Номер раздела, темы, занятия | Название раздела, темы, занятия | Количество аудиторных часов | Самостоятельная работа | Литература | Формы контроля занятий | |||
Лекции | Практические занятия | Семинарские занятия | Управляемая самостоятельная работа студента | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
психологическоЕ консультированиЕ (64часа) | 32 | – | 20 | 12 | 44 | |||
1. | Введение в консультативную психологию | 4 | – | 2 | 2 | 6 | ||
Введение в консультативную психологию 1. Понятие и предмет психологического консультирования. 2. Цели и задачи психологического консультирования. | 2 | [1] [5] [7] [8] [16] | ||||||
Введение в консультативную психологию 1. Место консультирования в системе психологической помощи. 2. Модели консультирования. 3. Виды психологического консультирования. | 2 | [1] [5] [7] [8] [16] | ||||||
Введение в консультативную психологию 1. Становление и развитие психологического консультирования. 2. Социокультутный контекст и проблематика психологического консультирования. 3. Факторы, определяющие эффективность психологического консультирования. 4. Проблема методов исследования в консультативной психологии. 5. История консультативной психологии. | 2 | 3 | [1] [7] [15] | Рейтинговая контрольная работа | ||||
Введение в консультативную психологию I уровень: конспектирование первоисточников (В. Каган, Р. Кочюнас, А.Г. Лидерс, Н.М. Манухина, В.Ю. Меновщиков). II уровень: составить тестовые задания по изучаемой теме. III уровень 1. Провести анализ места консультирования в системе психологической помощи. | 2 | 3 | [1] [7] [15] [44] [45] [47] [48] [49] | Реферат | ||||
2. | Профессионализм психолога-консультанта | 4 | – | 4 | – | 4 | ||
Профессионализм психолога-консультанта 1. Роль и место психолога в консультативном процессе. Требования к личности психолога-консультанта. 2. Мировоззрение и теория психолога-консультанта. | 4 | [5] [7] [23] | ||||||
Профессионализм психолога-консультанта 1. Профессиональные умения психолога-консультанта. 2. Принципы работы психолога-консультанта. 3. Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта. 4. Профессиональная подготовка консультанта. 5. Проблема взаимодействия ценностей клиента и ценностей консультанта. | 4 | 4 | [5] [7] [11] [12] | Опрос | ||||
3. | Основные базисные модели современной практики консультирования | 10 | – | 6 | 6 | 14 | ||
Основные базисные модели современной практики консультирования 1. Психоаналитическое направление консультирования. 2. Адлерианская модель консультирования. 3. Бихевиоральное направление в психологическом консультировании. 4. Когнитивное направление консультирования. | 4 | [1] [6] [7] [9] [17] [19] [21] [43] [44] [45] | ||||||
Основные базисные модели современной практики консультирования 1. Гуманистическое направление консультативной помощи. 2. Экзистенциальное направление консультирования и его специфика. 3. Постмодернистское направление консультирования. 4. Интеграция подходов и методов. | 6 | [14] [25] [27] [29] [35] [38] [40]–[42] [46] | ||||||
Основные базисные модели современной практики консультирования 1. Развитие Эго и самости как ценностные ориентации Эго-психологии. 2. Научение как концептуальная ценность бихевиоризма. Стратегия предотвращения рецидивов. 3. Модели работы А. Эллиса и А. Бека, основные процедуры. 4. Клиент-центрированное консультирование К. Роджерса; гештальт-консультирование. | 4 | 4 | [1] [4] [6] [7] [40] [41] [44] | Рейтинговая контрольная работа | ||||
Основные базисные модели современной практики консультирования 1. Экзистенциальное консультирование И. Ялома и Р. Мэйя. В. Франкл и логотерапия. 2 Нарративные средства достижения консультационных целей. Структура нарративной работы. | 2 | 4 | [1] [4] [6] [7] [40] [41] [44] | Опрос | ||||
Основные базисные модели современной практики консультирования I уровень: конспектирование первоисточников (Э. Досамантес-Альперсон, А. Лазарус, Х.С. Салливан, М. Уайт, Дж. Фридман, Д.Н. Хломов, К. Хорни, А. Эллис, И. Ялом). II уровень: составить тестовые задания по изучаемой теме. III уровень: 1. Написать эссе на тему«Психологическое знание о человеке как теоретическая основа психологического консультирования» | 6 | 6 | [1] [4] [8] [37] [43] [46] [50] [52] [53-57] | Коллоквиум | ||||
4. | Взаимодействие консультанта и клиента в процессе психологического консультирования | 6 | – | 2 | – | 6 | ||
Взаимодействие консультанта и клиента в процессе психологического консультирования 1. Консультативный контакт и его основные параметры. 2. Процедуры и техники в психологическом консультировании. | 4 | 1 | [3] [5] [7] [8] [10] [11] [16] [21] | |||||
Взаимодействие консультанта и клиента в процессе психологического консультирования 1. Перенос и контрперенос в психологическом консультировании. 2. Сопротивление в консультативном процессе. | 2 | 1 | [3] [5] [7] [8] [10] [11] [16] [21] | |||||
Взаимодействие консультанта и клиента в процессе психологического консультирования 1. Психологическая и психотерапевтическая сущность переноса и контрпереноса. Х. Кохут, О. Кернберг, К. Роджерс и Дж. Доллард о природе переноса и работе с ним. 2. Взгляд на механизм сопротивления с точки зрения различных психологических школ. | 2 | 4 | [1] [4] [7] [10] | Рейтинговая контрольная работа | ||||
5. | Модель работы психолога-консультанта. Технология проведения консультативной беседы | 8 | – | 2 | – | 6 | ||
Модель работы психолога-консультанта. Технология проведения консультативной беседы 1. Основные ориентации психологов относительно структуры консультативного процесса. 2. Первый и второй этапы консультативного процесса. 3. Третий и четвертый этапы консультативного процесса. 4. Пятый и шестой этапы консультативного процесса. | 4 | 1 | [7] [8] [10] [11] [16] [23] [25] [33] [34] [44] | |||||
Модель работы психолога-консультанта. Технология проведения консультативной беседы 1. Анализ жалобы клиента. 2. Диагностическое обследование в психологическом консультировании. 3. Речевая стилизация беседы. | 4 | 1 | [5] [10] [23] | |||||
Модель работы психолога-консультанта. Технология проведения консультативной беседы 1. Первичное интервью и анамнез. Схемы сбора анамнестических данных в разных подходах (психоаналитическом, бихевиоральном, когнитивном, гуманистическом, экзистенциальном и постмодернистском). 2. Понятия психологического диагноза и психологического прогноза. 3. Анализ речи клиента. «Картина мира» клиента и ее значение в консультативной практике. | 2 | 4 | [3] [4] [6] [23] | Опрос | ||||
6. | Специальные проблемы психологического консультирования | – | – | 4 | 4 | 8 | ||
Специальные проблемы психологического консультирования 1. Консультирование по поводу трудностей в общении. 2. «Трудные» и «немотивированные» клиенты. 3. Консультирование при переживании утраты. 2. Особенности беседы с умирающим человеком 4. Консультирование при переживании вины. 5. Консультирование клиентов из «группы риска». 6. Консультирование асоциальных личностей. | 4 | 4 | [5] [13] [24] [30] | Опрос | ||||
Специальные проблемы психологического консультирования I уровень: составить список литературы для углубленной проработки следующих вопросов: 1. Консультирование враждебно настроенных и агрессивных клиентов. 2. Консультирование клиентов, предъявляющих завышенные требования. 3. Консультирование тревожных клиентов. 4. Особенности консультирования плачущих клиентов. II уровень: подобрать отрывки фильмов, в которых демонстрируется работа консультантов с клиентами. III уровень: 1. Изучить основные техники в работе консультанта, представить презентацию. 2. Разработать план действий, а также алгоритм работы для консультанта, осуществляющего помощь враждебно настроенным, агрессивным, тревожным, плачущим, переживающим горе и утрату (выбор проблемы на усмотрение студента) с последующим анализом. | 4 | 4 | [5] [13] | Защита учебных заданий | ||||
Всего за 6 семестр | 32 | – | 20 | 12 | 44 | Экзамен | ||
Итого | 32 | – | 20 | 12 | 44 |
|
|
|
|
|
|
Учебно-методическая карта УЧЕБНОЙ дисциплины (для заочной формы получения образования)
Номер раздела, темы, занятия | Название раздела, темы, занятия | Количество аудиторных часов |
| Литература
| Формы контроля занятий | |||||
Лекции | Практические занятия | Семинарские занятия | Управляемая самостоятельная работа студента | |||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||
психологическоЕ консультированиЕ (16 часов) | 10 | – | 6 | |||||||
1. | Введение в консультативную психологию | – | – | 1 | ||||||
Введение в консультативную психологию 1. Понятие и предмет психологического консультирования. 2. Цели и задачи психологического консультирования. | 0,5 | [1] [5] [7] [8] [16] | Сообщение | |||||||
Введение в консультативную психологию 1. Становление и развитие психологического консультирования. 2. Социокультутный контекст и проблематика психологического консультирования. 3. Факторы, определяющие эффективность психологического консультирования. 4. Проблема методов исследования в консультативной психологии. | 0,5 | [1] [7] [15] | Сообшение | |||||||
2. | Профессионализм психолога-консультанта | – | – | 1 | ||||||
Профессионализм психолога-консультанта 1. Роль и место психолога в консультативном процессе. Требования к личности психолога-консультанта. 2. Мировоззрение и теория психолога-консультанта. | 0,5 | [5] [7] [23] | Дискуссия | |||||||
Профессионализм психолога-консультанта 1. Профессиональные умения психолога-консультанта. 2. Принципы работы психолога-консультанта. 3. Влияние профессиональной деятельности на личность консультанта. 4. Профессиональная подготовка консультанта. | 0,5 | [5] [7] [11] [12] | Дискуссия | |||||||
3. | Основные базисные модели современной практики консультирования | 6 | – | 1 | ||||||
Основные базисные модели современной практики консультирования 1. Психоаналитическое направление консультирования. 2. Адлерианская модель консультирования. 3. Бихевиоральное направление в психологическом консультировании. 4. Когнитивное направление консультирования. | 2 | [1] [6] [7] [9] [17] [19] [21] [43] [44] [45] | ||||||||
Основные базисные модели современной практики консультирования 1. Гуманистическое направление консультативной помощи. 2. Экзистенциальное направление консультирования и его специфика. 3. Постмодернистское направление консультирования. 4. Интеграция подходов и методов. | 2 | [14] [25] [27] [29] [35] [38] [40]–[42] [46] | ||||||||
Основные базисные модели современной практики консультирования 1. Психологическое знание о человеке как теоретическая основа психологического консультирования | 0,5 | [1] [4] [8] [37] | Реферат | |||||||
Основные базисные модели современной практики консультирования 1. Развитие Эго и самости как ценностные ориентации Эго-психологии. 2. Научение как концептуальная ценность бихевиоризма. Стратегия предотвращения рецидивов. 3. Модели работы А. Эллиса и А. Бека, основные процедуры. 4. Клиент-центрированное консультирование К. Роджерса; гештальт-консультирование. | 0,5 | [1] [4] [6] [7] [40] [41] [44] | Сообщение | |||||||
Основные базисные модели современной практики консультирования 1. Экзистенциальное консультирование И. Ялома и Р. Мэйя. В. Франкл и логотерапия. 2 Нарративные средства достижения консультационных целей. Структура нарративной работы. | 2 | [1] [4] [6] [7] [40] [41] [44] | ||||||||
4. | Взаимодействие консультанта и клиента в процессе психологического консультирования | 2 | – | 1 | ||||||
Взаимодействие консультанта и клиента в процессе психологического консультирования 1. Консультативный контакт и его основные параметры. 2. Процедуры и техники в психологическом консультировании. | 1 | [3] [5] [7] [8] [10] [11] [16] [21] | ||||||||
Взаимодействие консультанта и клиента в процессе психологического консультирования 1. Перенос и контрперенос в психологическом консультировании. 2. Сопротивление в консультативном процессе. | 1 | [3] [5] [7] [8] [10] [11] [16] [21] | ||||||||
Взаимодействие консультанта и клиента в процессе психологического консультирования 1. Психологическая и психотерапевтическая сущность переноса и контрпереноса. Х. Кохут, О. Кернберг, К. Роджерс и Дж. Доллард о природе переноса и работе с ним. 2. Взгляд на механизм сопротивления с точки зрения различных психологических школ. | 1 | [1] [4] [7] [10] | Реферат | |||||||
5. | Модель работы психолога-консультанта. Технология проведения консультативной беседы | 2 | – | 2 | ||||||
Модель работы психолога-консультанта. Технология проведения консультативной беседы 1. Основные ориентации психологов относительно структуры консультативного процесса. 2. Первый и второй этапы консультативного процесса. 3. Третий и четвертый этапы консультативного процесса. 4. Пятый и шестой этапы консультативного процесса. | 2 | [7] [8] [10] [11] [16] [23] [25] [33] [34] [44] | ||||||||
Модель работы психолога-консультанта. Технология проведения консультативной беседы 1. Первичное интервью и анамнез. Схемы сбора анамнестических данных в разных подходах (психоаналитическом, бихевиоральном, когнитивном, гуманистическом, экзистенциальном и постмодернистском). 2. Понятия психологического диагноза и психологического прогноза. 3. Анализ речи клиента. «Картина мира» клиента и ее значение в консультативной практике. | 2 | [3] [4] [6] [23] | Реферат | |||||||
6. | Специальные проблемы психологического консультирования | – | – | 2 | ||||||
Специальные проблемы психологического консультирования 1. Консультирование по поводу трудностей в общении. 2. «Трудные» и «немотивированные» клиенты. 3. Консультирование при переживании утраты. 2. Особенности беседы с умирающим человеком 4. Консультирование при переживании вины. 5. Консультирование клиентов из «группы риска». 6. Консультирование асоциальных личностей. | 1 | [5] [13] [24] [30] | Реферат | |||||||
Специальные проблемы психологического консультирования 1. Консультирование враждебно настроенных и агрессивных клиентов. 2. Консультирование клиентов, предъявляющих завышенные требования. 3. Консультирование тревожных клиентов. 4. Особенности консультирования плачущих клиентов. | 1 | [5] [13] | Реферат | |||||||
Всего за 8 семестр | 10 | – | 6 | |||||||
Всего за 9 семестр | Экзамен | |||||||||
Итого | 10 | – | 6 |