Сельское хозяйство и ремесло

Как и большинство регионов страны, Вятская земля была аграрным краем, где основную роль в экономике играло сельское хозяйство. В Вятке наряду с Поморьем, Прикамьем и Сибирью по-прежнему преобладали черносошные земли, принадлежащие государству. В XVII в. здесь широко распространилась трехпольная система земледелия, усовершенствованные орудия труда (соха с железным ральником, коса-горбуша, железный серп). Нововведения значительно повысили урожайность зерновых культур. Увеличение производства хлеба позволило продавать его в Двинскую землю, Москву, поволжские города, на Урал, в Сибирь. В XVII в. Вятка стала центральным хлебным районом Севера и одним из крупных поставщиков хлеба на формирующийся всероссийский рынок. Основными зерновыми культурами на Вятке, как и в целом по России, были рожь и овес. Меньшее значение имело возделывание ячменя, льна, пшеницы, гороха, гречихи, полбы. Из овощей в это время товарное значение приобрели хмель и капуста, которые поставлялись не только на местный рынок, но продавались и в другие города.

Значительные изменения в XVII в. произошли в ремесле, которое приобрело характер товарного производства. Ремесленники начинают работать преимущественно на рынок, на потенциального покупателя, а не на конкретного заказчика. Как свидетельствует Дозорная книга 1615 г., в Хлынове большинство ремесленников занимались изготовлением товаров первой необходимости: одежды (овчинники, рукавичники, портные, шапочники) и обуви (сапожники). Поскольку дома приходилось неоднократно отстраивать после пожаров, в городах было много плотников. Они славились далеко за пределами края и нередко привлекались правительством для постройки судов в различных городах. Были и опытные резчики по дереву. Так, в конце XVII в. вятские мастера начинают изготавливать невероятно красивые иконостасы с объемной резьбой в стиле «московского барокко». Предметы домашнего быта делали кузнецы и гончары. В Хлынове получили развитие дегтярный, токарный промысел, изготовление кузовов, ведер, мыла. Кроме того, жители края занимались перевозкой людей и товаров на лошадях (ямская гоньба) или судах (работали «ярыжками»).

Были и более редкие специальности. В Дымковской слободе начиная с XVI в. развивался промысел по изготовлению глиняной расписной игрушки. В связи с увеличением числа храмов в XVII в. появляются свечники, иконники (иконописцы) и серебряники. Так, вятские серебряники изготавливали ювелирные изделия – кресты, кольца, серьги. Украшения пользовались большим спросом у горожан и зажиточных крестьян, которые нередко приобретали их в приданое своим дочерям. Серебряники изготавливали и различную церковную утварь, в том числе оклады для икон и книг. Вятские ювелирные мастера владели техникой чеканки, резьбы, литья, золочения, скани, эмали. В украшениях нередко использовали драгоценные камни, стекла и жемчуг.

В то же время в крае существовал дефицит ремесленников определенных специальностей. Так, в городах не было каменщиков, кирпичники же занимались преимущественно кладкой печей. Да и их московское правительство привлекало к работам в других городах, например, при постройке крепости в г. Вязьме. Поэтому с началом каменного строительства мастеров пришлось выписывать из Москвы.

Во второй половине XVII в. местное производство начинает выходить на новый качественный уровень. В это время появляются первые крупные предприятия мануфактурного типа, на которых применялось разделение ручного труда. В 1654 г. московское правительство разрешило людям «всякого чина» выкуривать вино (водку) для собственной потребности. Первым в крае этим указом воспользовался купец Аверкий Трапицын. В 1658 г. он построил в Хлынове винокуренный завод – первое в крае предприятие мануфактурного типа. Вскоре после этого в городе и его окрестностях появилось еще 4 подобных завода.

В это же время возникает колокололитейное производство. Колокола играли большую роль в жизни людей: они созывали на службу или общегородское собрание, набатный колокол предупреждал о грозящей опасности или пожарах; без поддужных колокольчиков нельзя себе представить русскую тройку. Но в России колокололитейное производство не было развито. До середины XVII в. для вятских храмов приобретались колокола голландского, немецкого и французского производства. Поэтому большое значение для края имело создание в 1660-х гг. в г. Хлынове колокололитейного завода Филиппа Душкина. В конце XVII в. открылся еще один колокололитейный завод Трифона Каркина в г. Слободском.

Стали возникать и металлургические предприятия мануфактурного типа. В 1689 г. на берегу р. Чудовой (приток Вятки) хлыновский купец Трапицын построил первый в крае железноделательный завод. Позднее появились еще 2 завода той же направленности в Царевосанчурском и Хлыновском уезде.

Широкое каменное строительство, начатое архиепископом Ионой Барановым, способствовало к созданию нескольких кирпичных заводов. Свои кирпичные заводы имели даже архиерейский дом и Успенский Трифонов монастырь. Во второй половине XVII в. возникает также небольшое производство изразцов, которыми украшали печи и стены храмов. Однако попытки наладить в крае добычу руды и соли из-за отсутствия богатых месторождений успехом не увенчались.

Практически все предприятия мануфактурного типа работали на наемном труде.

Торговля

Расширение производства, увеличение его специализации привело к дальнейшему развитию торговли. В XVII в. во всех городах, слободах и крупных селах появились лавки, ларьки и рынки. Так, в 1629 г. в Хлынове насчитывалось 6 амбаров и 123 лавки. Наряду с постоянной (магазинной) торговлей, по воскресеньям в городе проводился базар. В XVII в. появляется новый вид периодической торговли – ярмарка, которая имела не только местный, но и межрегиональный характер. Первая в крае, Семеновская, открылась 1 сентября 1607 г. в г. Хлынове. В середине XVII в. возникла Алексеевская ярмарка в г. Котельниче, которая сохраняла первенство среди вятских ярмарок вплоть до начала XX в.

Но вятские купцы не ограничивались внутренней торговлей. В XVII в. начинается процесс объединения отдельных местных рынков в единый всероссийский рынок. Присоединение в XVI в. Астраханского и Казанского ханств открыло для Вятки возможность торговли с приволжскими городами (Казанью, Астраханью, Нижним Новгородом). Правда, воспользоваться новыми рынками Вятская земля сумела только в начале XVII в. Так, в 1607 г. встречаются первые сведения о торговле хлыновских посадских жителей Котельникова и Рязанцева в Астрахани.

Вторым направлением торговли для Вятки стали приуральские и сибирские города. Через Кай вятские купцы везли свой товар в Пермские земли, а оттуда через Верхотурье добирались до центра Сибири – Тобольска.

Но основная торговля по-прежнему велась с северными городами. В XVII в. открывается торговля Хлынова с Архангельским портом, который в то время был единственным морским «окном» России в Европу. Правда чаще вятские купцы везли товар не в Архангельск, а сбывали его купцам из Великого Устюга, Холмогор и Сольвычегодска.

Товары перевозились на лошадях или по рекам на больших барках с 20-30 гребцами. Вятка сбывала в основном продовольствие и сырье: хлеб, льняное и конопляное семя, сало, кожи, мед, воск, хмель. Особое место в торговле занимала пушнина. В вятских лесах добывали белок, куниц, лисиц, горностаев, норок, выдр. Более ценную пушнину (соболей, чернобурок, бобров) вятские охотники привозили из Сибири. В свою очередь местные купцы закупали сукно, шелк, медь, свинец, порох, ружья, ладан, краску, бумагу, игральные карты. Немало приобреталось металлических изделий (топоры, медные тазы, иглы, рыболовные крюки и др.). Из продуктов покупали соль, лимоны, изюм, перец, сельдь, треску, осетров, икру.

Однако торговать даже в пределах края было небезопасно. На торговцев нередко нападали разбойники. Так, в 1690 г. «в Кайгородском уезде у Георгия на Волоснице и по Каме реке собрались разбойники, у многих торговых людей животы (имущество) отняли и побили до смерти, и Михайло Репина замучили».

Тем не менее, вятчане принимали участие даже во внешней торговле. В 1694-1701 гг. вятский купец гостиной сотни Спиридон Лянгусов по поручению Петра I водил в Китай одни из первых казенных торговых караванов. Порученное дело Лянгусов выполнил с честью. Впоследствии торговые караваны в Китай водил его сын Филат.

Показателем развития торговли стало появление крупного купечества. Так, в 1629 г. в Хлынове проживало 9 семей Гостиной и Суконной сотни, которых в то время во всей России насчитывалось около 150.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: