1. Президент РФ;
2. Счетная палата РФ;
3. Правительство РФ (в т.ч. Минфин);
4. Органы федерального казначейства;
5. ФНС;
6. Региональные Минфины;
7. ЦБР.
Задачи МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ:
1) Разработка и реализация стратегических направлений единой государственной финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики РФ.
2) Составление проекта и исполнение бюджета РФ.
3) Обеспечение устойчивости государственных финансов и их воздействия на социально-экономическое воздействие страны.
4) Разработка направлений и методов заимствования внутренних и внешних.
5) Осуществление финансового контроля за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств.
СЧЁТНАЯ ПАЛАТА.
Обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета РФ. Осуществляет контролирующую, ревизионную, экспертно-аналитическую, информирующую деятельность. Проверяет государственный органы и учреждения РФ, предприятия, получающие средства из бюджета, государственные внебюджетные фонды. Контроль осуществляется путём ревизий и проверок.
ОРГАНЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА.
Осуществляет работу в регионах и на местах по формированию и исполнению федерального бюджета, а также бюджета других органов.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА.
Осуществляет работу по сбору, учёту налогов, работу по исполнению налогового законодательства, проводит проверку налогоплательщиков, ведёт их учёт.
ЦЕНТРОБАНК.
Организует, контролирует и регулирует кредитно-денежные отношения в стране, разрабатывает кредитно-денежную политику, осуществляет управление государственным долгом, осуществляет лицензирование, регулирование и контроль деятельности коммерческих банков. Осуществляет лицензирование, регулирование, контроль за деятельностью на основных финансовых рынках – ценных бумаг, валюты, драгоценных металлов.
МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.
Участвует в стратегическом планировании финансовых отношений в экономике и разработке финансовой политики и отдельных её направлений.
Негосударственный финансовый контроль:
8. банковский. Денежный контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью предприятий.
9. внутрихозяйственный. Проводится самим предприятием, его экономическими службами
10. аудиторский. Проводится аудиторскими организациями с целью выявления нарушений и их исправления.
Аудиторский контроль имеет следующие задачи:
- проверка соблюдения принципов и правил бухучета;
- проверка финансовых показателей деятельности предприятия;
- консультирование руководства предприятия по финансовым вопросам;
- постановка и ведение бухучета;
- анализ и прогнозирование фин-хоз деятельности;
- обучение работников бухгалтерских служб и консультирование в вопросах законодательства.
Виды аудита:
1. Внутрифирменный аудит. Направлен на повышение эффективности управленческих решений по совершенствованию финансовой и хоз. деятельности предприятия в целях максимизации прибыли.
2. Внешний аудит. Направлен на установление достоверности финансовой отчетности проверяемых объектов и разработку рекомендаций по устранению ее недостатков.
Аудиторская проверка может быть обязательной и инициативной.
Обязательной аудиторской проверке подлежат: все кредитные организации (включая ЦБР), страховые организации, биржи, внебюджетные фонды, благотворительные фонды, ОАО, предприятия с долей иностранных инвесторов.
Также обязательная аудиторская проверка может быть проведена по поручению прокуратуры, казначейства, налоговой службы.
Тема 5. Бюджет и бюджетная система.
- центральное звено всей финансовой системы, т.к. через него осуществляется вторичное перераспределение ВВП из производственной сферы в непроизводственную.
Бюджет –
Ø система денежных отношений, в процессе которых формируются и используются централизованные фонды;
Ø совокупность доходов и расходов, между которыми должен обеспечиваться баланс;
Ø роспись государственных доходов и расходов на определённый финансовый год, имеющая силу закона;
Ø форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функционирования государства и местного самоуправления (бюджетный кодекс).
С 1994 года государственный бюджет РФ носит название федерального.
Бюджет формируется в процессе распределения ВВП на различные фонды, которые полностью или частично могут направляться в бюджет.
Чем выше уровень централизации в экономике, тем больше удельный вес бюджета в ВВП и тем выше степень государственного регулирования экономики.
Бюджет является также инструментом финансового механизма, т.к. служит основным инструментом финансовой и бюджетной политики государства.
Т.к. бюджет - самостоятельная экономическая категория, неразрывно связанная с категорией финансов и центральное звено системы финансов, значит бюджет отражает все финансовые признаки:
1. денежный характер
2. императивность
3. распределительный характер.
Бюджет имеет 3 аспекта:
1) Как денежные отношения между государством и другими субъектами
2) Как закон.
3) Как денежный фонд.
Функции бюджета.
1. Перераспределительная.
2. Государственного регулирования и стимулирования экономики.
3. Контроль за состоянием финансов и денежного обращения.
4. Финансовое обеспечение социальной политики
5. Обеспечение государственного федерализма,- бюджетная политика стимулировать федеральную заинтересованность в регионах.
Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации
Бюджетная политика
- совокупность принимаемых решений, осуществляемых органами законодательной и исполнительной власти, связанных с определением основных направлений развития бюджетных отношений, и выработке конкретных путей их использования в интересах граждан, общества и государства.
Бюджетная политика – часть финансовой политики. Её основу составляет стратегическое направление экономической и социальной политики государства.
Составляющие бюджетной политики:
1) Политика в области доходов бюджета
2) Политика в области расходов бюджета
3) Политика в области обеспечения сбалансированности бюджета
4) Политика эффективного управления государственным долгом
5) Политика в области межбюджетных отношений.
Инструменты реализации бюджетной политики:
1. Бюджетное право
К бюджетным правоотношениям относятся:
- отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга;
- отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением, осуществления бюджетного учета, составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.
2. Бюджетный механизм – составная часть финансового механизма, представленная совокупностью видов и форм организации бюджетных отношений, специфических методов мобилизации и исполнения бюджетных средств
Бюджетных механизм состоит из:
Ø Бюджетного контроля
Ø Бюджетного планирования и прогнозирования
Ø Исполнения бюджета
Бюджетный процесс - регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности;