Налоговый риск государства представляет собой возможность недополучения фактических налоговых поступлений по сравнению с планом (прогнозом) как в целом по налоговым доходам бюджета, так и по отдельным видам и группам налогов.
Рассмотим факторы, которые поспособствовали возникновению рисков недополучения налогов в бюджет на примере ООО «Трейд» - одной из проверяемых организаций.
Использование организацией ООО «Трейд» «легальных» схем минимизации налоговых платежей (вывод денежных средств через цепочку контрагентов, «серая» заработная плата и др.) – первая причина, по которой у государства возникает налоговый риск.
Снижение платежеспособности организации ООО «Трейд» в течении бюджетного периода - представляет собой последствие сокращения объема свободных денежных средств у организации. Выражается такой риск в постепенном росте задолженности платежей в бюджет и отсутствии средств оплатить данную задолженность.
Изменения правовой базы - налоговый риск возникает при внесении соответствующих поправок в налоговое законодательство. Налогоплательщик был не уведомлен о новых изменениях в законодательстве.
Данные риски можно отнести не только к государственным, но и к налоговым рискам самого налогоплательщика. Если ООО «Трейд» на протяжении нескольких лет нарушает законодательство и не платит налоги, то существует риск не только доплатить сумму недоимки по выявленным нарушениям, но также оплатить сумму штрафов и пеней, или вовсе остаться банкротом.
Выделяют еще несколько видов налоговых рисков:
- налоговый риск экономического кризиса. Возникает в ситуации резкого и трудно предсказуемого изменения экономической ситуации в стране в течение бюджетного года;
- налоговый риск задержки налоговых и иных перечислений. Возникает при увеличении сроков прохождения платежных документов в банковской системе. В данном случае создается сложная ситуация, когда налогоплательщик считается исполнившим свои обязательства перед бюджетом, а бюджет денег не получает;
- налоговый риск инфляции. Наиболее разработанный в современной хозяйственной практике вид риска, но применяемый только в коммерческой сфере деятельности.
Схема №6 «Матрица рисков по неуплате налогов в бюджет»
Масштаб последствий реализации налоговых рисков для государства | |||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
Качественная оценка вероятности | Описание | Незначительный | Небольшой | Средний | Высокий | Крайне высокий | |
5 | Может происходить многократно | 12 | 12 |
15 | 20 | 25 | |
4 | Может происходить время от времени | 6 | 8 |
12 | 16 | 20 | |
3 | Малая вероятность, но может произойти | 3 | 6 |
9 | 12 | 15 | |
2 | Очень малая вероятность события | 2 | 4 |
6 | 8 | 10 | |
1 | Возможность события почти исключена | 1 | 2 |
3 | 4 | 5 | |
Невысокий риск | От 1 до 5 |
Средний риск | От 6 до 10 |
Высокий риск | От 12 до 15 |
Крайне высокий риск | От 16 и выше |
Может происходить многократно – использование налогоплательщиками «легальных» схем минимизации налоговых платежей (вывод денежных средств через цепочку контрагентов, «серая» заработная плата и др.), наиболее часто встречающийся фактор, способствующий возникновению налоговых рисков для государства.
Может происходить время от времени – тяжелое финансовое положение организации или снижение платежеспособности.
Малая вероятность, но может произойти - изменения правовой базы - налоговый риск возникает при внесении соответствующих поправок в налоговое законодательство. Налогоплательщик может быть не уведомлен о новых изменениях в законодательстве.
Низкий риск (от 1 до 5) – экономический кризис, задержка платежей банка и т.д. Данные риски случаются с определенной периодичностью и не носят постоянный характер.
Исходя из данных, отраженных в схеме №6 «Матрица рисков по неуплате налогов в бюджет» можно сделать вывод, что в случае многократных уклонений от уплаты налогов в бюджет налогоплательщиками у государства возникают высокие риски недополучения налогов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель производственной практики: закрепление теоретических знаний по основным профессиональным дисциплинам и приобретение практических навыков и умений работы по направлению «Экономика» профилю «Анализ и управление рисками» на основе изучения опыта работы различных организаций – достигнута. В процессе прохождения производственной практики мной проанализирована динамика уплаты налогов и страховых взносов в бюджет по результатам 4 проведенных выездных налоговых проверок за период с 01.01.2018 г. по 31.12.2019 г. Исходя из данных по уплаченным суммам налоговых платежей за 2018 и 2019 гг., следует отметить, что большинство нарушений по занижению налоговой базы выявлено по НДС (40%), далее – по налогу на прибыль организаций (33%), страховых взносов (11%), НДФЛ (10%), имущественных налогов (6%). Следует отметить, что сумма всех уплаченных налоговых платежей имеет сильную тенденцию к снижению (от 1 до 50%) в 2019 году по сравнению с 2018 годом, при том что в схеме №3 «Суммы доначисленных налогов и страховых взносов по результатам выездных налоговых проверок за 2018-2019 гг.» общие суммы доначисленных налогов в 2019 году изменяются на 1-5% по сравнению с 2018 годом. Исходя из этого можно сделать вывод, что у проверяемых организаций существуют причины, по которым они не могут заплатить налог в бюджет, например: банкротство, тяжелое материальное положение физического или юридического лица, намеренное уклонение от уплаты налогов и т.д., тем самым у государства появляются определенные налоговые риски.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1) Организационная структура ИФНС России №21 по г. Москве (дата обращения – 25.03.2020 г.)