Численность дворов Хлынова в 1615 г

Посадские

Бобыльские

Нищенские

Церковно-служителей

Служилых людей

Всего

Абс. Отн. Абс. Отн. Абс. Отн. Абс. Отн. Абс. Отн. Абс. Отн.
262 43,4 192 31,8 84 13,9 44 7,3 22 3,6 604 100

 

Население городов не было однородным. В Хлынове, например, наибольший вес имел воевода, епархиальный епископ, настоятель Трифонова монастыря и протоиерей кафедрального собора. Из среды торговых людей выделялись владельцы нескольких лавок и крупные торговцы хлебом. Особенностью социального состава населения Вятской земли являлось почти полное отсутствие в ней дворянства и боярства.

Налоги, сборы и повинности

Уровень жизни на Вятке был не высок. Как видно из вышеприведенной таблицы, 45% населения Хлынова состояло из нищих и бобылей – разорившихся или маломощных крестьян, которые платили половину налогов, жили случайными заработками. Улучшение благосостояния населения сдерживалось постоянно увеличивающимися налогами и повинностями. В XVII в. основным налогом, который платился за пользование государственной землей, была посошная подать (дань). Она платилась с сохи (участка земли определенного количества и качества). В 1678 г. ее заменила подворная подать, которая взималась с одного двора и была примерно в 5 раз больше посошного сбора. Кроме того, некоторые нерусские народы, живущие на ясачных землях, платили в пользу государства ясак – натуральный налог в виде пушнины или скота.

Существовали и иные налоги и сборы. Наиболее обременительной повинностью было содержание армии. В XVII в. платились стрелецкие деньги, которые шли на содержание стрелецких войск, составлявших в то время основу городских гарнизонов. Кроме того, по мере надобности (обычно для военных походов в годы войны) набирались местные ратные люди. Население должно было полностью обеспечить ополчение вооружением, одеждой и жалованием вплоть до окончания службы. Так, вятские ратники участвовали в годы Смуты в освобождении Москвы (1611-12 гг.), в Смоленской войне (1632-34 гг.), в войне с Польшей (1654-67 гг.), в Азовских походах Петра I (1695-96 гг.), а также привлекались для службы в вятских южных крепостях. Для выкупа попавших в плен русских солдат и мирного населения собирались полоняничные деньги.

Достаточно тяжелой была и ямская повинность, которая предполагала содержание местным населением специальных станций (ям) с ямщиками и лошадьми. После покорения Сибири Вятка наряду с поморским городами была привлечена к поставкам «сибирского хлеба»,       предназначенного на содержание служилых людей. Собранный хлеб вятчане должны были на своих подводах доставить в Верхотурье. Вместе с обозом отправлялись плотники, которые строили там суда для дальнейшей отправки хлеба водным путем в Сибирь. При этом велика была опасность нападения разбойников. Поэтому ехавшие вооружались топорами, луками со стрелами и рогатинами. Указанный сбор продолжался около 100 лет (1588-1685 гг.), пока Сибирь не начала обеспечивать себя хлебом в достаточном количестве.

Хлыновцы также платили в Таможенную избу таможенные сборы – мыт (взимался при провозе товаров и людей через таможенную границу) и явку (сбор с продавца и покупателя за торговую операцию). С продажи вина платились кружечные (питейные) сборы.

Были также единовременные сборы и повинности. Так, в 1653 г. из Вятки были отправлены на строительство Валдайско-Иверского монастыря 100 мастеров-каменщиков, кирпичников, печников, гончаров. Правда, из них на место явилось только 34 человека, да и те через 2 года сбежали. В 1668 г. вместе с поморскими городами Вятка должна была собрать средства на строительство в г. Архангельске гостиного двора и городских укреплений.

Разнообразными были и местные повинности. Вятчане несли дорожную, подводную и постойную повинность: строили дороги, обеспечивали лошадьми и пропитанием проезжающих должностных лиц и служилых людей. На плечи горожан было возложено строительство и ремонт городских укреплений и тюрем. В государственную казну шли также оброчные деньги, которые собирались за пользование земельными угодьями, сенокосами, мельницами, рыбными ловлями, бортями, лавками, амбарами, огородами и т.п. Отдельную статью расходов составлял «корм» воеводе и местной администрации.

Обилие сборов и повинностей приводило к тому, что год за годом накапливались недоимки. Многие селяне и горожане, будучи не в состоянии заплатить налоги, бежали в другие места. При этом тягло беглых раскладывалось на оставшихся, которые от увеличившегося бремени налогов нередко сами становились должниками.

Сбором податей и налогов занимались преимущественно выборные люди. Из Москвы приходил указ о налогах или повинностях. Воевода передавал указ подьячему из приказной избы, чтобы тот распределил налоги и сборы на все населенные пункты. Непосредственным же сбором занимались приказные выборные целовальники, которые представляли деньги в съезжую (приказную) избу. Если кто-то из сборщиков пытался пустить собранные деньги в торговый оборот или отдавал их взаймы, по закону его должны были бить батогами «нещадно». Не меньшее наказание следовало за недоимки. По указу 1698 г., если сборщик не мог восполнить недоимки из собственных средств, его должны были бить кнутом, после чего его ссылали с семьей в г. Азов. При этом его имущество изымалось и передавалось в государственную казну в счет погашения недоимки.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: