Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего образования
«Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики»
КОЛЛЕДЖ СВЯЗИ
УТВЕРЖДАЮ
Директор КС ПГУТИ
_____________ Андреев Р.В.
«12»__________ 12 _______2016г.
СБОРНИК
Практических занятий
по дисциплине
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ИНФОРМАТИЗАЦИИ
для специальностей: 09.02.03 – Программирование в компьютерных системах
09.02.04 – Информационные системы
Номера занятий: № 1 – 20
Сборник рассчитан на 40 часов
Составлен преподавателем Сорокиной Н.Л.
Рассмотрен на заседании П(Ц)К
«Информационных систем и технологий»
Протокол № 4 от 07.12.2016г.
Председатель П(Ц)К________Шомас Е.А.
Самара
2016 г
Перечень компетенций
Общие компетенции | |||
ОК1 | Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес | ||
ОК2 | Организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество | ||
ОК3 | Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность | ||
ОК4 | Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития | ||
ОК5 | Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности | ||
ОК6 | Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями | ||
ОК7 | Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий | ||
ОК8 | Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации | ||
ОК9 | Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности | ||
Профессиональные компетенции для специальности 09.02.03 – ПКС
| |||
ПК1.5 | Разрабатывать фрагменты документации по эксплуатации информационной системы. | ||
ПК2.3 | Решать вопросы администрирования базы данных. | ||
ПК3.2 | Выполнять интеграцию модулей в программную систему. | ||
ПК3.3 | Выполнять отладку программного продукта с использованием программных средств. | ||
Профессиональные компетенции для специальности 09.02.04 - ИСС | |||
ПК1.1 | Собирать данные для анализа использования и функционирования информационной системы, участвовать в составлении отчетной документации, принимать участие в разработке проектной документации на модификацию информационной. | ||
ПК1.2 | Взаимодействовать со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности. | ||
ПК1.5 | Разрабатывать фрагменты документации по эксплуатации информационной системы. | ||
ПК1.7 | Производить инсталляцию и настройку информационной системы в рамках своей компетенции, документировать результаты работ. |
Практическое занятие № 1
|
|
1. НАИМЕНОВАНИЕ: Информационные процессы, кодирование и сбор информации
2. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ:
изучить основные информационные процессы, методы кодирования информации;
сформировать компетенцию ОК9.
3. ЛИТЕРАТУРА:
3.1 Сорокина Н.Л. Учебное пособие по дисциплине «Технические средства информатизации», КС ПГУТИ, 2015-69с
3.2 Сорокина Н. Л. Сборник практических занятий по дисциплине «Технические средства информатизации», КС ПГУТИ, 2015
4. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ:
4.1 Персональные компьютеры, соединенные в локальную сеть и имеющие доступ к глобальной сети Internet.
4.2 Печатающее устройство
5. ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ:
5.1Пользуясь вышеперечисленной литературой изучить материал.
5.2Ответить на вопросы для допуска к занятию:
5.2.1 Определение информационный процесс?
5.2.2 Определение ТСИ?
5.2.3 Что называют символом?
5.2.4 Позиционные системы счисления?
6. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ:
6.1 Получить допуск к практическому занятию.
6.2 Переведите в двоичную систему десятичные числа:
в зависимости от данного преподавателем варианта.
6.3 Запишите двоичные числа в порядке возрастания:
10, 10101, 10100, 11, 10001.
6.4 Считая, что информационный вес одного символа равен 1 байту,найдите информационный объём фразы:
А правда ли, что Байкал - самое глубокое в мире пресное озеро.
6.5 Скорость передачи информации измеряется в битах в секунду и вычисляется по формуле: V=I/t, где V – скорость передачи информации, I – количество информации в сообщении, t – время передачи сообщения.
6.6 Скорость передачи данных модемом по протоколу V.92 составляет 56000 бит/с. Передача файла при помощи данного протокола заняла 10 секунд. Определите размер файла в байтах.
У нас имеется для кодирования всего два символа — точка и тире (аналог 0 и 1 в компьютере). Количество возможных различных комбинаций из Х символов по Y разрядов считается по формуле: N = XY
6.7 Азбука Морзе позволяет кодировать символы для радиосвязи, задавая комбинацию точек и тире. Сколько различных символов (цифр, букв, знаков пунктуации и т. д.) можно закодировать, используя код Морзе длиной не менее пяти и не! более шести сигналов (точек и тире)?
6.8 Подготовьте ответы на контрольные вопросы.
7. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Методы поиска информации?
2. Что такое длина кода?
3. Что называется кодированием?
4. Какие системы счисления вы знаете?
8.СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЁТА:
1. Бланк отчёта.
2. Выполненное задание.
Приложение:
Информационный процесс — процесс получения, создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и использования информации.
В результате исполнения информационных процессов осуществляются информационные права и свободы, выполняются обязанности соответствующими структурами производить и вводить в обращение информацию, затрагивающую права и интересы граждан, а также решаются вопросы защиты личности, общества, государства от ложной информации и дезинформации, защиты информации и информационных ресурсов ограниченного доступа от несанкционированного доступа.
Символ-это знак препинания, буквы,цифры,пробел и т. д. вес одного символа равен 1 байту это и есть символ.
Позиционная система счисления (позиционная нумерация) — система счисления, в которой значение каждого числового знака (цифры) в записи числа зависит от его позиции (разряда).
|
|
Непозиционная система счисления — это такая система счисления, в которой положения цифры в записи числа не зависит величина, которую она обозначает. Система может накладывать определенные ограничения на порядок цифр (расположение по возрастанию или убыванию).
Примером непозиционной системы счисления является римская система, в которой в качестве цифр используются латинские буквы.
Методы поиска информации
Адресный поиск. Процесс поиска документов по чисто формальным признакам, указанным в запросе. Для осуществления нужны следующие условия:
1. Наличие у документа точного адреса
2. Обеспечение строгого порядка расположения документов в запоминающем устройстве или в хранилище системы.
Адресами документов могут выступать адреса веб-серверов и веб-страниц и элементы библиографической записи, и адреса хранения документов в хранилище.
Семантический поиск
Процесс поиска документов по их содержанию.
Условия:
Перевод содержания документов и запросов с естественного языка на информационно-поисковый язык и составление поисковых образов документа и запроса. Составление поискового описания, в котором указывается дополнительное условие поиска.
Принципиальная разница между адресным и семантическим поисками состоит в том, что при адресном поиске документ рассматривается как объект с точки зрения формы, а при семантическом поиске — с точки зрения содержания.
Документальный поиск
Процесс поиска в хранилище информационно-поисковой системы первичных документов или в базе данных вторичных документов, соответствующих запросу пользователя.
Два вида документального поиска:
1. Библиотечный, направленный на нахождение первичных документов.
2. Библиографический, направленный на нахождение сведений о документах, представленных в виде библиографических записей.
Фактографический поиск
Процесс поиска фактов, соответствующих информационному запросу. К фактографическим данным относятся сведения, извлеченные из документов, как первичных, так и вторичных и получаемые непосредственно из источников их возникновения.
|
|
Длина кода n — число разрядов (символов), составляющих кодовую комбинацию.
Процесс преобразования сообщения в комбинацию символов в соответствии с кодом называется кодированием, процесс восстановления сообщения из комбинации символов называется декодированием