Риски недополучения налогов в бюджет и матрица рисков

Налоговый риск государства представляет собой возможность недополучения фактических налоговых поступлений по сравнению с планом (прогнозом) как в целом по налоговым доходам бюджета, так и по отдельным видам и группам налогов.

Рассмотим факторы, которые поспособствовали возникновению рисков недополучения налогов в бюджет на примере ООО «Трейд» - одной из проверяемых организаций.

Использование организацией ООО «Трейд» «легальных» схем минимизации налоговых платежей (вывод денежных средств через цепочку контрагентов, «серая» заработная плата и др.) – первая причина, по которой у государства возникает налоговый риск.

Снижение платежеспособности организации ООО «Трейд» в течении бюджетного периода - представляет собой последствие сокращения объема свободных денежных средств у организации. Выражается такой риск в постепенном росте задолженности платежей в бюджет и отсутствии средств оплатить данную задолженность.

Изменения правовой базы - налоговый риск возникает при внесении соответствующих поправок в налоговое законодательство. Налогоплательщик был не уведомлен о новых изменениях в законодательстве.

Данные риски можно отнести не только к государственным, но и к налоговым рискам самого налогоплательщика. Если ООО «Трейд» на протяжении нескольких лет нарушает законодательство и не платит налоги, то существует риск не только доплатить сумму недоимки по выявленным нарушениям, но также оплатить сумму штрафов и пеней, или вовсе остаться банкротом.

Выделяют еще несколько видов налоговых рисков:

- налоговый риск экономического кризиса. Возникает в ситуации резкого и трудно предсказуемого изменения экономической ситуации в стране в течение бюджетного года;

- налоговый риск задержки налоговых и иных перечислений. Возникает при увеличении сроков прохождения платежных документов в банковской системе. В данном случае создается сложная ситуация, когда налогоплательщик считается исполнившим свои обязательства перед бюджетом, а бюджет денег не получает;

- налоговый риск инфляции. Наиболее разработанный в современной хозяйственной практике вид риска, но применяемый только в коммерческой сфере деятельности.

Схема №6 «Матрица рисков по неуплате налогов в бюджет»

Масштаб последствий реализации налоговых рисков для государства

 

1      2 3

   4

5
Качественная оценка вероятности Описание Незначительный Небольшой

Средний

Высокий Крайне высокий
5 Может происходить многократно   12   12

 

15

  20   25
4 Может происходить время от времени   6   8

 

12

  16   20
3 Малая вероятность, но может произойти   3   6

 

9

  12   15
2 Очень малая вероятность события   2   4

 

6

  8   10
1 Возможность события почти исключена   1   2

 

3

  4   5
               

 

Невысокий риск От 1 до 5
Средний риск От 6 до 10
Высокий риск От 12 до 15
Крайне высокий риск От 16 и выше

 

Может происходить многократно – использование налогоплательщиками «легальных» схем минимизации налоговых платежей (вывод денежных средств через цепочку контрагентов, «серая» заработная плата и др.), наиболее часто встречающийся фактор, способствующий возникновению налоговых рисков для государства.

Может происходить время от времени – тяжелое финансовое положение организации или снижение платежеспособности.

Малая вероятность, но может произойти - изменения правовой базы - налоговый риск возникает при внесении соответствующих поправок в налоговое законодательство. Налогоплательщик может быть не уведомлен о новых изменениях в законодательстве.

Низкий риск (от 1 до 5) – экономический кризис, задержка платежей банка и т.д. Данные риски случаются с определенной периодичностью и не носят постоянный характер.

Исходя из данных, отраженных в схеме №6 «Матрица рисков по неуплате налогов в бюджет» можно сделать вывод, что в случае многократных уклонений от уплаты налогов в бюджет налогоплательщиками у государства возникают высокие риски недополучения налогов.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Цель производственной практики: закрепление теоретических знаний по основным профессиональным дисциплинам и приобретение практических навыков и умений работы по направлению «Экономика» профилю «Анализ и управление рисками» на основе изучения опыта работы различных организаций – достигнута. В процессе прохождения производственной практики мной проанализирована динамика уплаты налогов и страховых взносов в бюджет по результатам 4 проведенных выездных налоговых проверок за период с 01.01.2018 г. по 31.12.2019 г. Исходя из данных по уплаченным суммам налоговых платежей за 2018 и 2019 гг., следует отметить, что большинство нарушений по занижению налоговой базы выявлено по НДС (40%), далее – по налогу на прибыль организаций (33%), страховых взносов (11%), НДФЛ (10%), имущественных налогов (6%). Следует отметить, что сумма всех уплаченных налоговых платежей имеет сильную тенденцию к снижению (от 1 до 50%) в 2019 году по сравнению с 2018 годом, при том что в схеме №3 «Суммы доначисленных налогов и страховых взносов по результатам выездных налоговых проверок за 2018-2019 гг.» общие суммы доначисленных налогов в 2019 году изменяются на 1-5% по сравнению с 2018 годом. Исходя из этого можно сделать вывод, что у проверяемых организаций существуют причины, по которым они не могут заплатить налог в бюджет, например: банкротство, тяжелое материальное положение физического или юридического лица, намеренное уклонение от уплаты налогов и т.д., тем самым у государства появляются определенные налоговые риски.

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1) Организационная структура ИФНС России №21 по г. Москве   (дата обращения – 25.03.2020 г.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: