Тератология о влиянии среды на пренатальное развитие: характеристика защитных факторов среды; специфика применения методик «Пренатальный университет»

Среди защитных факторов пренатального развития специалисты называют, прежде всего, здоровье матери и её рациональное питание. Существенное современное условие также - дородовое медико-психологическое сопровождение будущих родителей с переходом к комплексному перинатологическому сопровождению детей. В диагностическом плане широко используются УЗИ, амниоцентез, фетоскопия, томография. Ультразвуковое исследование предполагает использование звуковых волн для получения изображения плода в утробе матери. Амниоцентез - забор околоплодной (амниотической) жидкости для выявления хромосомных аномалий; проводится на втором триместре беременности. Фетоскопия - введение в матку полой иглы с микро-источником света для визуальной диагностики плода и/или для забора его крови или тканей. Томография - трёхмерное (послойное) сканирование работающего головного мозга с учётом сравнительной активности различных его участков.

Доктор Ван де Карр из Калифорнии описал комплексную методику «Пренатальный университет», которая включает в себя тактильное воздействие рук на брюшную полость самими женщинами (нажатие, похлопывание, встряхивание) в сочетании с повторяющимися односложными словами. По его рекомендации беременные женщины занимаются этим ежедневно в течение 10 — 20 минут, начиная с середины беременности и до родов. Он считает, что 5-й месяц беременности — самое время для начала этого процесса. Взаимодействие крохи с окружающей средой стимулирует рост мозга как до рождения, так и после.

Начиная с 5-го месяца внутриутробного развития ребенок готов учиться общению посредством звуков и прикосновений. Так, прослушивая серию повторяющихся барабанных ритмов, ребенок знакомится со звуками, отличными от сердцебиения своей матери. Когда он будет шевелиться, начните играть с ним, воздействуя на его тактильные ощущения. Например, приглашение потолкаться в определенное время учит еще не родившегося ребенка общаться с вами. К 7 месяцам внутриутробного периода у вас уже накопится достаточный опыт общения с малышом, и на этой ступени вы можете начинать собственно „обучение” вашего ребенка. Ван Карр утверждает, что в это время очень важно разговаривать с малышом и понимать его ответы.

Еще не родившимся малышам предлагают 26 слов, цель которых — научить кроху ассоциировать определенные чувства с определенными словами. Они делятся на 7 групп и связаны: - прикосновениями (похлопать, потереть);
- движениями (покачиваться, подниматься);
- движениями ребенка (пинать, толкать);
- функциями тела (кашель, икота);
- визуальными ощущениями (светло, темно);
- термальными ощущениями (горячо, холодно);
- звуками (музыка, звук).
Введение слов сопровождается включением-выключением света, прикосновением теплым и холодным и т. п. Наконец, приходит очередь частицы „не”. Например, после того как кроха познакомится со словом „толкайся”, вы можете ввести фразу „не толкайся!” Особое внимание уделяется тем словам и ощущениям, которые будут использованы во время общения при родах; например, „это сдавливание” — при объяснении схватки.

Начиная с 8-го месяца беременности вы уже можете составлять из известных малышу слов простые фразы. По мнению Ван де Карра, так вы закладываете фундамент развития речи малыша.
Известно, что звуки речи и музыкальные ритмы воспринимаются различными центрами головного мозга, поэтому чаще пойте ему песенки.









Тератология о влиянии среды на пренатальное развитие: характеристика основных тератогенов, критические периоды их воздействия.

Основные тератогены:

- алкоголь. Последние исследования показали, что употребление алкоголя даже 1 раза 50 граммов в первом триместре может вызвать у ребенка лицевые отклонения. Установлено, чем больше мать употребляет алкоголя во время беременности, тем больше вероятность нарушения у ребенка моторики и интеллекта. Причем эти дефекты могут сразу не наблюдаться, а проявляться в 4 г., а к 7 испытывает трудности в обучении. Алкоголь влияет на мозг ребенка, а наркотики на ЦНС.

- курение. Во время беременности вызывает отставание в весоростовых показателей, провоцирует выкидыш. Младенцы после рождения испытывают ломку.

- лекарственные препараты.  

- гормональные лекарства. Возможны дефекты развития плода. У рожденных девочек может возникать предрасположенность к деформации шейки матки и к раку влагалища, а у мальчика к стерильности.

- химические агенты – средства гигиены, парфюмерия, средства бытовой химии, химические средства в еде.

- болезни. Многие бактерии не проникают через плаценту. Вирусы гриппа, герпеса, сифилиса, краснухи проникают через плацентарный барьер.

- резус фактор. Если кровь матери имеет резус отрицательный, а у ребенка резус положительный, то это опасно.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: