Какими психологическими проблемами отмечен переход от дошкольного к младшему школьному возрасту?

В чем суть кризиса 7 лет? Его симптомы?

Кризис определяется в психологии как тяжёлое психологическое состояние, являющееся результатом либо какого-либо внешнего воздействия, либо вызванное внутренней причиной, либо как резкое изменение статуса персональной жизни. Таким образом, психологический кризис является одним из проявлений возрастного этапа развития и/или социально-психологической дезадаптации личности ребёнка в ситуации утраты либо угрозы утраты значимой ценности или объекта. Кризис возникает при невозможности преодолеть препятствия в достижении жизненно важных целей способами, сформированными на основе предыдущего индивидуального опыта. Характерно, что понятие «кризис», подобно термину «стресс», не имеет однозначно негативного звучания. Однако если обстоятельства, вызвавшие кризис, не изменяются и при этом ребёнок не получает никакой психологической помощи, его негативные переживания обнаруживают способность к кумуляции (нарастанию, накоплению, усугублению). Некоторые виды кризисов способны вызвать психическую травму или повреждение базовых структур личности, аффективных и когнитивных систем на всех уровнях, начиная с физиологических механизмов и заканчивая общей картиной мира и образом Я.

Кризис 7 лет (кризис саморегуляции, рождения социального «Я» ребенка)

Причины:
1.Возникновение личного сознания, начало дифференциации внутренней и
внешней стороны личности ребенка.

 

2.Переход к новой социальной ситуации - позиции школьника. Ребенок
приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений.

 

Проявления:
Утрата детской непосредственности:.Манерность, капризность.
Возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях: ребенок
начинает понимать, что значит «я радуюсь», «я огорчен», «я сердит», «я
добрый», «я злой».

 

Переживания приобретают смысл (сердящийся ребенок
понимает, что он сердит).. Возникает острая борьба переживаний. Переживание - это внутреннее отношение ребенка как человека к тому или иному моменту действительности. Возникают такие образования как самолюбие, самооценка.

 

Уровень наших запросов к самим себе, к нашему успеху, к нашему положению возникает в связи с кризисом семи лет.

Возникают трудности воспитания. Ребенок начинает замыкаться и становится
неуправляемым.

 

2. Составьте схему, раскрывающую понятие и основные компоненты психологической готовности к школе.










Какими психологическими проблемами отмечен переход от дошкольного к младшему школьному возрасту?

При сопровождении перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту основные усилия направляются на развитие у детей определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе. При этом должным образом не учитываются «внутренние» предпосылки самого ребенка - особенности личностного и умственного развития.

При сопровождении переходного периода необходимо, чтобы взрослый человек (учитель, воспитатель, родитель, психолог) выступил посредником между ребенком и подлежащей усвоению культурой (Б.Д. Эльконин, К.Н. Поливанова, Е.А. Бугрименко). Однако современное состояние детства показывает, что на данном этапе развития общества такого социально фиксированного и заданного места нет. Поэтому, место и функция взрослого как посредника должно становиться специальным предметом поиска и опробования.

Как отмечает К.Н. Поливанова, развитие в критический период включает особое психологическое содержание - способность ребенка увидеть, почувствовать свое поведение как относящееся к дошкольному или к школьному возрасту (различить в своем поведении непосредственные и правилосообразные действия, школьные и дошкольные формы обращения к взрослому, контактные, уместные в индивидуальном обучении, и дистанцированные, принятые в условиях классной работы способы сотрудничества со сверстниками и учителем). Следовательно, деятельность психолога в качестве посредника при сопровождении перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту должна быть организована следующим образом.

Просветительскую работу с воспитателями и родителями будущих первоклассников необходимо посвящать обсуждению вопросов о способах передачи ребенку информации о новой социальной реальности. Окружающие ребенка взрослые должны осознавать значимость выделения для ребенка «границы» дошкольного детства и школьной жизни и направлять свои усилия на создание этой «границы». Это будет способствовать формирования у детей образа будущего.

Важную роль в деятельности психолога играет профилактическая и развивающая работа. Эти виды деятельности должны опираться на своевременную диагностику актуального развития ребенка, а также зоны его ближайшего развития. Главным при этом является выявление того, на каком этапе кризиса находится в данный момент ребенок, а также сформированности основных новообразований предшествующего стабильного периода. Основной задачей психолога при организации развивающей работы должна стать организация «пробного пространства действий». Необходимо создавать такие ситуации в деятельности детей, в которых они могли бы опробовать свои новые возможности, разделить старый и новый опыт: непосредственные действия и действия по инструкции, индивидуальные и принятые в условиях групповой работы способы сотрудничества со взрослым и сверстниками. В результате организации такой работы дети начинают ориентироваться на новую социальную действительность. При этом отношение к школе становится сознательным, ритуальная школьная готовность уступает место содержательному отношению к учебе.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: