Глава 2. Практическое исследование особенностей влияния игры на нравственное развитие детей дошкольного возраста

Констатирующий этап исследования

На констатирующем этапе эксперимента были поставлены следующие задачи:

1. выявить уровень сформированности нравственных качеств детей;

2. обследовать умение самостоятельно организовывать сюжетно-ролевые игры, умению договариваться, играть вместе.

В констатирующем эксперименте приняли участие 21 ребенок в возрасте от 5-6 лет.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

1. наблюдение за свободной игровой деятельностью детей на прогулке;

2. беседа с детьми на тему «Правила дружной игры»;

3.анкетирование родителей испытуемых детей по проблеме нравственного воспитания в семье;

4. решение детьми проблемных ситуаций с использованием специально подобранных иллюстраций из методического пособия Р.С.Буре «Мы друг другу помогаем».

     Целью наблюдения активности детей во время свободной игры было выяснить, проявляют ли дети гуманные качества в процессе самостоятельной сюжетно-ролевой игры как части реальных и игровых отношений. В то же время мы обратили внимание на тот факт, что гуманные отношения включают в себя 3 факта: гуманных представлений, чувств и поступков. Результаты наблюдений приведены в Таблице 2.1

 

Таблица 2.1 Уровни сформированности нравственных качеств в наблюдении за самостоятельными сюжетно-ролевыми играми детей на прогулке

Уровни Содержание уровней Количество детей или %
Высокий Дети умеют договариваться о совместной сюжетно-ролевой игре. Проявляют нравственные качества (доброжелательность, отзывчивость, справедливость) 3 ребенка или 10%
Средний Дети знают, как договориться об обычной совместной сюжетно-ролевой игре, но они не проявляют достаточной нравственные качества. 8 детей или 38%
Низкий Дети не умеют договариваться о совместной сюжетно-ролевой игре, ссорятся и не проявляют достаточно нравственных качеств, проявляют агрессивность. 11 детей или 52%

Для большей наглядности, результаты наблюдения за свободной игровой деятельностью представим в диаграмме рисунок 2.1.

Рисунок 2.1 Уровни сформированности нравственных качеств в наблюдении за самостоятельными сюжетно-ролевыми играми детей на прогулке

 

Преобладание детей с низкими показателями сформированности нравственных качеств в наблюдении, показывает, что руководство игрой не было направлено на те или иные взаимоотношения детей в игре, не уделялось внимание и обогащению игр с нравственной тематикой.

Для дальнейшей диагностики была проведена беседа с детьми на тему:

«Правила дружной игры». Приложение А.

Целью данной игры было выявить представления детей о гуманных качествах.

Результаты проведенной беседы отражены в таблице 2.2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: