История и современное состояние квалиметрии в России и за рубежом. Перспективы развития квалиметрии

Введение. Понятие качества.

Понятие качество введено 2500 лет назад Аристотелем, который давал три его трактовки:

1. Качество – это существенная определенность объекта, в силу которой он является данным, а не другим объектом (качество как философская категория).

2. Качество – это один из существенных признаков, свойств и особенностей, характеризующих данный объект (качество как свойство продукции, например масса, цвет).

Свойство согласно ГОСТ 15467-79 – это объективная особенность продукции, которая может проявляться при её создании, эксплуатации и потреблении.

3. Качество – это совокупность свойств объекта, проявляющихся в процессе его использования по назначению.

 

Определения качества, которые давали учёные:

§ В. Шухарт, 1931 г.:«Качество имеет два аспекта, во-первых, это объективные физические характеристики (свойства), а во-вторых, субъект – аспект насколько вещь хороша»

§ К. Ишикава, 1950 г.:«Качество – это свойство, реально удовлетворяющее потребителей»

§ Д. Джуран, 1979 г.: «Есть два аспекта качества: пригодность для использования и степень удовлетворенности потребителей»

 

Определение качества в стандартах:

§ ГОСТ 15467 – 79 «Управление качеством продукции. Основные понятия, термины и определения»

Качество продукции – совокупность свойств продукции, обуславливающих её пригодность удовлетворять определенным требованиям в соответствии с её назначением.

§ ИСО 8402-94 «Управление качеством и обеспечение качества. Словарь»

Качество – совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленным и предполагаемым потребностям.

§ ИСО 9000:2000 «СМК. Основные принципы и словарь»

Качество – степень, с которой совокупность собственных характеристик выполняет требования.

 

На данном этапе развития управления качеством продукции вводят понятие качество жизни.

ВЫВОД: качество существует необъективно, а лишь с позиции некоторого лица, называемого потребителем.

 

История и современное состояние квалиметрии в России и за рубежом. Перспективы развития квалиметрии

КВАЛИМЕТРИЯ - научная дисциплина, изучающая методологию и проблематику количественного оценивания качества объектов любой природы.

Первый случай оценки качества относится к XV веку до н.э.: гончары острова Крит маркировали свои изделия специальным знаком соответствия качеству продукции.

 

Первый экспертный метод оценки качества – дегустация вин.

 

В средние века с развитием экономики появилась наука товароведение. В 1549 году открыта первая кафедра товароведения в Италии в Падуанском университете.

 

XIX - XX века в Европе и США стали использовать методы оценки качества с помощью баллов - бальная система оценки качества продукции.

 

В России кораблестроитель академик А. М. Крылов впервые обосновал и применил аналитические методы оценки качества. Во время русско-японской войны (1904-1905 г. г.) с помощью специальных коэффициентов учитывались свойства корабля, исходя из этого, Крылов предложил оценку качества проектов их строительства.

 

В 20-е годы стали появляться экспертные методики оценивания качества.

В 30-е годы они стали стандартизованными. Для некоторых товаров широкого потребления были разработаны сравнительные коэффициенты качества, которые носили нормативный характер. Появляются первые методики оценивания качества (МОК пищевых продуктов)).

 

В 40-50-е появляется новая отрасль математики – исследование операций, которая базируется на теории множеств.

В 50-60-е – теория надёжности, важнейшая составляющая качества. Так же развивались метрология, эргономика, психология.

1967 г. – в Москве на неофициальном симпозиуме объявлено о рождении квалиметрии как научной дисциплины.

1968 г. – в журнале «Стандарты и качество» вышла статья, которая открывала квалиметрию широкому кругу читателей, развернулась дискуссия о том, какой должна быть квалиметрия.

 

1971 г. – на 15 Международной Конференции Европейских организаций по контролю Качества (ЕОКК) одна из секций была посвящена квалиметрии.

 

1972 г. – первая всесоюзная конференция по квалиметрии в Таллине.

 

1979 г. – термин квалиметрия стал стандартизован в ГОСТ 15467 – 79.

 

ТРИ ВЕТВИ КВАЛИМЕТРИИ:

1. теоретическая разрабатывает общие теоретические проблемы, систему понятий, теорию оценивания, аксиомы и правила, теорию квалиметрических шкал;

1. специальная рассматривает модели и алгоритмы оценки, а так же точность, достоверность оценок:

· Экспертная квалиметрия,

· Квалиметрия-таксономия (теория классификации и систематизации сложных объектов, имеющих иерархическое строение),

· Вероятностно-статическая квалиметрия,

· Индексная квалиметрия,

2. прикладная разрабатывает прикладные методики оценивания качества различных объектов.

 

По предметам оценивания квалиметрия подразделяется на:

-труда и деятельности;

-решений и проектов;

-процессов (СМК);

-персонала;

-спроса;

-информации.

 

Квалиметрия использует аппарат других наук: метрологии, экспериментальной психологии, математический аппарат.

Прикладные разделы квалиметрии связаны с техническими науками (например, дозиметрия).

 

Области применения квалиметрии:

Квалиметрия применяется для решения следующих задач:

1. оптимизация конструирования изделия

2. совершенствование технологического процесса

3. повышение надёжности и конкурентоспособностиук

4. актуализация нормативных документов

5. оптимизация процедуры сертификации

6. оценка и отбор кандидатов при приёме на работу, продвижение по службе и т.д.

7. разработка требований к качеству процессов и их оценка.

 

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ КВАЛИМЕТРИИ

 


Расширение сферы применения

 

 

Углубление анализа         

 

Совершенствование технологии                                                                                                оценивания качества





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: