Подготовка отчета по учебной общепрофессиональной практике по ботанике

В ходе практики студенты могут кроме общего задания выполнить индивидуальные самостоятельные работы в форме НИРС. Выполнение этих работ предусматривает:

- овладение методикой научно-исследовательской работы;

- умение правильно анализировать полученные результаты, применять их к тем или иным явлениям или процессам природы;

- овладение методикой наблюдения в естественной природе, нахождения необходимых объектов для исследования.

По результатам работы обучающиеся готовят отчет по учебной общепрофессиоальной практике, в котором раскрывается:

1. цель работы;

2. обзор литературы по данному вопросу;

3. методика работы;

4. результаты исследований;

5. выводы;

6. список литературы.

 

К результатам исследований прикладываются гербарий, рисунки-схемы, расчеты и т.д. Индивидуальное задание на практике согласуется обучающимся с преподавателем - руководителем практики при проведении вводного инструктажа.

Примерные темы

1) Разнообразие жизненных форм растений травяного яруса леса.

2) Соотношение жизненных форм луга.

3) Жизненные формы увалистых слабонаклонных равнин между озерами.

4) Разнообразие жизненных форм растений леса по северному берегу озер.

5) Модификационная изменчивость форм и размеров листовых пластинок у тополя, березы, ильма.

6) Влияние экологических факторов на анатомо-морфологические особенности листьев подорожника, одуванчика, лапчатки.

7) Анатомо-морфологические особенности растений в связи с засухоустойчивостью (ковыль, овсяница, астра, вероника седая и другие).

8) Морфологические и биологические особенности видов, произрастающих в различных экологических условиях:

a) лапчатка бесстебельная и лапчатка гусиная;

b) лютик простертый и лютик северный;

c) звездчатка вильчатая и звездчатка длиннолистная;

d) Подобрать и морфологически описать аналогичные органы:

e) колючки разного происхождения (шиповник, осот, боярышник, карагана, яблоня);

f) усики различного происхождения (горох, вика, тыквенные, чина).

9) Подобрать и морфологически описать гомологичные органы растений (шиповник, солерос, эфедра, картофель, пырей, осот) - побег.

10) Подобрать коллекцию растений, демонстрирующих рудименты органов: лист, корень.

11) Разнообразие форм плодов у растений семейства бобовых (люцерна, донник, карагана, горох, фасоль, термопсис, астрагал).

12) Разнообразие форм плодов у растений семейства сложноцветных (астра, одуванчик, козлобородник, подсолнечник, осот).

13) Многообразие форм цветков и сочетание их в соцветиях семейств: сложноцветные (осот, одуванчик, астра, козелец, бодяк, василек).

14) Бобовые (клевер, люцерна, донник, карагана, вика, астрагал).

15) Цветение и характер опыления растений степи.

16) Продуктивность семян и интенсивность семенного возобновления:

a) пастушья сумка;

b) клоповник;

c) бурачок ленский;

d) одуванчик;

17) Строение, разнообразие и запасы почек у многолетних растений разных жизненных форм леса.

18) Составить коллекцию разновозрастных шишек сосны.

19) Водоросли местных водоемов.

20) Грибы-паразиты высших растений.

21) Лишайники района практики.

22) Лиственные мхи лесов района практики.

23) Типы сосновых лесов района практики и морфологическая характеристика доминирующих видов.

24) Ксерофиты степи и их приспособление к засушливым условиям.

 

Темы 1, 2, 3, 4 предусматривают следующие цели:

- в естественных условиях изучить различные жизненные формы лесов - мешанного темнохвойного, соснового или лиственничного, заболоченного луга и увалистых равнин;

- дать описание основных представителей жизненных форм леса, луга и увалистых равнин;

- изготовить гербарий растений жизненных форм леса, луга увалистой равнины.

Тема 5 определяет следующие цели:

- изготовить модификационную изменчивость у растительных организмов;

- составить вариационный ряд форм и размеров листьев различных деревьев (тополь, ильм, береза, боярышник).

Для выполнения этой работы необходимо выбрать на определенной стороне дерева (лучше хорошо освещенной), на определенных ветках около 100 листьев, которые необходимо тщательно измерить и записать длину листовых пластинок. Для построения вариационной кривой необходимо выбрать последовательную частоту встречаемости данного признака (ось ординат) и величину признака (ось абсцисс).

Выражением развития признака является средняя величина.

которая вычисляется по формуле: М=

где Σ - знак суммирования, n - общее число вариант вариационного ряда, р - частота встречаемости вариант, М - средняя величина, ν - варианта.

Для гербария необходимо отобрать около 10 экземпляров листьев различной длины, расположить их на гербарном листе так, чтобы было видно убывание или увеличение данного признака, под каждой листовой пластинкой написать частоту встречаемости.

Аналогичная работа проводится и при исследовании различных форм листовых пластинок древесных растений, но здесь учитывается степень изрезанности листьев. В выводах необходимо будет указать возможные причины проявления вариации размеров и форм листовых пластин у древесных растений.

Тема 6 предусматривает следующие цели:

- анатомо-морфологическое изучение листьев растений, произрастающих в различных экологических условиях;

- представление гербария, рисунков - схем по этому заданию.

При выполнении этой работы необходимо выбрать популяцию растений (подорожник, одуванчик, лапчатка), произрастающих во влажных местах, и популяцию этих же видов растений, обитающих в сухих местах. Затем описать эти популяции по следующей схеме:

1) тип корневой системы, ее длина;

2) размеры стебля, черешков листьев;

3) длина листовых пластинок, жилкование;

4) распределение устьиц в эпидермисе (нижнем и верхнем);

5) наличие кутикулы, воскового налета, волосков на эпидермисе листа;

6) извилистость стенок основных клеток эпидермиса;

7) строение мезофилла листовой пластинки.

Для гербария из этих двух популяций отбирают два наиболее характерных растения. Должны быть рисунки-схемы эпидермиса листовой пластинки и мезофилла.

Тема 7 предусматривает следующие цели:

- выявить анатомо-морфологические особенности растений в связи с засухоустойчивостью;

- представить гербарий необходимых растений;

- выявить возможные причины ксероморфизма.

Для выполнения этого задания нужно выбрать растения, обладающие ксероморфной структурой: ковыль, овсяница, вероника, астра, полынь холодная, - и описать их по следующей схеме:

1. местообитание растения;

2. наличие волосков, воскового налета, кутикулы на листьях, стебле;

3. рассмотреть и зарисовать строение волосков эпидермы (под микроскопом).

Также представляется гербарий вышеуказанных растений.

Темы 8, 9, 10 определяют следующие задачи:

- изучение морфолого-биологических особенностей близкородственных видов, обитающих во влажных и сухих местах;

- изготовление гербария и рисунков - схем по данной теме.

Необходимо правильно выбрать растения, предполагаемые для исследований, например, лапчатку гусиную и лапчатку вильчатую, обитающие в лесу, лощине, и эти же виды растений, произрастающих на открытом сухом месте.

Необходимо описать следующее:

- вид растения, его местообитание и окружение;

- тип корневой системы, его длина, наличие боковых корней;

- длина и толщина стебля, опушенность;

- длина и количество листьев на стебле, опушенность с обеих сторон листовой пластинки;

- размеры соцветия, количество цветков;

- размеры плодов, количество семян в них.

Для гербария необходимо отобрать растения, которые ярко иллюстрируют приспособленность данных видов к различным экологическим условиям обитания.

Темы 12, 13 предусматривают:

- более детально изучить разнообразие форм и распространение плодов различных семейств (сложноцветные, бобовые и т.д.);

- изготовление гербария, рисунков по данной работе.

При исследовании данного вопроса надо найти как можно больше представителей названных семейств уже с плодами и затем описать:

- формы плода и приспособление для распространения;

- количество семян (нужно у 3 растений одного и того же вида подсчитать в трех плодах количество семян и вывести среднее значение);

- зарисовать разнообразные формы плодов растений данного семейства.

Для гербария отобрать образцы с хорошо развитыми плодами.

Темы 14, 15 предусматривают следующие цели:

- изучение на живом растительном материале многообразных цветков в семействах: сложноцветных, бобовых - и разнообразное сочетание их в соцветиях;

- изготовление рисунков-схем по данным вопросам, красочного, привлекательного гербария.

В отчетах по этим работам нужно описать различные виды цветков, встречающихся у растений данного семейства, соцветия. Вся трудность работы заключается в изготовлении гербария, в основном состоящего из цветков и соцветий. Здесь нужно приложить максимум старания и аккуратности.

Тема 16 выполняется по следующему плану:

- изучение в естественных условиях цветения и характера опыления у растений в степи;

- представление гербария цветков растений степи.

При выполнении данной работы нужно обратить внимание на цветение (начало, разгар и конец цветения) и характер анемофильного (выставление тычинки, качающиеся цветки, соцветия, количество пыльцы) и энтомофильного (наличие нектарников, окраска цветов, соцветий, расположение тычинок) опылений.

Тема 17 определяет применение метода количественной характеристики при изучении явлений природы. При выполнении этой работы необходимо:

- определить среднюю плотность расселения растения (пастушья сумка, клоповник, бурачок, одуванчик) т.е. количество индивидуумов, растущих на единице поверхности (1 м2). Для этого нужно выбрать места, где данные растения произрастают особенно густо, средне по густоте и очень редко, и сделать подсчет. Результаты подсчета сводятся и определяется средняя величина;

- определить в среднем количество семян, произведенных отдельным растением.

Необходимо выбрать не менее чем по три растения, которые имеют различное (заметное для глаза) количество семян, т.е. наибольшее, среднее и наименьшее, и произвести подсчет.

Полученные данные дадут наглядное представление о прогрессии размножения у растений, что приводит к выводу о неизбежности борьбы за существование, которая в природе совершается тихо и незаметно, но постоянно и неослабно.

Тема 18 предполагает следующее:

- рассмотреть строение (с помощь лупы, бинокулярного стереоскопического микроскопа) почек растений разных жизненных форм леса;

- представить рисунки - схемы строения наиболее характерных почек;

- подсчитать запасы почек у многолетних растений.

Тема 19 предусматривает изготовление гербария из разновозрастных шишек сосны.

На первом листе гербария должны быть представлены мужская и женская шишки в период «цветения», т.е. формирования пыльцы и семязачатков. На втором гербарном листе должны быть шишки второго года, т.е. на второй год после оплодотворения, они небольших размеров, зеленого цвета, и шишки третьего года, т.е. после высыпания семян.

Для темы 20 «Водоросли местных водоемов», предусмотрена задача дать экологическую, флористическую и систематическую характеристику собранных водорослей.

В наших водоемах наиболее распространены:

- сине-зеленые - восток, анабена, осцаллятория, лингбия;

- зеленые - вольвокс, улотрикс, кладофора, спирогира, зигнема, мужоция и другие;

- диатомовые - навикула, цимбелла, шевросигма.

Необходимо собрать эти водоросли, поместить в стеклянные банки, зафиксировать 4%-ным раствором формалина. Определить и сделать этикетки.

Для темы 21 «Грибы паразиты высших растений», необходимо загербаризировать пораженные грибами растения. Написать реферат по характеристике этих грибов.

Распространенными паразитическими грибами высших растений являются:

- фитофтора (картофельный гриб) - поражает листья картофеля, которые темнеют, сморщиваются, засыхают;

- мучнисторосяные грибы - образуют на листьях культурных и дикорастущих растений белый мучнистый налет;

- трутовые грибы - паразитируют на древесине лиственных и хвойных деревьев, образуя твердые копытообразные плодовые тела;

- на культурных злаковых растениях поселяются головневые грибы.

Заражение легко определить по наличию спор гриба в виде сажистой массы на соцветиях.

Тема 22. «Лишайники района практики».

В степи на каменистых почвах, в лесах на почве и коре деревьев и на участках пустошей среди горных сосен поселяются лишайники, слоевища которых различной формы и цвета. В лесу на почве преобладают виды кладонии, на коре деревьев - пармелия, рамалина, степная золотаянка, эверния и др. Особенно много лишайников в горах, где большой процент (до 20%) поверхности каменных глыб россыпи пестрит черными, желтыми и зеленовато-серыми корочками лишайников (преобладают алекторий, цетрарий, а в понижениях кладонии разные). Из собранных лишайников оформить коллекцию, сделать описание.

Тема 23 «Лиственные мхи лесов района практики», при выполнении работ по теме, необходимо собрать различные лиственные мхи, оформить коллекцию, дать описание собранных образцов. Лиственные мхи поселяются в основании стволов и на почве. Тело их в отличие от лишайников зеленого цвета и расчленено на стебель и на листья. Больше всего мхов в густых насаждениях, где под пологом леса долго сохраняется влага. Это кукушкин лен, фунария, гипнум, синтрихия, полия, брахитеций и другие.

Тема 24 «Типы сосновых лесов района практики и морфологическая

характеристика доминирующих видов». Тип леса - это группа ассоциаций, сходных по эдификаторам, основным чертам структуры и местообитания. В пределах типа леса лесные ассоциации отличаются составом доминант. В изучаемом районе установите тип леса (например, с подлеском из рододендрона даурского), его размещение в связи с рельефом, почвами, составьте план леса и, выбрав типичные участки, опишите ассоциации, дайте морфологическую характеристику видам - доминантам, отметив приспособительные черты структуры.

Тема 25 «Ксерофиты степи, их приспособления к засушливым условиям». У растений степи, где наблюдается недостаточное количество влаги, высокая степень освещенности, часты сухие ветры, в процессе эволюции выработались определенные приспособления к выживанию в засушливых условиях. Основные из них: узкая листовая пластинка, опушенность листьев, наличие воскового налета, превращение листьев в колючки, высокое осмотическое давление у растений и др. Это растения - ксерофиты, составляющие основную экологическую группу степи. К ним относятся: ковыли, тонконоги, овсяница ленская, змеевка растопыренная, вероника седая, хамеродес трехнадрезный, песчанка волосовидная, остролодочник нитевидный, карагана, чабрец и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: