Деление многозначного числа на однозначное

Урок 24. Математика 4 класс

Как можно многозначное число разделить на однозначное? Существует несколько способов: выполнить деление, раскладывая числа на разрядные слагаемые или на удобные для деления слагаемые. Но, конечно, гораздо легче выполнять деление столбиком. Решалочка объяснит способ записи простых случаев письменного деления многозначного числа на однозначное. В этих примерах каждый разряд делится на делитель. А ещё она напомнит, какой результат получается при делении на 1, и почему нельзя делить на 0.

 

Конспект урока "Деление многозначного числа на однозначное"

 

Привет, ребята!

Сегодня нам с вами предстоит вспомнить приёмы деления многозначного числа на однозначное. А ещё я напомню вам, как выполняется деление с числами нуль и один.

И начнём мы вот с такого примера.

624: 2 =

Знаете ли вы, как устно разделить число шестьсот двадцать четыре на два? Да всё очень просто! В этом числе каждый разряд делится на два. Мы просто разложим делимое на сумму разрядных слагаемых, потом каждое из них разделим на делитель. И полученные результаты сложим.

624: 2 = (600 + 20 + 4): 2 = 600: 2 + 20: 2 + 4: 2 = 312

Ну а если надо пятьсот семьдесят четыре разделить на семь?

574: 7 = (560 + 14): 7 = 560: 7 + 14: 7 = 82

Тут уж не получится делить каждый разряд. Поэтому мы будем раскладывать не на сумму разрядных слагаемых, а на сумму удобных для деления слагаемых.

Пять меньше семи, и разделить на семь мы его не сможем. Возьмём пятьдесят семь. Пятьдесят семь на семь не делится, зато делится пятьдесят шесть. Поэтому в качестве первого слагаемого мы берём пятьдесят шесть десятков – это число пятьсот шестьдесят. Остаётся один десяток и четыре единицы – это число четырнадцать. Оно будет вторым слагаемым. Делим каждое из них на семь, складываем результаты. Ответ: восемьдесят два.

Попробуйте-ка вы сами, ребята, выполнить деление, раскладывая числа на разрядные или удобные для деления слагаемые.

Вот, например, найдите значения вот этих числовых выражений.

693: 3 =

486: 6 =

Ну, проверьте, так ли вы выполнили решение?

693: 3 = (600 + 90 + 3): 3 = 600: 3 + 90: 3 + 3: 3 = 231

486: 6 = (480 + 6): 6 = 480: 6 + 6: 6 = 81

А теперь давайте вспомним, как трёхзначные числа делятся столбиком. Запишите решение этих же примеров столбиком.

Проверьте свои решения.

Я уверена, что и решение столбиком вы записали верно. А как вы думаете, друзья, всегда ли числа можно разделить нацело? Конечно, нет! Представьте себе такую ситуацию.

В школу привезли сорок три новые парты. Их надо разделить поровну между четырьмя классами. Сколько парт поставят в каждый класс?

Тааак. Парт 43. классов 4. 43 на 4 нацело не делится... ммм... А вот сорок – делится. Получается, что каждому классу достанется по десять парт. Да ещё три парты останутся. В резерве)).

43: 4 =10 (ост. 3)

Ответ: каждому классу достанется по 10 парт, и ещё 3 парты останется.

А помните ли вы, как проверять деление с остатком? Надо частное умножить на делитель, и прибавить остаток. Вот как у меня:

Проверка:

10 ∙ 4 + 3 = 43

В результате получилось делимое, значит, деление с остатком было выполнено верно.

Ну и осталось нам вспомнить деление с числами нуль и один.

Я думаю, вы помните, что, если нуль делить на любое число, в ответе получится нуль.

Ведь, как говорится, на сколько бы частей дырку от бублика ни поделили, бублика отведать не получится.

А можно ли делить на нуль? Ну конечно же нет. Кто забыл, почему нельзя? Попробуйте выполнить обратное действие, умножение. Какое бы число ни получилось в ответе, а может быть только нулём и никаким другим числом. Ведь при умножении любого числа на нуль в ответе будет нуль. Но если а равно нулю, то и в ответе может быть только нуль. Других вариантов нет. Так что, мы просто должны помнить: на нуль делить не будем.

А вот с единицей всё гораздо проще. Если число делим на один, то частное будет равно делимому. А если делимое и делитель равны, то частное будет равно числу один.

Ну и напоследок, я предлагаю вам решить несколько примеров, а потом мы их проверим.

58: 26 =

0: 514 =

317: 1 =

568: 568 =

Ребята, проверьте вашу работу.

58: 26 = 2 (ост. 6)

0: 514 = 0

317: 1 = 317

568: 568 = 1

Если вы всё сделали правильно, значит урок не прошёл мимо вас, и вы готовы к новым свершениям в нашей замечательной стране Математике.

Ну что же, сегодня нам пора прощаться. До встречи, друзья!

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: