Радость: улыбка (рот растянут), глаза прищурены (взгляд веселый), брови приподняты.
Удивление: глаза широко открыты (взгляд вопросительный), рот приоткрыт (уголки губ опущены), брови подняты, на лбу горизонтальные складки, лицо застывшее.
Презрение: уголки рта опущены, губы плотно сжаты (кривая улыбка), глаза сужены (взгляд холодный), брови нахмурены, голова поднята вверх.
Страдание: губы опущены (рот в болезненной гримасе), на лбу морщины, брови сдвинуты к переносице, глаза печальные (малоподвижный взгляд) или прикрыты.
Страх: брови приподняты, лицо искажено, рот приоткрыт, глаза расширены (взгляд бегающий).
Гнев: губы и зубы плотно сжаты, ноздри вздрагивают, глаза превращены в щели, брови резко сведены, на переносице вертикальные складки, лицо искажено (на лице судороги).
Упражнения на развитие эмпатии и педагогического общения
Упражнение 1.
Вы ездите на работу, учебу в общественном транспорте. Приучите себя каждый раз, выбрав одного незнакомого пассажира, «угадывать» его профессию, общественное, служебное и семейное положение, биографию и т. д. Постарайтесь отдать себе отчет, что именно в его внешности, поведении, речи приводит вас к той или иной гипотезе.
|
|
Упражнение 2.
Зайдите во время родительского собрания в группу, где вы ни кого не знаете. Попытайтесь проделать то же, наблюдая родителей (преимущество здесь в том, что вы можете проверить свои впечатления по журналу или в беседе с воспитателем).
Упражнение 3.
Посетите урок, где вы не преподаете (желательно в восьмом десятом классе) и понаблюдайте за учащимися. Постарайтесь ответить на следующие вопросы.
Кто из учащихся пользуется среди своих товарищей наибольшей популярностью и уважением?
Почему (личностные качества)?
То же — в наименьшей?
Почему?
Укажите самого большого «индивидуалиста» в классе.
Постарайтесь выделить группы учащихся, связанные более близкими отношениями. Что их может связывать?
Если это не удастся за один урок, посетите другие уроки в том же классе. Проверьте свои впечатления у классного руководителя.
Упражнение 4.
Вы входите на перемене в класс, где преподаете. Класс возбужден, внимание рассеяно. Заготовьте какую-нибудь информацию, которую вы обязательно должны сообщить (она не должна быть сама по себе эмоциональной и мотивационно сильной) и постарайтесь сразу сосредоточить на себе внимание всех. Если это не получится сразу, понаблюдайте, как ведут себя в аналогичной ситуации более успешные коллеги. Анализируя их действия, используйте ваши знания о бессловесных и словесных действиях.
Упражнение 5.
Вы приходите в дом, где много незнакомых людей. Ваша задача:
|
|
-первые пять минут удерживать на себе внимание (не только за счет важной информации, кричащей одежды или экстравагантных манер);
-если среди гостей есть признанный «любимец публики», постарайтесь осознать те приемы, которые он использует, чтобы обеспечить свое лидерство;
-когда вы это сделали, задача еще более усложняется: перебивайте у него инициативу и удерживайте ее не менее пяти минут (только имейте в виду, что этого не удастся сделать, если вы будете копировать его же собственные приемы).
Упражнение 6.
В каждом классе у учителя есть симпатичные и несимпатичные ему учащиеся. Поставьте себе задачу: во время урока, классного часа, любого другого общения с классом вступать контакт исключительно (или преимущественно) с «несимпатичными». Когда вы научитесь контактировать с ними так же свободно и естественно, как с остальными, усложните задачу: попросите вашего коллегу прийти на ваш урок и постараться по вашему поведению понять, кто из учащихся вам особенно симпатичен или несимпатичен. (Задача — он не должен суметь это определить.)
Упражнение 7.
Попросите кого-либо из сокурсников проанализировать ваше занятие с детьми по следующей схеме.
Таблица 16 Схема анализа занятия для изучения педагогического общения
1. Сколько раз на занятии воспитатель хвалил или поощрял детей, группу или кого-либо одного? Хвалит всю группу несколько раз, если ребенок выделился своим ответом, то и его отдельно выделяет | |
2. Сколько раз высказывал недовольство или порицание? Ни разу | |
3. Сколько раз повторял (точно или пере формулируя) высказывание ребенка? 3 | |
4. Сколько вопросов было задано группе или отдельным детям? 12 | |
5. Сколько было отдано приказов и прямых указаний? (Их можно подсчитать по числу глаголов в повелительном наклонении: «Пойди...», «Сделай...») 6 | |
6. Сколько вопросов (по существу занятия) было задано детям? 10 | |
7. Сколько раз дети отвечали по собственной инициативе, а не по требованию воспитателя? 2 |
Упражнение 8.
Попросите воспитанников группы кратко (одним-двумя словами) обрисовать в устной форме способ поведения и общения в группе сотрудников ДОО, не называя их по именам и отчествам (включая и вас). Листочки с такими «характеристиками» (по одному на педагога с просьбой их перетасовать) подписывать не следует, и вообще это задание для детей должно быть «проверкой наблюдательности и знания людей». Для них это будет интересной игрой, а для вас — поучительной «информацией к размышлению». На всех ли «ваших» листочках вы узнаете самого себя? Всех ли знакомых педагогов вы узнаете по характеристикам? Вдумайтесь в ваши характеристики и сопоставьте их с результатами упражнения 7.
Устное описание, можно заменить рисунками детей, где педагогов можно сравнить с знакомыми детям животными.
Изучите следующие понятия:
БЕССЛОВЕСНЫЕ ДЕЙСТВИЯ - основные параметры внешнего облика человека, участвующего в общении.
ВЕС — индикатор эмоционального состояния и физического самочувствия человека.
ДИСТАНЦИЯ В ОБЩЕНИИ физический и психологический промежуток между партнерами в общении, характеризующий степень их взаимной близости или отдаленности.
ЗАЩИТНАЯ РЕАКЦИЯ — неосознаваемый психический процесс, направленный на поддержание у человека высоких представлений о себе, внутреннего психологического комфорта, устранение или сведение до минимума ощущений страха, тревоги.
ИМИДЖ УЧИТЕЛЯ — непосредственно или преднамеренно создаваемое учителем визуальное впечатление о своей личности.
КОНФЛИКТ (межличностный) противоречие, столкновение личностных смыслов во взаимоотношениях двух людей, возникающее в силу того, что оба желают реализовать в данный момент взаимоисключающие интересы.
|
|
КОНФЛИКТОГЕН — любые слова, действия (или бездействие), могущие привести к конфликту
МИФ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ особого рода установка, имеющая в своей основе нереалистический подход к педагогической деятельности.
МОБИЛИЗАЦИЯ состояние психофизической готовности человека к предстоящим действиям.
ОБЩЕНИЕ взаимодействие субъектов (отдельных людей, групп, организаций), в котором происходит обмен рациональной информацией, эмоциями, деятельностью.
ОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ - профессиональное общение педагога с детьми, направленное на решение задач обучения, развития, воспитания.
ПЕРФЕКЦИОНИЗМ гипертрофированное стремление к совершенству в собственной деятельности, сопровождающееся страхом сделать что-либо недостаточно хорошо.
ПРИСТРОЙКА — непроизвольное приспособление тела человека к объекту предстоящего общения, выражающееся в мимике, жестикуляции, позах.
РЕАЛИЗМ — ясное понимание и учет условий действительности при осуществлении деятельности.
РЕЛАКСАЦИЯ - состояние покоя, расслабление или резкое снижение мышечного тонуса вплоть до полного обездвиживания. Иногда термин «релаксация» используется для обозначения непродолжительных, сознательно нацеленных на умственное, эмоциональное и телесное расслабление и отдых моментов педагогического взаимодействия.
РИТУАЛ — стереотипный набор последовательных действий, известных и понятных участникам и окружающим.
СЛОВЕСНЫЕ ДЕЙСТВИЯ - содержание речевого действия, а также формы, в которые облекается это содержание.
СТРАХ - эмоциональное состояние, отражающее защитную реакцию человека при переживании реальной или мнимой опасности для его здоровья и благополучия.
СУБКУЛЬТУРА - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и принятых в рамках некоторой реальной группы людей (возрастной, национальной, профессиональной, территориальной, группы по интересам и др.).
ЭМПАТИЯ - способность понимать и чувствовать внутренний мир другого человека; проникновение-в чувствование, сопереживание ситуации.
|
|
Если Ваш коллега, отличающийся своей доступностью, веселостью, легкостью в общении, начал жаловаться вам на снижение дисциплины, уменьшение продуктивности занятия. Что вы могли бы ему посоветовать?
Почему большинству людей бывает очень трудно повысить эмоциональное состояние собеседника, находящегося «в миноре»? Почему педагог в своей повседневной работе чаще подавляет, чем вдохновляет детей?
Опишите свои ощущения от общения с человеком, в облике которого читаются разные варианты мобилизации и веса.