Осуществление законодательной инициативы субъектами законодательной инициативы

Введение

                              

На основании ст.76 Конституции Российской Федерации законодательный (представительный) орган государственной власти Нижегородской области – Законодательное Собрание Нижегородской области, осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации (Нижегородской области) и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст.72 Конституции Российской Федерации) в пределах полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом и законами Нижегородской области.

Вопросы осуществления законодательной процедуры Законодательным Собранием Нижегородской области предусмотрены нормами следующих нормативных правовых актов:

1) Федерального закона от 06.10.1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

2) Устава Нижегородской области, принятого постановлением Законодательного Собрания от 22.12.2005г. №1809-III;

3) Закона Нижегородской области от 1.03.2011г. №25-З «О Законодательном Собрании Нижегородской области»;

 

4) Закона Нижегородской области от 12.10 2011г. №150-З «О статусе депутата Законодательного Собрания Нижегородской области»;

 

5) Закона Нижегородской области от 3.10. 2007 г. N 129-З «О Правительстве Нижегородской области»;

 

6) Закона Нижегородской области от 8.10.2010г. №156-З «О контрольно-счётной палате Нижегородской области»;

 

7) Закона Нижегородской области от 10.02.2005г. №8-З «О нормативных правовых актах Нижегородской области»;

8) Закона Нижегородской области от 11.03.2004г. №20-З «О порядке подписания, обнародования и вступления в силу законов Нижегородской области»;

9) Закона Нижегородской области от 31.10.2006г. №132-З «Об Общественной палате Нижегородской области»;

10) Регламента Законодательного Собрания Нижегородской области, принятым постановлением Законодательного Собрания от 28.02.2006г. №1866-III;

11) Положения о комитетах и комиссиях Законодательного Собрания Нижегородской области, принятым постановлением Законодательного Собрания от 25.03.2010г. №2026-IV

12) Положения о Научно-консультативном совете при Законодательном Собрании Нижегородской области, принятым постановлением Законодательного Собрания от 25.06.2009г. №1595-IV

Законодательная процедура складывается из следующих этапов:

· 1 этап – осуществление законодательной инициативы субъектами законодательной инициативы;

· 2 этап – подготовка к рассмотрению и предварительное рассмотрение законодательной инициативы профильным комитетом Законодательного Собрания;

· 3 этап – рассмотрение законопроекта в первом чтении на заседании Законодательного Собрания;

· 4 этап – доработка принятого в первом чтении законопроекта профильным комитетом ко второму чтению;

· 5 этап – рассмотрение законопроекта во втором чтении на заседании Законодательного Собрания;

· 6 этап – подготовка профильным комитетом законопроекта, принятого во втором чтении, к третьему чтению;

· 7 этап – рассмотрение законопроектав третьем чтении на заседании Законодательного Собрания;

· 8 этап – подписание, отклонение, обнародование  Губернатором области закона, принятого Законодательным Собранием ;

· 9 этап – рассмотрение отклонённого Губернатором области, принятого Законодательным Собранием закона на заседании Законодательного Собрания.

Для подробного рассмотрения законодательного процесса приводятся извлечения из выше перечисленных нормативных правовых актов нормы, непосредственно регулирующие полномочия и функции Законодательного Собрания в сфере законодательства, а также нормы, регулирующие каждый этап законодательного процесса.

Выявленные замечания и недостатки в правовом регулировании законодательного процесса и предложения по их устранению сформулированы отдельно.

В схемах приняты следующие сокращения и обозначения:

АИС «Законопроект» - автоматизированная информационная система «Законопроект»;

Устав Н.о. – Устав Нижегородской области, принят постановлением Законодательного Собрания области от 22.12.2005г.№1809-III;

Закон о Законодательном Собрании – Закон Нижегородской области от 01.03 2011г. №25-З «О Законодательном Собрании Нижегородской области»;

Закон о Правительстве – Закон Нижегородской области от 03.10.2007г. №129-З «О Правительстве Нижегородской области»;

Закон о НПА – Закон Нижегородской области от 10.02.2005г. №8-З «О нормативных правовых актах Нижегородской области»;

Закон об Общественной палате Н.о. – Закон Нижегородской области от 31.10.2006г.№132-З «Об Общественной палате Нижегородской области»;

Регламент – Регламент Законодательного Собрания Нижегородской области, принят постановлением Законодательного Собрания от 28.02.2006г. №1866-III;

Положение о комитетах – Положение о комитетах и комиссиях Законодательного Собрания Нижегородской области, принято постановлением Законодательного Собрания от 25.03.2010г. №2026-IV;

Положение о НКС – Положение о научно-консультативном совете при Законодательном Собрании Нижегородской области принято постановлением Законодательного Собрания от 25.06.2009г.№1595-IV;


Положение о ГУ МЮ РФ по Ниж. обл. – Положение о Главном управлении Министерства юстиции по Нижегородской области, утверждено приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21.05.2009г. №146;

Органы МСУ – органы местного самоуправления в Нижегородской области;

-. -. -. -> -  может быть направлено.


I. Правовые нормы о полномочиях и функциях

 Законодательного Собрания в сфере законодательства

Полномочия и функции законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации – Законодательного Собрания Нижегородской области, в сфере законодательства выражено в следующих нормах:

Федерального закона от 06.10.1999г. №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»: 

  (извлечения)

Статья 5. Основные полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации

 

1. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации:

а) принимает конституцию субъекта Российской Федерации и поправки к ней, если иное не установлено конституцией субъекта Российской Федерации, принимает устав субъекта Российской Федерации и поправки к нему;

б) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации;

 

2. Законом субъекта Российской Федерации:

а) утверждаются бюджет субъекта Российской Федерации и отчет о его исполнении, представленные высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

в) в пределах полномочий, определенных федеральным законом, устанавливается порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации;

г) утверждаются программы социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, представленные высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации);

д) устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению субъекта Российской Федерации, а также порядок их взимания;

е) утверждаются бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов субъекта Российской Федерации и отчеты об их исполнении;

ж) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью субъекта Российской Федерации, в том числе долями (паями, акциями) субъекта Российской Федерации в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм;

з) утверждаются заключение и расторжение договоров субъекта Российской Федерации;

и) устанавливается порядок назначения и проведения референдума субъекта Российской Федерации;

к) устанавливается порядок проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации;

л) устанавливается административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации и порядок его изменения;

м) устанавливается система исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

н) регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации к ведению и полномочиям субъекта Российской Федерации.

 

Статья 7. Порядок принятия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации нормативных правовых актов

 

1. Конституция (устав) субъекта Российской Федерации, поправки к ней (к нему) принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов.

2. Законы субъекта Российской Федерации принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

3. Постановления законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

4. Проект закона субъекта Российской Федерации рассматривается законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации не менее чем в двух чтениях. Решение о принятии либо отклонении проекта закона, а также о принятии закона оформляется постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

2. Устава Нижегородской области, принятого постановлением Законодательного Собрания от 22.12.2005г. №1809-III:

 (извлечения)

Статья 28

 

1. Законодательное Собрание является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти области.

 

7. Правовой статус, функции, основы организации и формы деятельности Законодательного Собрания определяются Законом области.

 

Статья 29

 

3. Порядок подготовки и проведения выборов в Законодательное Собрание устанавливается законом области в соответствии с федеральным законодательством.

 

Статья 31

 

1. Законодательное Собрание:

1) принимает Устав области и поправки к нему;

2) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения области и по предметам совместного ведения Российской Федерации и области в пределах полномочий области;

 

2. Законом области:

1) утверждаются представленные Губернатором областной бюджет и отчет о его исполнении;

2) утверждаются программы социально-экономического развития области, представленные Губернатором;

3) устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению области, а также порядок их взимания;

4) устанавливается порядок организации бюджетного процесса в области;

5) утверждаются бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов области и отчеты об их исполнении;

6) учреждаются награды и премии области;

(в ред. Закона Нижегородской области от 01.03.2011 N 23-З)

7) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью области, в том числе долями (паями, акциями) области в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм, приватизации объектов государственной собственности области;

8) устанавливается административная ответственность за нарушение законов и иных нормативных правовых актов области, нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

9) устанавливается в соответствии с федеральным законом порядок заключения соглашений области об осуществлении международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей;

10) устанавливается административно-территориальное устройство области и порядок его изменения;

11) устанавливается система исполнительных органов государственной власти области, структура и порядок формирования Правительства;

12) устанавливается порядок проведения выборов депутатов Законодательного Собрания, порядок назначения и проведения референдума области, порядок проведения местного референдума, муниципальных выборов;

13) регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, настоящим Уставом и законами области к ведению и полномочиям области.

Статья 47

 

1. Правовые акты области (нормативные и иные правовые акты) образуют единую систему, основанную на принципе верховенства правовых актов, обладающих большей юридической силой.

2. Система нормативных правовых актов области устанавливается законом области в соответствии с федеральным законодательством.

3. Порядок подготовки, внесения, рассмотрения, принятия, официального опубликования и вступления в силу законов области, а также требования к ним устанавливаются законом области.

 

Статья 49

 

1. Проект закона области рассматривается Законодательным Собранием не менее чем в двух чтениях. Решение о принятии или отклонении проекта закона, а также о принятии закона оформляется постановлением Законодательного Собрания.

2. Закон области принимается большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено федеральными законами. Постановления Законодательного Собрания принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов, если иное не предусмотрено федеральными законами.

 

Статья 52

 

2. Для рассмотрения соответствия законов области, нормативных правовых актов органов государственной власти области, органов местного самоуправления Уставу области, а также для толкования Устава области законом области может быть создан Уставный суд Нижегородской области.

3. Мировые судьи области назначаются на должность в порядке, установленном законом области. Порядок обеспечения и организации деятельности мировых судей области устанавливается законом области в соответствии с федеральными законами.

4. В соответствии с федеральным законодательством законом области создаются и упраздняются судебные участки и должности мировых судей.

 

 

Статья 54

 

1. Местное самоуправление в области – форма осуществления населением области своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами области, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

 

 

Статья 55

 

2. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами области с учетом границ исторически сложившихся административно-территориальных образований области в соответствии с требованиями федерального закона.

3. Образование, преобразование муниципальных образований, установление и изменение их границ осуществляются законами области в соответствии с федеральным законодательством.

 

 

Статья 57

 

2. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями области может осуществляться законами области в порядке, определяемом федеральным законом. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.

 

 

Статья 58

 

2. Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов области.

3. В целях обеспечения экономических гарантий местного самоуправления органы государственной власти области осуществляют следующие предусмотренные федеральным законом полномочия:

1) установление доходов, зачисляемых в местные бюджеты, от областных налогов и сборов по налоговым ставкам в соответствии с законом области;

2) установление единых нормативов отчислений в местные бюджеты от областных налогов и сборов, а также от федеральных налогов и сборов, подлежащих зачислению в областной бюджет;

3) установление порядка выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений из областного фонда финансовой поддержки поселений;

4) установление порядка выравнивания уровня бюджетной обеспеченности поселений из районных фондов финансовой поддержки поселений;

5) установление порядка выравнивания уровня бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) из областного фонда финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов);

6) иные полномочия, предусмотренные федеральными законами.

4. В случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами и законами области, из областного бюджета местным бюджетам могут предоставляться межбюджетные трансферты в формах, предусмотренных Бюджетным кодексом Российской Федерации.

 

 

3. Закона Нижегородской области от 1.03.2011г. №25-З «О Законодательном Собрании Нижегородской области»:

(извлечения)

 

Статья 4. Основные полномочия Законодательного Собрания

 

1. К основным полномочиям Законодательного Собрания относятся:

1) принятие Устава области и поправок к нему;

2) осуществление законодательного регулирования по предметам ведения области и по предметам совместного ведения Российской Федерации и области в пределах полномочий области;

 

6) осуществление иных полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом области и законами области.

2. Законом области:

1) утверждаются представленные Губернатором области областной бюджет и отчет о его исполнении;

2) устанавливаются порядок проведения выборов депутатов Законодательного Собрания (далее также – депутат), порядок назначения и проведения референдума области, порядок проведения местного референдума, муниципальных выборов;

3) утверждаются программы социально-экономического развития области, представленные Губернатором области;

4) устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральным законом к ведению области, а также порядок их взимания;

5) устанавливается порядок организации бюджетного процесса в области;

6) утверждаются бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов области и отчеты об их исполнении;

7) устанавливается порядок управления и распоряжения собственностью области, в том числе долями (паями, акциями) области в капиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иных организационно-правовых форм, приватизации объектов государственной собственности области;

8) устанавливается административная ответственность за нарушение законов и иных нормативных правовых актов области, нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

9) устанавливается в соответствии с федеральным законом порядок заключения соглашений области об осуществлении международных, внешнеэкономических и межрегиональных связей;

10) устанавливаются система исполнительных органов государственной власти области, структура и порядок формирования Правительства области;

11) устанавливаются описание и порядок официального использования государственных символов области;

12) устанавливаются административно-территориальное устройство области и порядок его изменения;

13) устанавливаются и изменяются границы территорий муниципальных образований, осуществляется преобразование муниципальных образований;

14) распускается представительный орган муниципального образования в случаях, установленных федеральным законом;

15) учреждаются награды области и премии области;

16) регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом области и законами области к ведению и полномочиям области.

 

Статья 9. Председатель Законодательного Собрания

 

1. Работу Законодательного Собрания возглавляет Председатель Законодательного Собрания.

6. Председатель Законодательного Собрания работает на профессиональной постоянной основе и наделяется следующими полномочиями:

 

3) направляет Губернатору области для подписания и обнародования законы области, принятые Законодательным Собранием;

 

5) подписывает от имени Законодательного Собрания договоры, межпарламентские соглашения в соответствии с федеральными законами и законами области;

6) распределяет обязанности между заместителями Председателя Законодательного Собрания;

7) созывает и ведет заседания Совета Законодательного Собрания;

 

11) осуществляет другие полномочия в соответствии с Уставом области, законами области, Регламентом Законодательного Собрания и иными постановлениями Законодательного Собрания.

 

9. Полномочия Председателя Законодательного Собрания могут быть досрочно прекращены:

 

3) в иных случаях, предусмотренных Уставом области и законами области.

 

 

Статья 11. Совет Законодательного Собрания

 

1. В Законодательном Собрании с целью координации деятельности комитетов Законодательного Собрания, депутатских объединений в Законодательном Собрании, подготовки предложений по решению вопросов, находящихся на рассмотрении Законодательного Собрания, и рассмотрения отдельных организационных вопросов деятельности Законодательного Собрания создается Совет Законодательного Собрания.

4. Совет Законодательного Собрания:

 

9) готовит предложения по доработке законопроектов;

 

Статья 18. Законодательные функции Законодательного Собрания

 

1. Законодательные функции Законодательного Собрания выражаются в законодательном регулировании отнесенных к его ведению вопросов путем принятия законов области, официального толкования законов области, а также в реализации права законодательной инициативы по внесению проектов федеральных законов или поправок к проектам федеральных законов в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.

2. Законодательное Собрание принимает Устав области, законы области и постановления Законодательного Собрания в пределах полномочий, предусмотренных статьей 4 настоящего Закона.

3. Проекты законов области, внесенные в порядке законодательной инициативы, проекты постановлений Законодательного Собрания подлежат обязательному рассмотрению в Законодательном Собрании.

4. Рассмотрение законопроектов на заседаниях Законодательного Собрания осуществляется не менее чем в двух чтениях. Законопроект может быть рассмотрен в третьем чтении в случаях, предусмотренных Законом области «О нормативных правовых актах Нижегородской области» и Регламентом Законодательного Собрания.

5. Устав области и поправки к нему принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания (34 голоса). Законы области принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания (26 голосов), если иное не предусмотрено федеральным законодательством. Постановления Законодательного Собрания принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов Законодательного Собрания, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

6. Внесение проектов законов области и поправок к проектам законов области на рассмотрение Законодательного Собрания в порядке законодательной инициативы, внесение проектов постановлений Законодательного Собрания, а также порядок их рассмотрения и принятия, толкования осуществляются в соответствии с требованиями Закона области «О нормативных правовых актах Нижегородской области» и Регламента Законодательного Собрания.

 

 

Статья 19. Контрольные функции Законодательного Собрания

 

4. Собрание образует контрольно-счетную палату области.

Порядок формирования и деятельности контрольно-счетной палаты области определяется Законом области «О контрольно-счетной палате Нижегородской области».

6. Законодательное Собрание проводит депутатское расследование.

Процедура проведения депутатского расследования регулируется Законом области «О депутатском расследовании Законодательного Собрания Нижегородской области».

 

 

Статья 22. Мероприятия, проводимые в Законодательном Собрании, и иные формы работы Законодательного Собрания

 

2. Для работы над проектами законов области, проектами постановлений Законодательного Собрания, а также по контрольным и иным вопросам деятельности Законодательное Собрание, депутатские объединения в Законодательном Собрании, комитеты Законодательного Собрания вправе создавать рабочие группы.

В состав рабочей группы по решению Законодательного Собрания, депутатского объединения в Законодательном Собрании или комитета Законодательного Собрания могут быть включены депутаты, представители органов исполнительной власти области, прокуратуры области, должностные лица федеральных органов власти, действующих на территории области, представители иных государственных органов, представители органов местного самоуправления, общественных объединений, специалисты.

Решение о создании рабочей группы оформляется постановлением Законодательного Собрания или распоряжением Председателя Законодательного Собрания, в котором указывается состав рабочей группы, а также ее задачи и срок деятельности.

 

 

Статья 24. Взаимодействие Законодательного Собрания с органами исполнительной власти области, государственными органами области

 

1. Законодательное Собрание и Правительство области взаимодействуют в установленных федеральным законодательством и законодательством области формах в целях эффективного управления процессами экономического и социального развития области в интересах ее населения.

2. Законодательное Собрание направляет Губернатору области планы законопроектной работы и проекты законов области.

 

4. При рассмотрении проектов законов области и проектов постановлений Законодательного Собрания на своих заседаниях Законодательное Собрание рассматривает отзывы, предложения и замечания Правительства области.

5. С целью предварительного обсуждения концепции проектов законов области или разработки проектов законов области до внесения их в порядке законодательной инициативы Законодательное Собрание и Правительство области могут образовывать рабочие группы, проводить совещания и иные мероприятия.

 

11. По запросу Законодательного Собрания, его комитетов, а также депутатских объединений в Законодательном Собрании Губернатор области, члены Правительства области, руководители органов исполнительной власти области обязаны представлять необходимые сведения по вопросам, относящимся к их ведению и полномочиям, не позднее чем в месячный срок, если иное не предусмотрено федеральным законом, законом области.

 

13. Законодательное Собрание участвует в назначении отдельных должностных лиц государственных органов области, направляет в адрес государственных органов области запросы и обращения, привлекает их к участию в разработке и доработке проектов законов области и проектов постановлений Законодательного Собрания, заслушивает информацию о деятельности государственных органов области, взаимодействует в иных формах, предусмотренных законами области, регулирующими деятельность указанных государственных органов области.

 

 

Статья 25. Взаимодействие Законодательного Собрания с органами местного самоуправления муниципальных образований области

 

Законодательное Собрание взаимодействует с органами местного самоуправления муниципальных образований области в следующих формах:

3) информирование органов местного самоуправления о рассматриваемых Законодательным Собранием проектах законов области, проектах постановлений Законодательного Собрания, а также о принятых законах области, постановлениях Законодательного Собрания, затрагивающих интересы соответствующих муниципальных образований;

4) создание совещательных, консультационных органов с участием органов местного самоуправления;

5) в иных формах в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством.

 

 

Статья 26. Взаимодействие Законодательного Собрания с Общественной палатой области, общественными объединениями, организациями и гражданами

 

1. Законодательное Собрание и Общественная палата области в соответствии с демократическими принципами развития гражданского общества взаимодействуют в целях защиты прав и свобод населения области, прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики. Данное взаимодействие реализуется в порядке, предусмотренном законами области, Регламентом Законодательного Собрания и иными нормативными правовыми актами.

2. При осуществлении взаимодействия с Общественной палатой области Законодательное Собрание:

 

3) в соответствии с Законом области «Об Общественной палате Нижегородской области» направляет в Общественную палату области для проведения общественной экспертизы проекты федеральных законов и законов области, а также все необходимые для проведения общественной экспертизы документы и материалы;

 

3. Законодательное Собрание в порядке, предусмотренном Регламентом Законодательного Собрания, направляет на рассмотрение политических партий, иных общественных объединений, организаций проекты законов области, затрагивающие их деятельность и интересы.

 

5. При Законодательном Собрании могут быть образованы совещательные, консультативные, экспертные органы по вопросам, отнесенным к компетенции Законодательного Собрания.

6. Законодательное Собрание вправе вынести наиболее важные вопросы жизни области на обсуждение населения путем проведения референдума, публичных слушаний, публичного обсуждения и опроса граждан.

 

4. Закона Нижегородской области от10.02.2005г. №8-З «О нормативных правовых актах Нижегородской области»:

(извлечения)

Статья 6. Формы нормативных правовых актов области

 

1. Нормативные правовые акты принимаются (издаются) в следующих формах:

1) Законодательное Собрание области принимает Устав области, законы, постановления;

 

3. Нормативными правовыми актами, принимаемыми правотворческими органами области, могут утверждаться регламенты, правила (порядки), положения, инструкции.

 

 

Статья 7. Устав области

 

1. Устав – основной закон области, определяющий ее статус как субъекта Российской Федерации и закрепляющий иные положения, составляющие основу законодательства Нижегородской области.

2. Устав области и поправки к Уставу области принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания области.

 

 

Статья 8. Закон области

 

1. Закон области – нормативный правовой акт, регулирующий наиболее важные стороны государственной и общественной жизни области, принимаемый в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом области.

2. Закон области принимается большинством голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания области, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.

3. Закон области может быть издан в форме кодекса – закона, содержащего в систематизированном виде всю или основную массу правовых норм, регулирующих определенную сферу общественных отношений.

4. Законом области регулируются вопросы, отнесенные в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Уставом области и законами области к ведению и полномочиям Нижегородской области.

 

 

5. Закона Нижегородской области от11.03.2004г. №20-З «О порядке подписания, обнародования и вступления в силу законов Нижегородской области»:

(извлечения)

Статья 1. Правовые акты Нижегородской области, регулирующие порядок принятия законов Нижегородской области

 

1. Законы Нижегородской области принимаются в порядке, установленном Уставом Нижегородской области и Регламентом Законодательного Собрания Нижегородской области.

2. Закон Нижегородской области принимается в виде Закона Нижегородской области (далее – закон области, закон), а также в виде Кодекса Нижегородской области.

 

II. Первый этап законодательной процедуры:

осуществление законодательной инициативы субъектами законодательной инициативы

 

Правовое регулированиепервого этапа законодательной процедуры – «ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ» –это чёткое определение:

1) субъектов законодательной инициативы;

2)  прав субъектов законодательной инициативы;

3)  обязанностей субъектов законодательной инициативы на данном этапе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: