ЛЕКЦИЯ
О чем эта притча? О нас с вами… Время от времени каждый из нас желает доказать свою точку зрения во что бы то ни стало. Иногда такие разногласия перерастают в настоящую открытую борьбу. Почему так происходит? Как действовать, чтобы избежать подобного исхода? Об этом мы будем говорить на уроке.
Социальные интересы
- Какие ассоциации возникают у вас при слове «интерес»?
Итак, интерес – одна из форм направленности личности. А что же такое социальный интерес?
Интересы людей имеют в своей основе их потребности. Однако интересы направлены не столько на предмет потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают доступными этот предмет. Прежде всего это касается материальных и духовных благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей.
Социальный интерес – интересы людей, связанные с положением социальной группы в обществе и человека в этой группе. Они состоят в сохранении или преобразовании тех учреждений, порядков, норм взаимоотношений, от которых зависит распределение благ, необходимых данной социальной группе.
|
|
Формы социального взаимодействия
В повседневной жизни общества мы наблюдаем постоянное социальное взаимодействие. Попробуем представить формы социального взаимодействия людей графически.
- Насколько часто в вашей жизни вы сталкиваетесь с соперничеством и конфликтом?
Социальный конфликт
Итак, «конфликт – это…» Закончите фразу.
- В каких отношениях находятся такие понятия, как «противоречие» и «конфликт»?
- Можно ли представить себе разрешение конфликта без разрешения противоречий?
- Сколько людей требуется для конфликта?
- Какого типа люди чаще всего попадают в конфликтные ситуации?
Слово «конфликт» происходит от латинского conflictus и означает «столкновение».
Социальный конфликт – расхождение интересов отдельных людей и социальных групп, занимающих разное положение в обществе.
Используя эту схему, приведите примеры конфликтов. Попробуйте определить причины конфликтных ситуаций.
Нас интересует природа и сущность социальных конфликтов. Научиться их преодолевать – вот главная задача.
На развитие социального конфликта влияют следующие условия:
- намерения участников конфликта либо добиться компромисса, либо полностью устранить соперников;
- отношения к средствам физического насилия;
- уровень доверия между сторонами;
- адекватность оценок конфликтующими сторонами истинного положения дел;
- внешние обстоятельства.
Все социальные конфликты проходят 3 стадии.
Познакомимся с методами разрешения конфликта. Сейчас мы поговорим об основных видах поведения в конфликте или о стратегии и тактике в конфликте.
|
|
- Предположите, почему люди могут избегать конфликтов (не хотят проиграть; нет времени; боятся серьёзного отпора с другой стороны; не хотят делать из мухи слона и т.д.).
Таким образом, можно сделать следующие выводы, которые отразим в таблице.
Процессы, служащие для разрешения конфликтов: переговоры, медиация, арбитраж. Большинство межличностных конфликтов решаются с помощью одного из трёх процессов.
Переговоры – это процесс, при котором стороны пытаются разрешить конфликт путём непосредственного обсуждения между собой.
Сильная сторона переговорного процесса состоит в том, что всё зависит только от самих сторон – как сам процесс, так и его результат.
При медиации в процесс вступает третья сторона – посредник, цель которого помочь первым двум договориться. Выслушивая стороны и помогая их общению, медиаторы стараются способствовать нахождению сторонами решения типа «выигрыш – выигрыш». И хотя медиатор берет на себя ответственность за процесс, оппоненты всё же контролируют предмет дискуссии и её исход.
Медиация признаёт, что:
- конфликты между сторонами могут быть решены только в случае, если стороны этого сами захотят (чувства нельзя отменить приказом свыше);
- если стороны пришли для того, чтобы разрешить трения, которые между ними имеются, им необходимо чувствовать себя комфортно, в безопасности (медиатор вызывает доверие, обеспечивает конфиденциальность);
- важность поощрения доверия и уважения, открытого обмена информацией между сторонами (разрушает барьеры);
- именно сторонам лучше всего судить о том, что же будет являться разрешением конфликта (стороны сами создают своё решение);
- стороны скорее всего будут склонны к реализации именно этих соглашений, в создании которых они принимали непосредственное участие;
- возможно достижение двух различных уровней конфликтов: соглашения и примирения.
В случае арбитража третья сторона контролирует не только процесс, но и исход. Арбитры решают, что именно сторонам необходимо сделать для разрешения конфликта, и обычно наделены властью, способной принудить стороны выполнить соответствующее решение. В спорах между детьми арбитрами часто выступают родители.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
1. Составить конспекты;
2. Отвечать письменно на вопросы:
1. Какую роль в развитии общества играют социальные конфликты?
2. Каковы наиболее типичные причины межнациональных конфликтов?
3. Что собой представляет отклоняющееся поведение? Можно ли избавить общество от подобных отклонений? Если да, то с помощью чего?
4. Раскройте смысл высказывания английского историка Г. Т. Бакла: «Общество готовит преступление, преступник совершает его». Разделяете ли вы такую точку зрения?
5. Согласны ли вы с высказыванием французского драматурга Ж. Расина: «Крупным преступлениям всегда предшествуют мелкие. Никто никогда не видел, чтобы робкая невинность внезапно превратилась в безудержную распущенность»? Ответ аргументируйте.
6. Определите тип следующих санкций: Нобелевская премия, судебное оправдание, открытое письмо в прессе, присвоение офицерского звания, избрание в парламент, новогодняя открытка, квартальная премия, звание чемпиона мира, аттестат зрелости.
Дополнительное задание: Мини-сочинение по любой из 4-х тем.
1. Золотое правило морали гласит: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе». Можно ли считать это правило моральной нормой? Ответ аргументируйте.
2. Суть правовой культуры правоведы выражают формулой «Знать – уважать – соблюдать». Согласны ли вы с ней? Почему?
3. На вопрос о том, что для вас является высшей ценностью, нередко дают ответ: «Деньги». Есть, конечно, и другие ответы. А как вы ответите на этот вопрос? Свой ответ аргументируйте.
|
|
4. Как вы понимаете смысл слов Аристотеля, который говорил: «Мы становимся справедливыми, поступая справедливо, умеренными – поступая умеренно, смелыми – делая смелые поступки… Поэтому немаловажно то, что мы формируем наши те или иные привычки с самых ранних лет. Это очень важно, а может, самое важное»?
УРОК № 5