Управление рисками проекта объединяет все действия, с помощью которых команда проекта пытается уменьшить или исключить влияние неопределенности на достижение поставленных целей. План управления рисками описывает, каким образом эти действия будут исполняться. Обычно в план управления рисками входят:
- методология, принятая для управления рисками, описывающая процессы идентификации рисков, анализа, разработки мер противодействия, мониторинга и реагирования на них;
- разработка бюджета управления рисками и интеграция его в базовый план по стоимости;
- структуризация идентифицированных рисков, например, в виде иерархической структуры рисков;
- реестр рисков и результаты анализа и оценки вероятности наступления и тяжести последствий выявленных рисков, например, в виде матрицы вероятности и воздействия, представленной в табличной форме, где для каждого риска дана оценка его вероятности наступления и тяжести воздействия на цели проекта;
- распределение ответственности между членами команды за различные процессы управления различными группами рисков, а также определение периодичности и сроков исполнения этих процессов и форматов отчетности процессов управления рисками
КОНТРОЛЬ РИСКОВ
В процессе контроля рисков, который осуществляется в ходе всего проекта, команда проекта отслеживает появление ранее идентифицированных рисков, для того чтобы в случае их реализации запустить запланированные антирисковые мероприятия. Кроме того, данный процесс ориентирован на проверку достоверности допущений, принятых в проекте, выявление ранее не идентифицированных рисков и оценку результативности процесса управления рисками.
Важным входом процесса является разработанный на этапе планирования проекта реестр рисков, в котором описаны как идентифицированные риски и признаки их наступления, так и члены команды проекта, которые ответственны за их контроль, а также мероприятия по противодействию этим рискам и потребность в резервах.
В качестве инструмента контроля рисков команда проекта использует аудиты рисков, которые часто проводятся в ходе плановых совещаний по проекту, однако могут проводится и специальные совещания, посвященные только аудиту рисков. В ходе таких аудитов и анализа ранее идентифицированных рисков команда проекта часто приходит к выводу о том, что некоторые риски теряют свою актуальность, но также нередко выявляются новые, ранее не идентифицированные риски, которые должны быть занесены в реестр рисков.
Процессы контроля рисков генерируют информацию об исполнении работ проекта, могут также оформляться запросы на изменения плана управления проектом (в частности, плана управления рисками), обновляются документы проекта, такие, например, как реестр рисков, иерархическая структура рисков, уроки, извлеченные в ходе действий по управлению рисками проекта.
ПРОЦЕСС ЗАВЕРШЕНИЯ ПРОЕКТА
Процесс завершения проекта включает в себя следующие основные стадии:
• приемка конечного продукта заказчиком,
• документирование проекта,
• проведение проверки после реализации проекта
• выпуск окончательного отчета
ПОДГОТОВКА УСЛОВИЙ ДЛЯ ОКОНЧАНИЯ ПРОЕКТА
Основанием для окончания проекта являются:
1. официальное завершение работ по контрактам с поставщиками, производителями, заказчиками и другими бюджетниками.
2. официальное завершение заданий, выполняемых членами рабочей группы проекта;
3. приемка работы по проекту и конечных продуктов заказчиком;
4. обеспечение получения всех конечных результатов в установленные сроки, в рамках бюджета и в соответствии с требованиями к проекту;
5. надлежащее документирование проекта и предоставление базовой информации для облегчения процесса взаимодействия сотрудников или внесения изменений, которые могут потребоваться в будущем;
6. выпуск и визирование окончательного отчета или отчета о состоянии проекта, которое показывает, что ожидаемые конечные результаты получены;
7. прекращение всех работ по проекту как внутри организации, так и за ее пределами.
Результаты проведения проверки после реализации проекта могут быть представлены в окончательном отчете.
КТО ПРИНИМАЕТ РЕШЕНИЕ ОБ ОКОНЧАНИИ ПРОЕКТА И В КАКИЕ СРОКИ
Формальная дата окончания проекта должна быть назначена и подписана руководителем проекта и надзирающей администрацией головной организации. Эта дата завершения работ должна быть согласована с основным планом. Инициатором завершения проекта является его руководитель; он осуществляет этот процесс с одобрения и при участии администрации организации заказчика.






