Концепция истории детства Л. Демоза

В соответствии со своими идеями Л. Демоз подразделяет всю историю детства на шесть периодов, каждому из которых соответствует определенный стиль воспитания и форма взаимоотношений между родителями и детьми.

1. Инфантицидный стиль (до 4 века н.э.) характеризуется массовым детоубийством, а те дети, которым удалось выжить, становились жертвами насилия.

2. Бросающий стиль (с 4 по 13 век). Главное средство избавления – оставление ребенка, стремление сбыть его с рук. Ребенка отдают кормилице, либо в монастырь или на воспитание в чужую семью, либо заброшенным и угнетенным держат в собственном доме.

3. Амбивалентный стиль (с 14 по 18 век) характеризуется тем, что ребенку дозволено войти в эмоциональную жизнь родителей. Его уже окружают вниманием, но еще отказывают в самостоятельном духовном существовании.– "лепка" характера ребенка.

4. Навязчивый стиль (18 век). Родители становятся к ребенку гораздо ближе, его уже не считают простым объектом физического ухода или непонятным и опасным существом. Однако навязчивое стремление контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и волю ребенка усиливает конфликты отцов и детей.

5. Социализирующий стиль (19 – середина20 века) характеризуется тем, что целью воспитания становится не столько завоевание и подчинение ребенка, сколько тренировка его воли, подготовка к будущей самостоятельной жизни.

6. Помогающий стиль (середина 20 века) предполагает, что ребенок лучше родителей знает, что ему нужно на каждой стадии жизни. Поэтому родители стремятся не столько "дисциплинировать" или формировать его личность, сколько помогать индивидуальному развитию. Отсюда стремление к эмоциональной близости с детьми, пониманию, эмпатии, вниманию к творческим проявлениям личности.

Данная теория занимает особое место в ряду исследований детства, т.к. обладает одним неоспоримым достоинством – показывает динамику развития культуры детства, соотношение подражательности и творчества в истории детства в социокультурном аспекте.

Заметки по этнографии родительства» по И. Кону. (???)

Родительство - социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализуемую во всех проявлениях поведенческой составляющей родительства.

Общий образец родительского ухода, как и все прочие биологические черты, генетически запрограммирован и варьирует от одного вида к другому.

На ранних стадиях развития человеческого общества уход за детьми и их воспитание были делом всей родовой общины.

Что стимулировало людей рожать и выращивать детей? С одной стороны, подчеркиваются рационально-экономические соображения: дети были экономически полезны, так как сыновья становились работниками, а дочери приносили выкуп. С другой стороны, выдвигаются психологические мотивы. "Дети нужны для удовлетворения одной, хотя и очень важной потребности - потребности иметь объект заботы и опеки, потребности в ощущении собственной необходимости и полезности для любви и заботы".

Во многих архаических обществах распространено было детоубийство. Убивали главным образом младенцев, которых считали физически или социально неполноценными, по ритуальным соображениям и т. п. Сама ролевая структура патриархальной семьи была жесткой и иерархической, основанной на принципе старшинства. Детям в ней отводилось сугубо зависимое, подчиненное положение. Согласно Уложению 1649 г., дети не имели права жаловаться на родителей; убийство сына или дочери каралось всего лишь годичным тюремным заключением, тогда как детей, посягнувших на жизнь родителей, закон предписывал казнить "безо всякие пощады".

 

 

Особенности пренатального воспитания ребёнка: факторы, оказывающие влияние на воспитание ребенка; содержание физического, эмоционального, ментального уровней воспитания.

Ряд научных исследований рассматривают пренатальную стадию жизни как первый этап человеческого существования, где различные факторы оказывают значительное влияние на развивающиеся организм и психику. Важнейшими факторами, воздействующими на ребенка, являются влияния со стороны матери. Именно пренатальный период как наиболее сенситивный не только для ребенка, но и для его матери дает нам возможность значительно корректировать физическое и психическое здоровье сразу двух поколений.

Сенсорные способности плода. Органы чувств и соответствующие центры мозга развиваются уже к третьему месяцу беременности. На протяжении последующих шести месяцев они совершенствуются и специализируются в соответствии с выполняемыми функциями. Зрение, которое невозможно без света, находится в состоянии временного бездействия. Плод воспринимает лишь слабый оранжевый свет, да и то при непосредственном освещении живота матери. Обоняние, проявляющееся только при наличии воздуха, также бездействует до момента рождения. Вкус уже хорошо развит, плод даже демонстрирует предпочтение одного другому.

Эмоциональный след. Психологи и психиатры выявили наличие еще одного существенного фактора-качества эмоциональной связи, существующей между матерью и ребенком. Любовь, с которой она вынашивает ребенка; мысли, связанные с его появлением; богатство общения, которое мать делит с ним, оказывают влияние на развивающуюся психику плода и его клеточную память, формируя основные качества личности, сохраняющиеся на протяжении всей последующей жизни.

Опрос пятисот женщин показал, что почти одна треть из них никогда не думала о вынашиваемом в чреве ребенке. Дети, которых они произвели, имели при рождении вес, не достигавший средних показателей. У них чаще наблюдались различные серьезные нарушения в работе пищеварительного тракта и нервные расстройства. В раннем возрасте такие дети плакали намного больше. Они также испытывали определенные трудности в процессе адаптации к окружающим и к жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: