Управление качеством проекта

Одна из ключевых функций УП (наряду с такими, как управление стоимостью и временем) - управление качеством проекта.

Качество - это целостная совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные или предполагаемые потребности. Соответственно менеджмент качества - совокупность непрерывно развивающихся принципов, подходов и методов управления, позволяющих компаниям успешно конкурировать на мировых рынках в длительном периоде.

Понятие «качество» следует отличать от понятия «градация» (сорт, класс). Под последним понимается категория или разряд, присвоенный объектам, имеющим то же функциональное применение, но иные требования к качеству. Низкое качество - это всегда проблема, низкий сорт - не обязательно.

Принято различать четыре ключевых аспекта качества.

1. Качество, обусловленное соответствием рыночным потребностям и ожиданиям. Этот аспект качества достигается благодаря эффективному определению и своевременной актуализации потребностей и ожиданий потребителя на основе анализа рынка.

2. Качество разработки и планирования проекта. Данный аспект качества достигается благодаря тщательной разработке самого проекта и его продукции.

3. Качество выполнения работ по проекту в соответствии с плановой документацией. Этот аспект качества обеспечивается благодаря соответствию реализованных характеристик проекта плановым.

4. Качество материально-технического обеспечения проекта.

К настоящему моменту многие из мировых достижений менеджмента качества кодифицированы в форме международных стандартов серии ISO 9000:2000. Отдельного обсуждения заслуживают восемь принципов всеобщего менеджмента качества (TQM - Total Quality Management), заложенных в этих стандартах. Рассмотрим указанные принципы подробнее.

1. Акцент на потребителя. Компания, стремящаяся к достижению успеха на основе менеджмента качества, на первый план должна поставить работу с потребителями, выявление их требований к поставляемым продукции и услугам, обеспечить удовлетворенность и лояльность потребителей, стремиться превышать ожидания заказчика.

2. Процессный подход. Вся деятельность компании интерпретируется как совокупность бизнес-процессов, каждый из которых имеет свой вход, выход, использует определенные ресурсы и находится под управлением. Интерпретация деятельности компании как совокупности бизнеспроцессов дает ее руководству целый ряд значительных выгод.

Во-первых, процессный подход позволяет эффективно управлять вниманием руководителей и сотрудников компании. По большому счету в менеджменте как области человеческой деятельности существует всего один вопрос: на что нужно обращать внимание, чтобы добиться успеха в бизнесе? Применение процессного подхода на практике позволяет руководителям компаний решать задачу концентрации внимания всех сотрудников на наиболее важных факторах успеха на конкурентном рынке.

Во-вторых, процессный подход создает возможности для эффективных коммуникаций в компании, разрушая межфункциональные барьеры, неизбежно возникающие в любой организации в связи с разделением труда между ее подразделениями и участниками.

В-третьих, применение процессного подхода позволяет заниматься совершенствованием деятельности компании на постоянной, непрерывной, целенаправленной основе.

3. Системный взгляд на бизнес означает, что деятельность компании следует рассматривать как систему взаимосвязанных бизнес-процессов. Это делает необходимым учитывать взаимное влияние бизнес-процессов друг на друга. Изменения в одном бизнес-процессе могут порождать последствия для других.

4. Принятие решений на основе фактов. Решения в компании должны приниматься не на основе случайных интуитивных «озарений» руководства, менеджеров или сотрудников компаний, а на основе фактов. Следовательно, в компании должна быть организована деятельность по систематическому сбору, анализу и интерпретации данных. Для решения этой задачи на практике специалистами разработано большое количество специальных методов, в частности статистических.

5. Непрерывное совершенствование. Это один из наиболее важных принципов менеджмента качества. Конечная цель его - создание реальных конкурентных преимуществ, которые с высокой вероятностью приведут к росту финансовых показателей деятельности.

6. Взаимовыгодные отношения с поставщиками. В работу по совершенствованию деятельности на основе менеджмента качества должны вовлекаться не только сотрудники и подразделения самой компании, но и поставщики. В идеале качество должно начинаться «с добычи руды». Лучшие японские компании отслеживают проблемы качества до третьих-четвертых поставщиков. Понятно почему: если на вход в бизнес-процессы поступают материалы и комплектующие с большими разбросами характеристик, то что бы ни делали сотрудники данной компании, обеспечить высокое качество выходов своих бизнес-процессов при низких затратах им вряд ли удастся.

7. Лидерство высшего руководства. Важнейший аспект менеджмента качества - гуманитарный. Он воплощен в двух принципах. Первый - ведущая роль высшего руководства в деле совершенствования качества. Решение проблем качества невозможно отдать на откуп кому-то из подчиненных. Менеджмент качества - один из наиболее важных вопросов в повестке дня любого руководителя. Без глубокой вовлеченности высшего руководства в проблематику качества говорить о какихто улучшениях деятельности бессмысленно.

8. Вовлечение сотрудников. Качество - прерогатива компании в целом. Оно не может быть создано в результате каких-то действий на каком-то уровне управления. В работу по совершенствованию качества должны быть вовлечены все сотрудники компании.

Иными словами, современная концепция менеджмента качества имеет в своей основе следующие основополагающие принципы:

• качество - неотъемлемый элемент проекта в целом (а не некая самостоятельная функция управления);

• качество - это то, что говорит потребитель, а не изготовитель;

• ответственность за качество должна быть адресной;

• для реального повышения качества нужны новые технологии;

• повысить качество можно только усилиями всех работников предприятия;

• контролировать процесс всегда эффективнее, чем результат (продукцию);

• политика в области качества должна быть частью общей политики предприятия.

УПРАВЛЕНИЕ РИСКАМИ

Управление проектными рисками включает анализ и оценку рисков, основанные на использовании современных научных подходов и передовых технологий, а также снижение рисков в процессе реализации проектов.

Риск - потенциальная численно измеримая возможность неблагоприятных ситуаций и связанных с ними последствий в виде ущерба, убытков, потерь (например, ожидаемой прибыли, дохода или имущества, денежных средств) в связи с неопределенностью, т.е. со случайным изменением условий экономической деятельности, неблагоприятными, в том числе форс-мажорными обстоятельствами, общим падением цен на рынке; возможность получения непредсказуемого результата от принятого хозяйственного решения, действия.

Измерение рисков - определение вероятности наступления рискового события. Оценивая риски, которые в состоянии принять на себя команда и инвестор проекта при его реализации, исходят прежде всего из специфики и важности проекта, из наличия необходимых ресурсов и возможностей финансирования вероятных последствий рисков.

Степень допустимых рисков, как правило, определяется с учетом таких параметров, как размер и надежность инвестиций в проект, запланированный уровень рентабельности и др. В количественном отношении неопределенность подразумевает возможность отклонения результата от ожидаемого (или среднего) значения как в меньшую, так и в большую сторону.

Соответственно можно уточнить понятие риска - это вероятность потери части ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов и/или обратное - возможность получения значительной выгоды (дохода) в результате осуществления определенной целенаправленной деятельности. Эти две возможности, влияющие на реализацию инвестиционного проекта, должны анализироваться и оцениваться совместно.

Таким образом, риск представляет собой событие, которое может произойти в условиях неопределенности с некоторой вероятностью, при этом возможны три экономических результата (оцениваемые в экономических, чаще всего финансовых показателях):

1) отрицательный, т.е. ущерб, убыток, проигрыш;

2) положительный, т.е. выгода, прибыль, выигрыш;

3) нулевой (ни ущерба, ни выгоды).

Основная задача управления рисками заключается в оптимизации стоимости нейтрализации неблагоприятного воздействия риск-факторов, обеспечивающей успешную реализацию проекта.

Процесс управления рисками проекта обычно включает выполнение процедур, которые перечислены ниже.

1. Планирование управления рисками - выбор подходов и планирование деятельности по управлению рисками проекта.

2. Идентификация рисков - определение рисков, способных по влиять на проект, и документирование их характеристик.

3. Качественная оценка рисков и условий их возникновения с це лью определения их влияния на успех проекта.

4. Количественная оценка вероятности возникновения и влияния последствий рисков на проект.

5. Планирование реагирования на риски - определение процедур и методов по ослаблению отрицательных последствий рисковых событий и использованию возможных преимуществ.

6. Мониторинг и контроль рисков, определение остающихся рисков, выполнение плана управления ими и оценка эффективности действий по минимизации рисков.

Все эти, а также другие процедуры взаимодополняют друг друга. Каждая выполняется по крайней мере один раз в каждом проекте. Несмотря на то что процедуры, представленные здесь, рассматриваются как дискретные элементы с четко определенными характеристиками, на практике они могут частично совпадать и взаимодействовать.

Комплексное исследование разнообразных рисков на стадии разработки проекта с помощью системы подходов и методов, предпринимается не только в целях анализа рисков в начале жизненного цикла проекта. Выводы, сделанные на основе такого исследования, оказывают существенную помощь руководителю проекта на стадии его реализации, поскольку анализ проектных рисков не должен ограничиваться лишь констатацией факта их наличия и расчетно-рекомендательным заключением на стадии разработки бизнес-плана. Обязательным продолжением и развитием анализа проектных рисков является управление ими на стадии реализации и эксплуатации.

Управление рисками осуществляется на всех фазах жизненного цикла проекта с помощью мониторинга, контроля и необходимых корректирующих воздействий. Модель организации работ по управлению риском приведена на рис. 5.

Указанные работы организуются и осуществляются руководителем проекта в тесном взаимодействии со всеми участниками проекта.

Процесс управления рисками предполагает проведение определенных шагов, в том числе:

• выявление предполагаемых рисков;

• анализ и оценки проектных рисков;

• выбор методов управления рисками;

• применение выбранных методов;

• реагирование на наступление рискового события;

• разработка и реализация мер снижения рисков;

• оценку результатов управления рисками.

Рис. 5. Модель организации работ по управлению рисками проекта

 

Анализ рисков проекта предполагает подход к риску не как к статическому, неизменному, а как к управляемому параметру, на уровень которого возможно и нужно оказывать воздействие. Отсюда следует вывод о необходимости влияния на выявленные риски с целью их минимизации или компенсации. На изучение этих возможностей и связанной с этим методологии направлена так называемая концепция приемлемого риска.

В основе концепции приемлемого риска лежит утверждение о невозможности полного устранения потенциальных причин, которые могут привести к нежелательному развитию событий и в результате к отклонению от выбранной цели. Однако процесс достижения выбранной цели может происходить на базе принятия таких решений, которые обеспечивают некоторый компромиссный уровень риска, называемый приемлемым. Этот уровень соответствует определенному балансу между ожидаемой выгодой и угрозой потерь и основан на серьезной аналитической работе, включая специальные расчеты. Характеризуя в целом весь арсенал методов управления рисками проекта, необходимо подчеркнуть их конкретную практическую направленность, позволяющую не только отобрать и проранжировать факторы рисков, но и смоделировать процесс реализации проекта, оценить с определенной вероятностью последствия возникновения неблагоприятных ситуаций, подобрать методы минимизации их воздействия или предложить мероприятия, компенсирующие риски, проследить за динамикой поведения фактических параметров проекта в ходе его осуществления и, наконец, скорректировать их изменение в нужном направлении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: