Технология проведения консультативной беседы

 

Общая характеристика этапов консультативного процесса. Основные ориентации психологов относительно структуры консультативного процесса (эклектическая модель Б. Джилленда, четырехступенчатая модель кристаллизации проблем, проблемно-ориентированная модель, ретроспективная модель, пятишаговая модель принятия решений ).

Структурирование и установление консультативного контакта. Задачи психолога-консультанта на этапе установления контакта. Корректировка ожиданий клиента от консультирования. Двумерное определение проблемы. Анализ жалобы. Типология жалоб. Перевод жалобы в проблему. Задачи психолога на этапе проработки проблемы. Фокус на эмоциях, фокус на мыслях и фокус на поведении клиента. Построение гипотез. Формулирование запроса. Критерии запроса. Трансформация запроса. Поиск альтернативных решений. Список возможностей и поиск ресурсов. Определение потенциала клиента. Составление плана действий. Экологическая проверка. Завершение рабочего альянса и оценка эффективности психологического консультирования.

Первичное интервью и анамнез. Вида анамнезов в психологическом консультировании и сбор анамнестических данных. Первичное интервью: информационно-ориентированное и ориентированное на установление отношений. Схемы сбора анамнестических данных в разных подходах: психоанализ, бихевиоризм, когнитивное, гуманистическое и постмодернистское направление.

Роль понимания внутреннего мир клиента, его «мифологии» для консультативной практики. Анализ текста и подтекста в рассказе клиента. Определение уровня проблемной рефлексии клиента (по Г.С. Абрамовой).

Анализ речи клиента. Картины мира клиента и ее значение в консультативной практике. Ее исследование и понимание посредством анализа языковой картины мира. Способы выделения ведущих модальностей и репрезентативных систем клиента.

Диагностическое обследование в психологическом консультировании. Психологическая информация и способы ее получения. Понятие психологического диагноза и понятие психологического прогноза. Зависимость типа интерпретации данных от теоретической ориентации психолога-консультанта.

Речевая стилизация беседы. Ограничение удельного веса речи консультанта в диалоге. Особенности речи консультанта: управление различными уровнями понимания. Приближение разговорной речи консультанта к языку клиента. Параметры анализа консультативной беседы.

Тема 6. СПЕЦИАЛЬНЫЕ проблемы ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВНИЯ

Консультирование по поводу трудностей в общении. Основные группы проблем общения (по Ю. Алешиной): поведение, осложняющее процесс общения; эмоциональные переживания, затрудняющие процесс общения; установки, деструктивно влияющие на процесс общения. Направления и методы оказания помощи. Ролевые игры. Переориентация клиента.

«Трудные» и «немотивированные» клиенты. Классификации «трудных» клиентов (по Е.Г. Вельской, К. Серебряковой, С.Ф. Файн, П.Г. Глассер). Особенности работы с «трудными» клиентами. Трудная ситуация для консультанта. Особенности консультирования «немотивированных» клиентов. Манипулятивные клиенты. Консультирование враждебно настроенных и агрессивных клиентов. Стратегии работы: вмешательство на когнитивном уровне; акциент на позитивных изменениях; парадоксальные вмешательства; создание терапевтического окружения. Консультирование клиентов, предъявляющих завышенные требования. Консультирование тревожных клиентов. Особенности консультирования плачущих клиентов. Субъективные трудности психолога-консультанта.

Консультирование при переживании утраты. Характерные проявления горя (Э. Линдеманн). Стадии переживания горя (Ф. Василюк, Э. Кюблер-Росс). Нормальные и болезненные (патологическое горе) реакции горя. Формы осложненного горя.Специфика оказания психологической помощи на раных стадиях переживания горя (С.А. Шефов, Дж. Ворден).Особенности беседы с умирающим человеком. Принципы работы консультанта при оказании психологической помощи умирающему человеку

Консультирование при переживании вины.

Консультирование клиентов из «группы риска». Общая характеристика группы риска. Направления и способы работы с клиентами с эмоционально-волевыми нарушениями.Консультирование асоциальных личностей.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: