Теоретические вопросы

Требования к организации и содержанию итогового экзамена

Процедура проведения экзамена

Экзамен подразумевает два формата приема в зависимости от санитарно-эпидемиологической обстановки:

 

Очный формат:

Перед экзаменом слушатели высылают на электронную почту секретаря экзаменационной комиссии файл с презентацией, либо приносят на флеш-накопителях.

Слушателям предоставляется 1 час на подготовку к ответу на вопросы билета.

Далее комиссия заслушивает индивидуальные ответы, охватывающие теоретический вопрос и практический вопрос, сопровождаемый показом слайдов презентации.

Решение о дифференцированной оценке ответов слушателей выносится на закрытом заседании ИАК и объявляется слушателям в день проведения итогового экзамена.

 

Формат проведения с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения:

Слушатель до момента начала экзамена высылает на электронную почту секретаря экзаменационной комиссии файл с презентацией, отвечающей на вопрос практического характера. В имени файла должна быть фамилия слушателя.

На личный электронный адрес секретарь комиссии высылает слушателю вопрос теоретического характера, соответствующий номеру билета.

Слушатель в течение часа письменно на утвержденном бланке отвечает на вопрос с использованием редактора Word, шрифта Times New Roman, оформляет ответ в виде файла в формате.doc или.docx, в имени файла указывает свою фамилию и отправляет файл на электронную почту секретарю комиссии.

Секретарь высылает членам комиссии ответы на теоретические вопросы и презентацию.

Решение о дифференцированной оценке ответов слушателей выносится на закрытом заседании ИАК и объявляется слушателям. 

 

Содержание итогового экзамена

В соответствии с нормативными документами, при сдаче итогового экзамена слушатели должны показать свою способность, опираясь на полученные знания, сформированные умения и навыки, самостоятельно решать задачи профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, аргументировать и защищать свою точку зрения.

Содержание итогового экзамена включает вопросы, направленные на выявление уровня теоретических знаний, способности к их конкретизации относительно практической деятельности логопеда, а также вопросы практической направленности, предполагающие выявление уровня профессиональных умений и навыков.

Вопросы теоретического характера позволяют определить профессиональную эрудицию слушателя, а также его умения планировать и логично излагать материал, диалектически рассуждать, рассматривать разные точки зрения на проблему. Примерный план ответа на теоретический вопрос, касающийся речевого нарушения, следующий:

Вопросы практического характера направлены на выявление конкретных знаний, умений, навыков профессиональной деятельности логопеда.

Возможность выбора обучающимся практического вопроса обусловлена тем, что на практике в широком поле профессиональной деятельности логопедов существует специализация, и уже в процессе обучения у слушателей складываются определенные предпочтения. Вариативный подход позволяет лучше раскрыть компетенцию слушателя в условиях его наибольшей заинтересованности в предмете профессионального обсуждения.

 

Теоретические вопросы

1. Определение логопедии как науки, её предмет, объект, цель и задачи. Методологические основы и методы научных исследований в логопедии.

2. Развитие и современное состояние логопедической помощи в России. Система специальных логопедических учреждений, их задачи и структура.

3. Структурно-функциональная организация центрального отдела речевой системы, виды речевой патологии, обусловленные дефицитарностью мозговых функций.

4. Отклонения в развитии речи у детей, их причины и профилактика.

5. Клинико-педагогическая и психолого-педагогическая классификации нарушений речи, их критерии, назначение и области применения.

6. Этиология, патогенез, симптоматика функциональной дислалии. Научные взгляды на классификацию функциональной дислалии.

7.  Этиология, патогенез, симптоматика органической дислалии. Влияние отклонений в строении речевого аппарата на формирование произношения разных фонетических групп звуков.

8. Методика логопедической работы по устранению дислалии

9. Этиология, патогенез, симптоматика и классификация ринолалии. Симптомокомплекс органической открытой ринолалии, обусловленной расщелинами неба.

1. Комплексная коррекция органической открытой ринолалии, обусловленной расщелинами неба. Направления логопедической работы.

2. Этиология, патогенез, симптоматика и классификация закрытой ринолалии. Методы логопедической коррекции данного расстройства.

3. Дизартрии. Этиология, патогенез и классификация. Симптоматика дизартрии, обусловленной врожденными и приобретенными причинами.

4. Симптоматика бульбарной и псевдобульбарной дизартрии.

5. Диагностика минимальных дизартрических расстройств у детей

6. Симптоматика экстрапирамидной и мозжечковой дизартрии

7. Симптоматика постцентральной и премоторной корковой дизартрии. Пути преодоления артикуляторной апраксии.

8. Методика логопедической работы по формированию произношения при минимальных дизартрических расстройствах.

9. Методика логопедической работы при бульбарной и псевдобульбарной дизартрии.

10. Методика логопедической работы при экстрапирамидной и мозжечковой дизартрии.

11. Заикание. Этиология, патогенез, классификация.

12. Симптоматика заикания. Взаимосвязь физиологических и психологических симптомов.

13. Комплексный метод устранения заикания, особенности его применения к заикающимся разного возраста.

14. Психолого-педагогическое обследование заикающихся.

15. Тахилалия и брадилалия: сущность, методика коррекционного воздействия.

16. Дислексия. Этиология, патогенез, симптоматика, классификация.

17. Методы логопедической работы по преодолению дислексии у школьников. Профилактика дислексий.

18. Дисграфия. Этиология, патогенез, симптоматика, классификация и дифференциальная диагностика.

19. Дифференцированная методика преодоления дисграфии. Профилактика дисграфий.

20. Алалия как системное нарушение речи. Основные симптомы и классификация

21. Концепции патогенеза экспрессивной (моторной) алалии. Дифференциальная диагностика данного расстройства.

22. Абилитация детей с экспрессивной алалией. Методика логопедической работы.

23. Современные концепции сенсорной алалии. Основные симптомы и дифференциальная диагностика.

24. Логопедическая работа по формированию речи при сенсорной алалии.

25. Общее недоразвитие речи как нарушение средств общения. Уровни речевого развития при ОНР.

26. Специфика диагностики детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

27. Этапы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников.

28. Афазия. Этиология, патогенез и классификация. Система реабилитации пациентов с афазией.

29. Методика восстановления речевых функций при акустико-гностической афазии.

30. Методика восстановления речевых функций при акустико-мнестической афазии.

31. Методика восстановления речевых функций при семантической афазии.

32. Методика восстановления речевых функций при афферентной моторной афазии.

33. Методика восстановления речевых функций при эфферентной моторной афазии.

34. Методика восстановления речевых функций при динамической афазии.

35. Расстройства голоса. Этиология, классификация, профилактика. Фонопедическая работа по восстановлению голоса при функциональной и органической дисфонии.

36. Симптоматика фонетико-фонематического недоразвития и система коррекционного воздействия при устранении ФФН.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: