Тема 1.1. Организация государственного (муниципального) финансового контроля

Органы государственного и муниципального финансового контроля можно представить в схематической форме:

1. Контрольное управление Президента (по линии президентской власти)
2. Счетная палата (контрольно-счетные палаты субъектов) (по линии законодательной власти)
3. Министерство Финансов (по линии исполнительной власти)
а) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора ФСФБН)
б) Федеральное казначейство
в) Федеральная налоговая служба
г) Федеральная служба страхового надзора
4. Центральный банк РФ (Комитет банковского надзора)
5. Министерство экономического развития
6. Финансовые органы федеральных органов исполнительной власти (субъектов РФ муниципальных образований, главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств)
7. Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная таможенная служба
8. Судебная система, органы прокуратуры (по линии судебной власти)

Рассмотрим подробней некоторые из вышеперечисленных контролирующих органов.

 Президентский контроль осуществляется президентом путем издания указов по финансовым вопросам, подписания федеральных законов, назначения и освобождения от должности министра финансов.

 Определенные функции президентского контроля выполняет орган - Контрольное управление президента, которое подчиняется президенту, но взаимодействует со всеми органами исполнительной власти. Его основная функция - контроль за деятельностью органов контроля и надзора при федеральных органах исполнительной власти, а также подразделений администрации президента, рассмотрение жалоб и обращений юридических и физических лиц.

Счетная палата – высший специальный орган государственного финансового контроля, которому предоставляется право осуществлять контроль за исполнением федерального бюджета (одновременно это право является обязанностью СП). Создана Федеральным собранием, ему предоставляет отчеты о деятельности. Деятельность Счетной палаты регламентируется федеральным законом от 11 января 1995 года N 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации»

Функциями Счетной палаты являетсяконтроль за федеральной собственностью и расходованием федеральных средств.

Контролю со стороны Счетной палаты подлежат все хозяйствующие субъекты, независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности, а также органы местного самоуправления и общественные организации в части связанной с получением и использованием средств ФБ и государственных внебюджетных фондов, либо связанной с использованием или управлением федеральной собственностью, а также представлением налоговых, таможенных и иных льгот.

Кроме того, Счетная палата контролирует деятельность Центрального банка, Правительства РФ, связанную с обслуживанием и выполнением обязательств по государственному долгу, осуществляет контроль за эффективностью использования иностранных кредитов и займов.

Счетная палата единственный орган ГФК, контрольные функции которого охватывают весь бюджетный процесс, от начала формирования бюджетной заявки до получения конечных результатов.

По Статусу счетная палата является независимым органом ГФК, она самостоятельно формирует свой план работы, график контроля.

Формы контроля счетной палаты – тематические проверки и ревизии.

На уровне субъекта федерации аналогические функции выполняют Контрольно-счетные палаты субъектов в соответствии с федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

Важнейшие место в системе финансового контроля занимает Министерство финансов РФ в лице его структурных подразделений.

Федеральное казначейство, действующее на основании Постановления Правительства от 01 декабря 2004 г. № 703 «Об Органах федерального казначейства», и статьи 267 БК, осуществляет ГФК за соблюдением исполнения федерального бюджета и и федеральных внебюджетных фондов.

Осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами ГРБС, РБС, ПБС другими участниками бюджетного процесса по исполняемым бюджетам. Федеральное казначейство подчинено Министерству финансов, взаимодействует с другими Федеральными органами исполнительной власти.

Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) (ФСФБН) (РФН) – осуществляет свою деятельность в соответствии со ст. 268 БК и постановлением Правительства от 15 июня 2004 года № 278 «Положение об ФСФБН».

Служба была образована на основании указа Президента 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти» в соответствии, с которым ей были переданы функции по контролю и надзору в бюджетно-финансовой сфере Министерства финансов РФ, а также контрольно-ревизионные органы и территориальные органы по валютному контролю. До 2004 г. в структуре Минфина существовал Департамент финансового контроля, который назывался контрольно-ревизионное управление Минфина (КРУ МФ).

Подробно практическая деятельность РФН регулируется приказом Минфина РФ от 04 сентября 2007 № 75н «Административный регламент исполнения ФСФБН государственных функций по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства при использовании средств бюджета, а также федеральной собственности».

 ФСФБН – это орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору финансово-бюджетной сфере, функции органа валютного контроля. а также функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом "Об аудиторской деятельности".

 Осуществляет контроль и надзор за:

- использованием средств федерального бюджета, внебюджетных фондов, государственной собственности;

- за соблюдением валютного законодательства;

- за соблюдением законодательства получателями финансовой помощи из бюджета (кредитов, ссуд, инвестиций);

- за исполнением органами государственного (муниципального) финансового контроля, созданными органами исполнительной власти (местными администрациями муниципальных образований), законодательства РФ о финансово-бюджетном контроле и надзоре.

Деятельность РФН осуществляется через территориальные органы, которые называются территориальными управлениями РФН.

2Планирование контрольной деятельности органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля

 Его цель - установить основные правила планирования контрольной деятельности органов контроля. Контрольные мероприятия будут проводить в виде плановых (внеплановых) проверок, ревизий либо обследований.

Необходимость проведения контрольного мероприятия в очередном финансовом году будут определять на основании идентификации принадлежности объекта контроля или его вида деятельности в бюджетной сфере к определенной категории риска. Таких категорий будет выделено шесть. Контрольная нагрузка на объекты контроля, не допустившие существенных нарушений, будет минимизирована. В проекте представлен перечень типовых контрольных мероприятий. Он может быть дополнен ведомственными стандартами органа внутреннего государственного (муниципального) финконтроля.

В план контрольных мероприятий будут включать объекты не только с учетом риск-ориентированного подхода, но и на основании поручений высшего органа исполнительной власти (местной администрации) и предложений финоргана.

В план можно будет вносить изменения в случаях:

- поступления запросов и обращений государственных и муниципальных органов, организаций и граждан;

- внесения дополнений и изменений в законодательство РФ;

- выявления при подготовке контрольного мероприятия существенных обстоятельств, требующих изменения наименования или перечня объектов контроля, сроков проведения мероприятия, изменения проверяемого периода;

реорганизации, ликвидации, изменения организационно-правовой формы объектов контроля.

Для проведения каждой отдельной ревизии (проверки) за исключением встречной проверки, составляется программа ревизии (проверки).

Для проведения ревизии (проверки) лицо, назначившее ревизию (проверку), утверждает программу ревизии (проверки).Программы ревизий (проверок), проводимых центральным аппаратом Росфиннадзора, а также ревизий и проверок, проводимых ее территориальными органами по централизованным заданиям, разрабатываются структурными подразделениями центрального аппарата Росфиннадзора, ответственными за проведение ревизий (проверок). Программы ревизий или проверок, осуществляемых территориальными органами, за исключением ревизий и проверок, проводимых по централизованным заданиям, разрабатываются территориальными органами. Составлению программы ревизии (проверки) предшествует подготовительный период, в ходе которого изучаются законодательные и другие нормативные правовые акты, отчетные документы, статистические данные, акты предыдущих ревизий или проверок и другие материалы, характеризующие и регламентирующие финансово-хозяйственную деятельность организации, подлежащей ревизии (проверке).

 Программа ревизии (проверки) должна содержать:

- тему ревизии (проверки);

- наименование проверяемой организации;

- перечень основных вопросов, по которым ревизионная группа проводит в ходе ревизии (проверки) контрольные действия.

Тема ревизии (проверки) в программе ревизии (проверки) указывается в соответствии с Планом (в случае, если ревизии (проверки) проводятся центральным аппаратом Росфиннадзора либо территориальными органами по централизованным заданиям), Планом территориальных органов (в случае, если ревизии (проверки) проводятся территориальными органами, за исключением ревизий (проверок) по централизованным заданиям) либо в соответствии с документами, послужившими основанием для назначения ревизии (проверки) (в случае проведения внеплановых ревизий или проверок).

Программы ревизий (проверок) подписываются руководителем структурного подразделения центрального аппарата Росфиннадзора (территориального органа), ответственного за проведение ревизии (проверки), согласовываются заместителем руководителя Росфиннадзора (территориального органа), курирующим данное структурное подразделение, и направляется на утверждение руководителю Росфиннадзора (территориального органа).

Программы ревизий (проверок), проводимых по обращениям (требованиям) правоохранительных органов, согласовываются с лицом, направившим обращение (требование) о ее назначении.

  При необходимости и исходя из конкретных обстоятельств проведения ревизии (проверки) программа ревизии (проверки) может быть изменена лицом, назначившим ревизию (проверку).

 Программа ревизии (проверки) с внесенными изменениями и докладная записка с изложением причин о необходимости внесения изменений, составленная структурным подразделением центрального аппарата Росфиннадзора (территориального органа), ответственного за проведение данной ревизии (проверки), согласовывается с заместителем руководителя Росфиннадзора (территориального органа), курирующим данное структурное подразделение, и утверждается в порядке, установленном пунктом 60 настоящего Регламента. Программы ревизий (проверок), за исключением ревизий или проверок, проводимых территориальными органами по централизованным заданиям, утверждаются в соответствии с пунктом 60 настоящего Регламента до начала ревизии (проверки).

Программы ревизий (проверок), проводимых по централизованным заданиям, планируемых к проведению в первом квартале планируемого года, направляются структурными подразделениями центрального аппарата Росфиннадзора, ответственными за проведение ревизий (проверок), одновременно с соответствующими централизованными заданиями в течение 30 рабочих дней, а по остальным ревизиям (проверкам) - в течение 2 месяцев со дня утверждения Плана. Копии централизованных заданий и программ ревизий (проверок) направляются в структурное подразделение центрального аппарата Росфиннадзора, ответственное за формирование Плана. В случае, когда программа ревизии (проверки) содержит вопросы, требующие специальной проработки, рассмотрения методическими советами территориальных органов в федеральных округах, централизованные задания и программы ревизий (проверок) направляются в течение 3 месяцев со дня утверждения Плана.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: