Культуры педагогической деятельности

Культура взаимоотношений                           Культура внешнего

(культура общения, деятельности)                                 вида

 

С детьми                    С родителями            Осанка Одежда Прическа

 

                                                                        Макияж Мимика Пантомимика

Формированию культуры педагогической деятельности воспитателя прежде всего способствует психолого-педагогическая, предметная и общекультурная подготовка в профессиональном учебном заведении (педагогическом колледже, институте, университете).

 Важной составляющей культуры взаимоотношений воспитателя с детьми является также умение воспитателя управлять своим эмоциональнымсостоянием: сдержанность, внешняя уверенность в своих действиях и поступках.

Одним из показателей такого умения, как мы выяснили из сравнительной характеристики двух моделей взаимоотношений взрослого и ребенка, является сдержанность педагога: умение не раздражаться, ни в коем случае

не повышать свой голос до крика, не допускать словесных оскорблений в адрес ребенка, а также рукоприкладства, физических наказаний.

Другим показателем служит внешняя уверенность педагога во всем, что он делает, осуществляет, предпринимает. Очень часто деятельность под пристальным взглядом воспитанников, их родителей, администрации дошкольного учреждения отражается на стройности мыслей воспитателя (особенно молодого специалиста), состоянии его голосового аппарата, физическом самочувствии («ноги деревенеют», «руки, как палки»), психическом состоянии (страшно быть смешным, казаться неумелым). Все это требует знания и умения осуществлять психофизическую настройку на предстоящую работу с детьми, то есть умения управлять своим эмоциональным состоянием.

Таким образом, показателями культуры взаимоотношений воспитателя с воспитанниками можно считать следующие составляющие:

- умение использовать личностно-ориентированную модель взаимного общения в учебной и воспитательной работе;

- умение управлять своим эмоциональным состоянием.

Во многих психолого-педагогических исследованиях, предполагающих выявить, какого воспитателя больше всего любят дети, на вопрос: «Какой тебе нравится воспитатель?» малыши в первую очередь говорили: «Красивый». Этот факт ярче всех других доказательств свидетельствует о том, что внешний вид педагога требует к себе особенного внимания.

Красоте и выразительности внешнего вида воспитателя способствует осанка. Она выражает внутреннее достоинство личности. Согнутый человек не производит впечатления силы, в то время как правильная осанка (умение не сутулиться, прямая походка) указывают на внутреннюю силу педагога, его внушительную внешность независимо от роста. Эстетика позы не терпит

плохих привычек: покачивания взад-вперед, переминания с ноги на ногу, привычки держаться за спинку стула. Воспитателю необходимо выработать манеру правильно стоять перед детьми, ненавязчиво двигаться по группе. Движения должны быть сдержанными, элегантными, нерезкими. Выработке правильной осанки помогают занятия физкультурой, спортом; также очень важен самоконтроль воспитателя, умение взглянуть на себя со стороны, глазами детей в первую очередь.

Немаловажное значение имеет и одежда педагога. Нельзя требовать от детей и родителей аккуратности, опрятности, если сам воспитатель не соответствует этим требованиям. Главное требование к его одежде – скромность (подразумевает отсутствие излишеств) и элегантность. Воспитатель во всем должен соблюдать чувство меры и понимание обстановки. Вычурный фасон платья, слишком яркий цвет костюма не должны присутствовать во время рабочего дня. И, конечно же, одежда должна быть аккуратной: чистой, выглаженной. 

Несколько слов следует сказать о прическе и макияже воспитателя. Дети обращают на них большое внимание. Особенно на прическу, - она всегда должна иметь опрятный вид. Волосы должны выглядеть чистыми, расчесанными, красиво уложенными. Нельзя допускать замысловатых причесок, частых смен цвета волос, так как это отвлекает внимание детей. Не следует накладывать и чрезмерно яркий макияж. Слишком яркий, а также включающий множество цветовых решений, дополнительные аксессуары навряд ли может быть приемлемым для воспитателя. В то же время лицо всегда должно быть ухожено.

Мимика – это искусство выражать свои мысли, чувства, настроение движениями мускулов лица. Нередко выражение лица оказывает на воспитанников более сильное воздействие, чем слова. Оно должно соответствовать характеру речи педагога и отношений с детьми. В зависимости от ситуации лицо должно уметь выражать массу чувств. Выразительные детали мимики – брови, глаза, рот. Наиболее выразительны на лице человека глаза. «Пустые глаза – зеркало пустой души», - писал К.С. Станиславский. Взгляд педагога должен быть обращен к детям, создавая визуальный контакт. Надо избегать обращения к стенам, полу, потолку. Нужно не допускать «бегающих глаз», или, наоборот, их безжизненной статичности («каменное лицо»). Во время занятия и в течение всего дня необходимо держать в поле зрения всех детей. Таким образом, визуальный контакт – техника, которую надо сознательно развивать. Следующая выразительная деталь – брови. Поднятые, они выражают удивление, сдвинутые – сосредоточенность, неподвижные – спокойствие или равнодушие, находящиеся в движении – восторг. Широкий диапазон чувств выражает рот: улыбка – радость и одобрение; опущенные уголки губ – грусть, сочувствие.

   Дети читают лицо воспитателя, угадывая его отношение к ним, настроение, поэтому лицо должно уметь не только выражать, но и скрывать чувства.

Пантомимика – следующий источник бессловесной коммуникации и одновременно компонент внешнего вида педагога. Прежде, чем о ней вести речь, давайте обратимся к понятию «пантомима». В энциклопедии ему дано следующее определение: пантомима – вид сценического искусства, в котором основные средства создания художественного образа состоят из пластики, жестов, мимики. Происходит это понятие от греческого слова «пантомимос», что в переводе означает «все воспроизводящий подражанием».

Пантомимика же включает движения (рук, ног, головы, других частей туловища) и мимику. Таким образом, прежде всего, это театральное понятие, потому что именно актер, в первую очередь, применяет ее в своем искусстве. Но не только он. Педагог тоже. Он тоже артист и, как писал А.С. Макаренко, должен уметь играть. Поэтому и ему необходима пантомимика. Она помогает выделить главное, рисует описываемый воспитателем образ. Пожалуй, основное значение имеет жестикуляция – движения рук. Они хорошо помогают педагогу, однако могут и мешать восприятию дошкольниками учебного материала (например, вредная привычка учителя вертеть в руках посторонние предметы). Жест наставника должен быть органичным и сдержанным, усиливая основную мысль или чувство. Различают жесты описательные (изображают, иллюстрируют ход мыслей) и психологические (выражают чувства). Описательные жесты нужны меньше, чем психологические, но, к сожалению, используются чаще. В жесте, как и в мимике, главное – естественность. Жестикуляция должна быть без резких широких взмахов и острых углов. Скупая, она предпочтительнее, чем слишком бурная. Кроме движений рук в педагогической работе широко используются и другие движения: покачивание головой, шаг вперед (усиливает значимость излагаемой информации), шаг назад (уменьшает значимость информации и как бы дает возможность слушателям отдохнуть). Все жесты обычно дополняются выразительными движениями различных деталей мимики, что в целом и создает пантомимическое воздействие на воспитанников.

Следует помнить, что основная задача внешнего вида воспитателя – стать эффективным средством воздействия на воспитанников.

 

 

3. Термин риторика сочетает в себе различные аспекты (раскройте их):

практический – это о теория ораторского искусства, теория красноречия, наука об умении говорить красно, хорошо.

академический - наука об ораторском искусстве

дидактический - филологическая дисциплина, изучающая отношение мысли к слову

 

4. Классическая риторика пользуется следующими основными понятиями (раскройте их):

Логос - (от др.-греч. λόγος — слово, мысль, смысл, понятие, число) — понятие древнегреческой философии, означающее одновременно «слово» (высказывание, речь) и «понятие» (суждение, смысл). Гераклит, впервые использовавший его в философском смысле и, по существу, отождествлявший его с огнем как основой всего (согласно Гераклиту, огонь является первоосновой мира, или архе, и его основным элементом, или стойхейоном), называл логосом «вечную и всеобщую необходимость».

Этос - (греч. ἦθος «нрав, характер, душевный склад») — многозначное понятие с неустойчивым терминологическим статусом. Понятие «этос» дало начало понятиям этики и этологии.

Пафос - (греч. πάθος «страдание, страсть, возбуждение, воодушевление»), или пате́тика (греч. παθητικός «чувствительный, страстный, пылкий, возбуждённый») — приём обращения к эмоциям аудитории. Соответствует стилю, манере или способу выражения чувств, которые характеризуются эмоциональной возвышенностью, воодушевлением, драматизацией.

Топос - Топ или (реже) топос в традиционной логике и классической риторике — аргумент (синонимы: «историческое место», «диалектическое место»), общезначимое утверждение или тема («общее место»).

· Из риторической традиции исходит исследование топосов или общих мест (нем. Toposforschung) в литературоведении — это созданное Эрнстом Робертом Курциусом направление, которое исследует мировую литературу через историю повторяющихся мотивов (общих мест; например, «золотой век», «книга природы»).

5. Основными разделами классической риторики являются (перечислите их):

1. Инвенция

2.  Диспозиция

3.  Элокуция

4. Элоквенция

5.  Мемория

6.  Акция

Они составляют риторические каноны.

 

Риторические каноны – это это система специальных знаков и правил, которые берут свое начало еще в древней риторике.

Риторические фигуры -термин риторики и стилистики, обозначающий обороты речи, которые не вносят никакой дополнительной информации в предложение, но изменяют его эмоциональную окраску. Что достигается множеством способов. Фигуры речи служат для передачи настроения или усиления эффекта от фразы, что постоянно используется в поэзии.

Риторический вопрос- риторическая фигура, представляющая собой вопрос -утверждение, который не требует ответа.

Анафора - стилистическая фигура, состоящая в повторении языковых элементов: звуков, сло́ва или группы слов в начале каждого параллельного ряда, то есть в повторении начальных частей двух и более относительно самостоятельных отрезков речи (полустиший, стихов, строф, словосочетаний или предложений).

Эпифора - стилистическая фигура, художественный приём, заключающийся в повторении конечных языковых единиц (звуков, слов, грамматических форм) смежных отрезков речи для того, чтобы подчеркнуть смысл или усилить эмоциональную окраску.

Градация - стилистический прием, расположение слов и выражений, а также средств художественной изобразительности по возрастающей или убывающей значимости.

Антитеза - риторическое противопоставление, стилистическая фигура контраста в художественной или ораторской речи, заключающаяся в резком противопоставлении понятий, положений, образов, состояний, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом.

Аналогия -подобие, равенство отношений; сходство предметов, явлений, процессов, величин и т. п. в каких-либо свойствах, а также познание путём сравнения.

Гипербола - стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности и подчёркивания сказанной мысли.

Инверсия -изменение нормального порядка слов или словосочетаний с целью подчеркнуть главное, избежать монотонности и вообще усилить воздействие речи (слова).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: