заботливыми. Но даже направленная на заботу о людях и животных, игровая деятельность дошкольников происходит в основном без эмоциональных проявлений человеческой натуры, хотя развитие сюжета показывает, что у детей есть представление об отношениях эмоциональный и моральный между людьми.
Это еще раз доказывает, что развитие ролевой игры без адекватной педагогической поддержки даже в детском саду затягивается с точки зрения воспроизводства действий и внешнего характера отношений. Конечно, главный дошкольник знает, что врач не только лечит больного (слушает его, делает ему укол, назначает лекарства), но и лечит его с добротой, вниманием, сочувствием.
Но для него первый план - это внешняя сторона работы людей, их отношения. И если акцент на человеческих чувствах не акцентирован, а взрослый не вносит их в содержание игры, дети не считают нужным их идентифицировать. Эта потеря человеческих проявлений в игре возможна, потому что она не нарушает сюжет игры.
|
|
Чтобы сформировать гуманные проявления у дошкольников, мы наметили следующие пути: развить у детей способность понимать состояние человека, настроение по выражению лица, интонации речи, движения, эмоциональные реакции; стимулировать эмоции у дошкольников, выражая чувства, дружелюбное и заботливое отношение к людям. Решение этих проблем осуществлялось путем включения гуманных проявлений в основное содержание детских игр. Ориентация на воссоздание эмоциональных и моральных отношений людей была достигнута путем введения гуманных проявлений в атрибуты атрибутов роли.
Видимо это объясняется тем, что детям 5 лет еще трудно самостоятельно вычленить заботливость, чуткость врача как компоненты производимых им действий и отношения к пациенту.
Мы прибегали к таким приемам обогащения сюжета и содержания детской игры:
- чтение художественных произведений (отрывки из повестей Е. Ильиной «Четвертая высота» и С. Алексеева «Госпиталь», из очерка Л. Овчинникова «Татьяна — солдат милосердия».);
- проведение дидактических заданий -игр «Отгадай, кто это делает-врач или медсестра», «Что как лечить?»;
- проведение бесед о труде медицинских работников: хирурга, терапевта, окулиста, медицинской сестры.
Игре «Зоопарк» предшествовали чтение произведений о животных (белке, лисе, тигре, обезьяне и др.); рассматривание картинок; проведение дидактических игр («Кому что нужно?», «Покорми животных», «Отгадай название животного по описанию», «Загадки») и настольно-печатных игр («Зоопарк», «Зоологическое лото», «Птицы и животные»); рассказы о труде работников зоопарка.
Следующий этап сфокусирован на гуманных проявлениях. В этом случае взрослый действовал в соответствующей роли, что позволило им дать детям представление о том, как люди ведут себя, проявляя чувствительность, заботу, готовность поддержать другого в трудных ситуациях, желание выразить сочувствие, реагируя на чужие радость.
Воссоздавая образы в игре, дети часто не могут передать сложность, логическую последовательность действий, отношений, переживаний взрослых и, как правило, передать только индивидуальные, наиболее понятные и запоминающиеся ситуации и отношения.
Чтобы помочь ребенку вычленить в образе характерные для него особенности, черты, достойные подражания, мы старались раскрыть, показать подлинные мотивы поступков взрослых, учитывая, что для формирования у детей способов гуманных проявлений особенно важно, чтобы мотивация ролевого поведения соответствовала его нравственным образцам. Мотивация необходима в связи с тем, что на ее основе у ребенка возникает новая потребность- поступать гуманно.
Из рассказов учителя дети узнали, что хороший хранитель зоопарка, не просто ухаживает за животными, не просто убирает, кормит их и чистит их в клетках. Он всегда очень внимателен к своим обвинениям, следит за тем, чтобы они не болели, относился к ним доброжелательно, нежно, никогда не оскорблял, никогда не бил. Добрый рейнджер по-настоящему любит животных, свою работу. И, конечно же, его питомцы относятся к нему по-особенному, они его не боятся, ему доверяют.
Эта мотивация помогла детям выделить эмоциональные проявления человека как типичное и характерное поведение типа, внимательного хранителя зоопарка и признать их в качестве необходимого атрибута этой роли. Благодаря этой технике ребенок не только обнаружил, что в соответствии с условиями игры он должен быть нежным, но и был готов к этому.
|
|
Положительные моменты, которые следует отметить, характеризуют творческую ролевую игру дошкольников после работы человеческие проявления для многих детей стали обязательным атрибутом ролевых игр.
Однако необходимо учитывать факты эмоциональной нечувствительности, обнаруженные у некоторых детей. По-видимому, эти дети не концентрируются на эмоциональном проявлении как необходимом моменте игры и поэтому поддерживают ранее характерное игровое воспроизведение игровых действий без соответствующей эмоциональной окраски.
Сюжет, содержание и тип ролевых отношений, складывающихся в игре, придают ей чрезвычайно важную роль в нравственном воспитании детей.
В ходе формирующего эксперимента состоялась беседа с родителями по вопросу нравственного воспитания ребенка в семье.
Цель беседы - помочь родителям справиться с трудностями, возникающими при нравственном воспитании ребенка.
У большинства родителей возникали вопросы по преодолению воли детей: грубость, наглость, непослушание.
Педагог и психолог объяснили родителям, что произвол возникает в результате развития самостоятельности и волевого поведения ребенка, его желания самоутверждаться. Распространенной ошибкой родителей в преодолении воли детей с несомненно является чрезмерность, в результате чего они не только подавляют волю ребенка, но и достигают абсолютного послушания, разрушают его волю и способность действовать независимо.
Так, основные направления формирующего эксперимента были определены в выборе ролевых игр с моральным содержанием, чтении художественной литературы, дидактических заданиях, а также был проведен разговор с родителями о нравственном воспитании ребенка в семье.
В процессе формирующего эксперимента нами была использована технология влияния ролевой игры на нравственное воспитание детей в определенных педагогических условиях:
- целенаправленное педагогическое руководство ролевыми играми;
- взаимодействие учителя с семьей ученика;
- обогащение сюжетно-ролевых игр нравственным содержанием.