Продольное нивелирование теодолитного хода

Продольным называется такое нивелирование, которое производится по заранее выбранному направлению, представляющему собой чаще всего ломаную линию.

При прокладке магистралей счет расстояний ведется от начальной точки, независимо от имеющихся поворотов, причем через каждые 100 метров забивается колышек и несколько в стороне от него «сторожок». Такие стометровые участки и точки их обозначающие называются пикетами. Пикеты имеют последовательные номера. Характерные точки трассы (точки поворота, перегиба скатов и другие) называются «плюсовыми»; обозначаются только сторожками, и их положение определяется расстоянием от предыдущих ближайших пикетов.

Например, пк 4+16,5м – точка расположена через 16,5 метров после пикета 4.

 

 

В процессе выполнения полевых работ ведется пикетажный журнал.

Ось нивелирного хода на нем показывается прямой линией, на которой наносятся пикеты, плюсовые точки углы поворота показываются стрелками в направлении поворота и указывается величина угла поворота. В пикетажный журнал заносятся результаты съемки местности с каждой стороны от оси трассы, выполненной способом перпендикуляров. Там же вычерчивается схема привязки к исходным реперам.

При продольном нивелировании пикеты являются связующими точками, плюсовые точки – промежуточными. Для предыдущей станции связующая точка будет передней, а для следующей станции она же будет являться задней. Расстояние от прибора до связующих точек должно быть по возможности равным. При работе с двусторонними рейками на станции отсчеты берут по черной и красной сторонам рейки, вначале на задней, затем на передней связующих точках. При работе с односторонними рейками отсчеты берут по задней, затем передней рейкам при двух установках прибора. Разность превышений на одной станции не должна быть более 5 мм при двусторонних рейках и 10 мм при односторонних. Отсчеты на промежуточных точках берут по черной стороне рейки один раз, придерживаясь рациональной последовательности движения реечника. Отсчеты по рейкам с точностью до миллиметров вносятся в нивелирный журнал. В журнале отводится на каждую связующую точку две строки, на каждую промежуточную - одна.

При проектировании и постройке таких сооружений, как, например, канал или дорога, бывает далеко не достаточно иметь только профиль вдоль оси сооружения. Важным является знать характер рельефа и по сторонам от его оси.

С этой целью на местности разбивают и нивелируют так называемые поперечники под разными углами к оси продольного нивелирования. При помощи продольного нивелирования с поперечниками определяется рельеф поверхности полосы, ширина которой зависит от назначения работы.

Для построения продольного профиля на миллиметровой бумаге проводят линию условного горизонта, обозначают ее отметку и вычерчивают “шапку” профиля. Профили строят в масштабах, удобных для использования, однако принято вертикальный масштаб принимать в 10 раз крупнее горизонтального.

В графе профильной сетки «Расстояния» размечают все пакеты, промежуточные точки и записывают расстояния между этими точками.

Против каждого пикета и промежуточной точки выписывают из журнала нивелирования их отметки в графу «Черные (фактические) отметки».

В графу «План полосы отвода» наносят ситуационный план из пикетажного журнала, а в графу «План прямых и кривых» – элементы детальной разбивки трассы на закруглении.

От линии условного горизонта профильной сетки откладывают в масштабе отметки пикетов и промежуточных точек, соединив которые получают фактический профиль земной поверхности вдоль трассы.

Вычисление основных элементов закругления трассы ведут по формулам:

- тангенс (расстояние вдоль трассы от начала кривой до точки поворота и от точки поворота до конца кривой) ;

- кривая (длина кривой) ;

- биссектриса ;

- домер .

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: