Тема 2. Профессионализм психолога-консультанта

Консультирование, как профессиональная психологическая помощь. Особенности позиции консультанта по отношению к клиенту. Роль и место психолога в консультативном процессе. Ролевые функции консультанта. Требования к личности психолога-консультанта. Свойства и качества личности, необходимые эффективному психологу-консультанту с точки зрения различных концептуальных моделей: аутентичность, эмпатия, открытость собственному опыт, толерантность к неопределенности, принятие личной ответственности, глубина отношений с другими людьми, интеллектуальная компетентность. Модель личности эффективного консультанта (по Р. Кочюнасу и С. Глэддингу).

Мировоззрение и теория психолога-консультанта. Возможности развития консультантом концепции психологического консультирования (принадлежность одному методу или школе, эклектизм, интеграционизм). Эклектизм технический, эклектизм предписывающий, радикальный эклектизм, систематический эклектизм, эклектизм теоретический. Несистематический и систематический эклектизм (по А. Лазарусу). «Ленивый эклектизм», синтетический эклектизм и обобщенная теория (по А.Е. Айви). Интеграция теорий и развитие собственной теоретической ориентации.

Профессиональные умения консультанта. Умения и навыки устанавливать и поддерживать консультативный контакт. Навыки диагностики. Навыки исследования внутреннего мира клиента. Навыки понимания внутреннего мира клиента. Навыки оценивания в консультировании. Умения подобрать и использовать способы воздействия, соответствующие индивидуальности клиента. Кросс-культурные умения психолога-консультанта. Умение работать с сопротивлением. Умения анализировать перенос и контрперенос.

Принципы работы консультанта. Квалификация, функции и этика специалиста. Этика и ответственность психолога-консультанта. Кодексы профессиональной этики и стандарты практической работы. Основные положения этических кодексов. Области, связанные с наибольшими этическими сложностями. Профессиональная мотивированность консультанта и двойственные отношения с клиентом. Проблема принятия этических решений в консультативной практике.

Позитивное и негативное влияние профессиональной деятельности на личность консультанта. «Синдром сгорания» и «синдром угасания» психолога-консультанта. Способы профилактики.

Система ценностей консультанта. Проблема взаимодействия ценностей клиента и ценностей консультанта.Ценностная нейтральность консультанта, как ключевой момент консультативных отношений. Причины, по которым консультанту следует избегать оказывать воздействие на ценности клиента.

Профессиональная подготовка психолога консультанта. Психолог-консультант и его личностный рост.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: