Причины распространения старообрядчества в Вятском крае

Местное православное духовенство, анализируя сложившуюся ситуацию, выделяло следующие причины распространения старообрядчества. В первую очередь, этому способствовала слишком большая территория приходов, вследствие чего многие прихожане крайне редко имели возможность общаться со своим священником, а значит, редко исполняли христианский долг исповеди и святого причастия.

Во-вторых, укрепляла старообрядцев в вере их сплоченность. Чувства коллективизма, взаимовыручки всегда помогали им выстоять и претерпеть обрушившиеся на них гонения со стороны как светских, так и духовных властей. Среди староверов были состоятельные люди (например, в Уржумском уезде – богатые лесопромышленники Бушковы и Шамовы), которые всегда поддерживали нуждавшихся, оказывали им материальную помощь, способствовали единению старообрядцев.

В-третьих, распространению старообрядчества способствовали материальные выгоды его приверженцев, их лучшая обеспеченность по сравнению с адептами официальной церкви. Источниками денежной экономии староверов являлось неупотребление ими вина, табака. Кроме того, они всегда подчеркивали, что не несли затрат на содержание православного духовенства, представители которого порой взимали высокую плату за совершение различных религиозных обрядов (крещение младенцев, погребение умерших, венчание и др.).

В-четвертых, развитию старообрядчества, по мнению священнослужителей Русской православной церкви, способствовало «невежество раскольников» (их догматизм и низкий образовательный уровень).

Пятой причиной распространения староверия является недостаток образования православных священников. Они не всегда в совершенстве знали идеологию старообрядчества и особенности учения местных староверов, поскольку последние часто уклонялись от бесед.

Помимо вышеперечисленных факторов важную роль сыграл также рост феодальной эксплуатации крестьян на протяжении XVII – XVIII веков. В связи с этим необходимо учесть следующую особенность развития феодальных отношений на Вятской земле. Как уже отмечалось ранее (см. лекцию 1), в указанный период большую часть населения края составляли черносошные крестьяне, которые несли повинности в пользу государства. Поместное землевладение было развито слабо. Главным образом, оно охватывало южные уезды (Яранский, Санчурский, Уржумский, Малмыжский). Вследствие этого крепостничество не получило здесь широкого распространения. Это, в свою очередь, способствовало существенному притоку на Вятскую землю крестьян из центральных регионов страны, бежавших от произвола своих помещиков. Знакомясь здесь со старообрядцами, подвергавшимися гонениям со стороны власти, они охотно воспринимали их вероучение и разделяли его в знак протеста против усиления крепостного гнета.

Наконец, последняя причина развития старообрядчества. Русская православная церковь являлась крупнейшим землевладельцем. За Вятским архиерейским домом и монастырями были закреплены большие вотчины на всей территории края. Крестьяне, которые проживали на них, являлись крепостными духовных феодалов и подвергались с их стороны жестокой эксплуатации (см. лекцию 4). Естественно, что это вызывало недовольство монастырских крестьян, ярким проявлением которого являлись их частые восстания. Крестьяне стали видеть в официальной церкви виновника их бед и тягот. Переходя в старообрядчество, они выражали тем самым свое негативное отношение к Русской православной церкви, протест против исходившей от нее эксплуатации.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Почему, вопреки активной деятельности миссионеров Русской православной церкви и мерам, предпринимаемым официальными властями, старообрядчество получило распространение на территории Вятского края?

2. В каких уездах Вятской губернии сформировались наиболее многочисленные общины старообрядцев?

 

Литература

Гришкина М. В. Крестьянство Удмуртии в XVIII веке. – Ижевск, 1977.

Эммаусский А. В. Исторический очерк Вятского края XVII – XVIII веков. – Киров, 1956.

 

Лекция 13. Культура Вятского края в XVIII веке

 

1. Образование.

2. Литература.

3. Архитектура.

Образование

Еще в начале XVIII века, в годы царствования Петра I образование стало частью государственной политики. Реформирование центрального и местного управления, активное развитие экономики, торговли, градостроительства требовало квалифицированных специалистов. Претворение в жизнь петровских начинаний было невозможно без преобразований в области просвещения и культуры.

На протяжении столетия в системе образования произошли существенные изменения. Оно приобретает светский характер. В России появилась сеть профессиональных и профессионально-художественных учебных заведений. В 1725 г. открылась Академия наук, в 1755 г. – Московский университет. Тем самым была подготовлена база для плодотворного развития русской фундаментальной науки. Благодаря реформе Екатерины II в России была создана государственная общеобразовательная школа, основанная на единых принципах. Это предполагало единообразие программ, планов, учебников и изучаемых предметов. В начале XIX века в стране функционировало 500 светских учебных заведений с количеством учащихся 45 – 48 тысяч и 66 духовных семинарий и школ, в которых обучались 20 393 человека. Таким образом, изменения, коснувшиеся системы образования в России XVIII века, носили как количественный, так и качественный характер.

На Вятской земле преобразования в области просвещения на протяжении первой четверти XVIII века практически не реализовывались. Более того, местное духовенство, возглавляемое сначала епископом Дионисием, а затем Алексеем, открыто игнорировало царские указы. Например, указ Петра I 1714 г., предписывавший открывать цифирные школы. Согласно духовному регламенту 1721 г., следовало создавать епархиальные школы для детей духовенства при архиерейских домах и монастырях. Лишь по настоянию Синода вятский епископ Алексей выполнил это требование в 1727 г., открыв школу, где 27 детей священнослужителей обучалось «славянской азбуке, часослову, псалтыри» и письму. Как видим, круг изучаемых предметов был достаточно узок, к организации самого процесса обучения церковные власти подошли формально.

Школьное образование получило развитие в Вятском крае только с прибытием сюда в 1733 г. епископа Лаврентия Горки – выпускника Киевской духовной академии, а затем ее профессора и ректора, приверженца петровских реформ. С его именем связано основание в 1734 г. в Хлынове при архиерейском доме славяно-латинской школы, впоследствии переименованной в духовную семинарию. В ней было шесть классов: в первых четырех (фара, или аналогия, инфима, грамматика, синтаксима) изучали латинский язык, переводили тексты с латыни на русский и наоборот, а в пятом и шестом (поэзия, риторика) писали сочинения, стихотворения, постигали искусство составления и произношения проповеди. Ученики школы, главным образом дети духовенства Вятской, Пермской и Уфимской провинции, обеспечивались всем необходимым: получали питание, одежду, книги. Л. Горка позаботился о создании при славяно-греко-латинской школе богатой библиотеки. В ней насчитывалось 235 томов книг на русском, греческом, латинском, польском и еврейском языках, в том числе произведения Гомера, Сократа, Юлия Цезаря, Иосифа Флавия, Сенеки и др. Для учащихся, число которых к началу 1735 г. достигло около 400 человек, было открыто общежитие. В качестве преподавателей школы Л. Горка пригласил профессора М. Финицкого, В. Лещинского и иеромонаха И. Богомедлевского. Все они являлись воспитанниками Киевской духовной академии, а последний прошел курс обучения за границей, где слушал лекции в Люблине, Данциге, Варшаве, Кракове, Кенигсберге.

Деятельность школы сопрягалось с серьезными трудностями. Ее работе препятствовали реакционно-настроенные представители местного духовенства и чиновничество. Однажды, по инициативе архимандрита Успенского Трифонова монастыря А. Корчемкина, на школу было совершено нападение. 22 сентября 1736 г. вооруженные дубинами, палками и кирпичами люди пытались полностью ее разгромить. Л. Горка оказался в осаде в архиерейском доме. Спустя полгода после этих событий (10 апреля 1737 г.) епископ скончался. После его смерти школа фактически прекратила свое существование.

Ее возрождение наметилось лишь с прибытием на Вятскую землю в 1739 г. епископа Вениамина Сахновского. Однако в 40-е гг. XVIII века школа переживала тяжелые времена. В первую очередь, это было обусловлено отсутствием достаточных материальных средств для содержания учащихся и выплаты жалования преподавателям. Усугубил ситуацию пожар в Хлынове 1752 г., в результате которого сгорела большая часть города, в том числе Успенский Трифонов монастырь (на его территории располагалась школа) и архиерейский дом. Под предлогом отсутствия помещения школа была закрыта.

Во второй половине XVIII века школьное образование в Вятском крае переживает заметный подъем. В этом велика заслуга преосвященного Варфоломея Любарского. Приехав в Хлынов в 1758 г., он возобновил работу школы, которая была преобразована в семинарию. Кроме того, по его инициативе в Кунгуре и Соликамске были открыты начальные школы. Их выпускники могли продолжить курс обучения, поступив в хлыновскую славяно-греко-латинскую школу. О процветании семинарии заботился и преосвященный Лаврентий II Баранович. В годы его епископства школа обрела новое помещение: специально для нее в 1795 г. было построено два каменных корпуса в районе Филимоновской архиерейской дачи, на берегу реки Люльченки. Изменения коснулись и самого учебного процесса. Расширился круг изучаемых предметов. Их перечень включал в себя: теорию словесности, историю русской литературы, всеобщую и отечественную историю, алгебру, геометрию, физику, логику, философию, психологию, педагогику, иностранные языки. В старших классах (в пятом и шестом), посвященных богословскому образованию, преподавалась общая церковная история, история русской церкви, учение о русском расколе и т. п. дисциплины.

Вятская духовная семинария сыграла огромную роль в развитии просвещения на Вятской земле. Из ее стен вышли известные ученые и писатели: К. И. Щепин (в будущем - доктор медицинских наук, высококвалифицированный хирург, знаток минералогии и ботаники), Ф. С. Ефремов (путешественник, автор труда «Десятилетние странствования и приключения в Хиве, Бухаре, Персии, Индии унтер-офицера Ефремова»), А. И. Попов (поэт и сатирик), Е. И. Костров (поэт и переводчик), А. И. Вештомов (первый историк Вятского края).

На протяжении длительного периода времени славяно-греко-латинская школа являлась единственным учебным заведением Вятского края. В 1786 г. в Вятке было открыто главное народное училище в составе трех классов. Его директором стал Иван Стефанович – выпускник Киевской духовной академии, профессор философии и богословия. В отличие от семинарии, которая удовлетворяла потребности в образовании детей священнослужителей, в училище принимались дети купцов, дворян, мещан, крестьян, солдат и разночинцев. Курс обучения составлял пять лет.

Содержание главного народного училища возлагалось на приказ общественного призрения, но отводившихся средств не хватало. В связи с этим приходилось обращаться к частной благотворительности. Так, к 1 января 1787 г. было собрано пожертвований на сумму 2 151 руб. 11 коп. Благодаря помощи представителей разных сословий (как горожан, так и селян) на Вятской земле появилось помимо главного еще четыре малых народных училища: в Котельниче, Нолинске, Сарапуле и Слободском – с двухгодичным сроком обучения. Спектр изучаемых предметов был достаточно широк и включал преимущественно светские дисциплины. Например, в главном народном училище преподавались: чтение, письмо, арифметика, закон Божий, грамматика, рисование, геометрия, тригонометрия, физика, теория архитектуры, география, всеобщая история и др.

Таким образом, к концу XVIII века в Вятской губернии насчитывалось шесть учебных заведений: духовная семинария, главное народное училище и четыре малых народных училища. Это были основные научно-просветительские центры края.

Литература

XVIII век в истории русской литературы связан с именами талантливых писателей и поэтов, каждый из которых внес весомый вклад в развитие отечественного искусства. Это приверженцы классицизма А. Д. Кантемир, А. П. Сумароков, В. К. Тредиаковский и М. В. Ломоносов, представители реализма Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин, основоположник русского сентиментализма Н. М. Карамзин. Активному развитию литературы во многом способствовала широкая книгоиздательская деятельность, особенно во второй половине XVIII века. В этом велика заслуга видного русского просветителя, писателя и журналиста Н. И. Новикова.

В русле общерусских тенденций культурного подъема развивалась и литература Вятского края XVIII века. Ее отличительная особенность заключается в том, что она длительное время сохраняла связь с религией, находилась под влиянием церкви. Это было обусловлено, главным образом, происхождением вятских писателей: большинство из них являлось выходцами из среды духовенства. Литературная жизнь Вятки контролировалась и направлялась руководством епископской кафедры, такими церковными иерархами, как архиереи Лаврентий Горка, Варфоломей Любарский, Лаврентий II Баранович и др.

В художественной литературе Вятской земли XVIII века господствовал классицизм, нашедший свое выражение в поэзии. Ее главными жанрами были ода, поэма, элегия, сатира, эпиграмма, басня и т. п. Центром Вятской поэзии являлась славяно-греко-латинская школа. Сам ее основатель – Лаврентий Горка (1671 – 1737 гг.) занимался творчеством. В частности, его перу принадлежит «трагедокомедия» о библейском персонаже Иосифе (1708 г.) В ней воспевается чувство долга, идеи государственного служения и пользы, столь актуальные для петровской эпохи. В образе Иосифа Л. Горка прославляет такие человеческие качества, как мудрость, мужество, просвещенность, вера в Бога, торжество добра и справедливости. Произведение отличается яркой просветительской направленностью.

Большой вклад в развитие вятской литературы внес первый профессор славяно-греко-латинской школы Михаил Евстафьевич Финицкий (около 1705 г. – после 1787 г.). Он закончил Киевскую духовную академию, работал в Харьковской духовной семинарии, был всесторонне развитым человеком. В Вятку М. Е. Финицкий приехал по приглашению Л. Горки и стал преподавателем грамматики, риторики и поэтики. В период с 1740 по 1744 гг. он возглавлял Вятскую духовную семинарию. Как поэт М. Е. Финицкий писал поздравительные стихи (Л. Горке, В. Сахновскому) и эпиграммы, в которых высмеивал высшее общество. Известна, например, его эпиграмма на богатых скупцов:

Сами не сопют, гостя презирают,

Ни священнику дают ради неба,

Ни богу свечка, ни черту потреба,

Молвишь, что «нету», а есть, слава Богу!

С лихвы богатство себе собираешь,

А кто владети им будет, не знаешь!

Помимо этого М. Е. Финицкий является автором «Учебника по искусству поэзии», переводчиком поэмы римского поэта Вергилия «Энеиды» и поэмы «Освобожденного Иерусалима» итальянского поэта Торквадо Тассо.

В 60-е гг. XVIII века поэтическое мастерство и риторику в духовной семинарии преподавал Матвей Александрович Ушаков (1730 г. – около 1800 г.) – наш земляк, родившийся в Вятке в семье дьякона, выпускник славяно-греко-латинской школы. Наряду с занятием педагогической деятельностью, он выбрал для себя стязю служения Богу: был сначала дьяконом, затем протодьяконом кафедрального собора в Вятке. Как поэт М. А. Ушаков испытал сильное влияние произведений М. В. Ломоносова, В. К. Тредиаковского, А. П. Сумарокова. Его творчество отличается многообразием жанров. Он писал оды в честь Екатерины II и поздравительные стихотворения местным вельможам. В качестве примера приведем отрывок из «Приветственной песни» Екатерине II:

Тобою мы все благосчастны,

Всем ныне дни сияют красны,

Обилие, богатство вновь!

У всех мы видим дух спокойный,

Порядок зрится всюду стройный,

Усердность, искренность, любовь.

Перу Ушакова принадлежат и эмоциональные элегии, в частности «Элегия на кончину славного разумом и благочестием стихотворца»:

Настало вдруг печально время,

Постигло нас несчастья бремя!

Ах, то не сон и не мечта:

Мы здесь пиита погребаем,

В последний раз уже лобзаем

Его пресладкие уста!

Ряд произведений поэта посвящен воспеванию просвещения и науки («Похвала наукам»). Представляют интерес его сатирические стихотворения, например, «Моим завистникам». Новаторство Ушакова заключается в том, что он был первым вятским поэтом, обратившимся к силлабо-тонической системе стихосложения.

Талантливый вятский баснописец и сатирик – Гавриил Сафрониевич Шутов (1743 – 1807 гг.). Еще один уроженец нашего города, воспитанник духовной семинарии, где впоследствии стал преподавать поэтику вместо ушедшего М. А. Ушакова. Интерес к басенному творчеству появился у Г. С. Шутова еще в годы ученичества. Семинаристы увлекались переводами басен с латинского на русский язык. Оригинальными произведениями Г. С. Шутова являются басни «Кот в пиве», «Ворон и лисица», «Волк и журавль», «Волк и козленок» и др. Помимо этого им были переведены с латинского «Лисица и цапля», «Крестьянин и его сыновья», «Муха и муравей», «Лев и комар» и многие другие басни.

Г. С. Шутов известен также и как одописец. Например, одна из его благодарственных од, написанная по всем канонам классицизма, посвящена архиерею Варфоломею:

Теперь прекрасно расцветает

Средина Вятская страны,

В ней пастырь кроткий обитает,

Отец утех и тишины,

Наук полезных всех любитель,

Упавших школ возобновитель,

Рачитель храмовых красот,

Защитник бедных правосудный,

Щедрот источник неоскудный,

Питатель алчущих сирот.

Наконец, перу Гаврила Шутова принадлежат стихотворения нравоучительного и сатирического характера («Картежник», «Нравы стариков»). После отъезда из Вятки в Слободской он служил сначала иереем Вознесенского, а затем протоиереем Преображенского собора.

Первый вятский поэт, получивший общероссийское признание, печатавшийся в столице, непревзойденный мастер эпиграмм – Антон Иванович Попов (1748 – 1788 гг.). Он родился в селе Ключи Кунгурского уезда Соликамской провинции Вятской губернии в семье священника. Первоначальное образование получил в Кунгурской гимназии, а затем приехал в Хлынов и продолжил обучение в духовной семинарии. После ее окончания стал преподавать поэтику, риторику и философию. Попов слыл знатоком западноевропейской литературы, творчества писателей Древней Греции и Рима. Особенно он увлекался сатирой Горация, Ювенала и Марциала. Эпиграммы Попова отличаются просветительской направленностью. В них автор обличает такие человеческие пороки и негативные социальные явления, как пьянство, взяточничество, карьеризм, лицемерие, грубость, эгоизм, приспособленчество, неравенство и др. Приведем примеры его произведений:

*   *   *

Судьи по силе их законов поступают,

Что не судья, воров за взятки оправдают.

*   *   *

Бедно жить – гонят; богато – завидят;

Подло – гнетут; высоко – ненавидят;

Глупо – не любят; разумно – бранят;

Свято – порочат, а худо – казнят.

Кто всем понравится в свете желает,

Тот поскорее пускай умирает.

*   *   *

Под видом серебра и злата Бога чтим,

Как прежде идолам язычники служили,

Мы суеверьям их смеясь теперь глупым,

Сребро и золото под видом Бога чтим.

Самый известный писатель, начавший свой путь на Вятской земле - Ермил Иванович Костров (1755 – 1796 гг.). Его произведения пользовались большой популярностью и уже при жизни поэта не только печатались на страницах лучших журналов эпохи, но и выходили отдельными книгами.

Е. И. Костров родился в крестьянской семье в селе Синегорье Вобловицкой волости Слободского уезда Вятской губернии. Первоначальное образование он получил в Хлыновской духовной семинарии, а затем продолжил обучение в Москве – в Славяно-греко-латинской академии и Московском университете. Последний Ермил Костров закончил в 1779 г. со степенью бакалавра. Вскоре после этого он становится официальным университетским одописцем и членом «Общества любителей учености». Е. И. Костров был связан узами дружбы с Н. М. Карамзиным, М. М. Херасковым, И. И. Шуваловым, А. В. Суворовым, знал членов кружка Н. И. Новикова. Его талант высоко оценил А. С. Пушкин. Он поставил имя Е. И. Кострова в один ряд с великими русскими поэтами и писателями, подчеркнув, что «Ломоносов, Херасков, Державин и Костров успели уже обработать наш стихотворный язык».

Ермил Костров прославился как автор торжественных од и хвалебных стихов. Они посвящены Петру I, Екатерине II, А. В. Суворову, М. В. Ломоносову, Г. Р. Державину и другим деятелям русской истории и культуры. В своих произведениях поэт воспевает идеи века Просвещения, говорит о героизме русского народа. Одно из ранних его творений – «Ода на день восшествия на престол Ее Императорского Величества Екатерины II». Перед нами предстает образ просвещенного монарха и в стихотворной форме излагается программа его деятельности:

Слеза вдовиц, сирот вздыханье,

Гонимых вопль, несчастных стон,

В суде обидимых стенанье

Возвысятся пред вечный трон;

За них творцу и всей природе,

Законам, разуму, свободе

Обязан тот воздать ответ,

Кому и суд и силу властну,

Ко благу всех, ко благу частну

Вручил божественный совет.

Поэт желает императрице, в первую очередь, заботиться о благе своих подданных, о людях, обделенных судьбой, издавать справедливые законы. Данная ода отвечает всем канонам классицизма. Однако впоследствии стиль Е. И. Кострова несколько изменится. Его оды станут менее пышными, но вместе с тем обретут поэтическую простоту, естественность и лиризм.

Ермил Костров известен также переводами. Он впервые перевел шестиспотным ямбом шесть первых песен «Илиады» Гомера. За успешный труд современники назвали Е. И. Кострова «российским Гомером», а императрица наградила его 400 рублями. Помимо этого поэт перевел поэму Франсуа Вольтера «Тактика», роман римского писателя Апулея «Золотой осел», прозаичесикй перевод песен Оссиана и другие произведения.

Несмотря на талант, признание, успех, Е. И. Костров, не являвшийся представителем дворянского сословия, всю свою жизнь прожил в бедности и нужде. Он не был женат и не имел даже собственного дома. Все эти лишения и тяготы привели к ранней смерти поэта. О его горькой судьбе написал А. С. Пушкин в стихотворении «К другу - стихотворцу»:

Поэтов хвалят все, читают – лишь журналы;

Катится мимо их фортуны колесо;

Родился наг, и наг ступает в гроб Руссо;

Камоэнс с нищими постелю разделяет;

Костров на чердаке безвестно умирает,

Руками чуждыми могиле предан он;

Их жизнь – ряд горечей, гремяща слава – сон.

Таково многообразие вятского поэтического Олимпа XVIII века.

Архитектура

В XVIII веке на Вятской земле появился целый ряд замечательных памятников архитектуры. Это время интенсивного строительства церквей, которое не прекращалось, несмотря на запрет Петра I. Согласно указу царя 1714 г., по всей стране не разрешалось возводить каменные здания. Исключение было сделано лишь для новой столицы – Санкт-Петербурга, поскольку «здесь каменное строение зело медленно строится от того, что каменщиков и прочих художников того дела (достать) трудно и за довольную цену…». Этот запрет действовал вплоть до 1729 г. Тем не менее за данный период в Хлынове были построены Владимирская (1707 – 1724 гг.) и Всесвятская (1723 г.) церкви, церковь Иоанна Предтечи (1717 г.), Трехсвятительская церковь Успенского Трифонова монастыря (1711 – 1717 гг.) и др. К сожалению, не все они сохранились до наших дней.

Из наиболее значимых памятников церковного зодчества XVIII века следует отметить в первую очередь постройки на территории Вятского Успенского Трифонова монастыря. Его история восходит еще к XVI веку. Однако в результате сильного пожара 1700 г. почти все деревянные монастырские сооружения оказались уничтоженными. В связи с этим архимандрит Александр (настоятель Трифонова монастыря) дважды ходатайствовал перед царем о разрешении построить каменную больничную церковь. Его просьба была удовлетворена только в 1711 г. Новый храм, возведенный в 1717 г., освятили в честь Александрийских чудотворцев Афанасия и Кирилла. В 1775 г. церковь была переименована в честь Московских святителей Петра, Алексея и Ионы (Трехсвятительская). Это связано с тем, что после большого пожара 1752 г. храм восстанавливался на пожертвования вятского нотариуса Петра Пупырева, который пожелал освятить церковь во имя своих небесных покровителей. В 1728 г. монастырский ансамбль украсил еще один храм – Благовещенский, - построенный на месте сгоревшей деревянной церкви. В возведении этого памятника велика заслуга архимандрита Парфения.

Помимо храмов на территории монастыря в XVIII веке появились настоятельские палаты (1719 г.). Они являются одним из древнейших каменных сооружений гражданского типа на Вятской земле. Здание двухэтажное: на первом этаже располагались казначейская и монастырский приказ, а на втором – покои настоятеля, келья эконома, лакейская, кладовая и сени. В течение нескольких лет (1717 – 1725, 1742 гг.) шло строительство братского корпуса – каменных келий для монастырской братии. По своим размерам это самая значительная гражданская постройка монастырского комплекса.

Неотъемлемый атрибут любого церковно-монастырского ансамбля – колокольня. Деревянная звонница в Успенском монастыре появилась еще в конце XVI в. Один из восьми её колоколов, весом 18 пудов, пожаловал сам царь Фёдор Иоаннович. Несколько колоколов вятские торговые люди приобрели в Архангельске у заграничных купцов – англичан и голландцев. Деревянная звонница сильно пострадала в результате пожаров 1671 и 1700 гг. Благодаря усилиям архимандрита Александра в 1714 г. была возведена каменная колокольня. До наших дней она не сохранилась (разобрана в 1935 г.). Свой современный облик колокольня обрела в 1998 г., когда ее воссоздали по имеющимся архивным документам и фотографиям прошлых лет.

Наконец, во второй половине XVIII века велось строительство каменной ограды и башен монастыря. Последние использовались не в оборонительных, а исключительно в хозяйственных целях. Например, в одной из них (северо-западной) хранились овощи, другие (с южной стороны) использовались как хлебные амбары или сеновал. Таким образом, к концу XVIII века завершается оформление каменного ансамбля Вятского Успенского Трифонова монастыря.

На протяжении нескольких столетий – с конца XVIII до начала ХХ века – складывался комплекс каменных зданий Преображенского девичьего монастыря. Работы активизировались, когда в пожаре 1697 г. сгорели две деревянные монастырские церкви и все кельи. На рубеже XVII – XVIII столетий на средства местного купца И. А. Гостева была построена доминанта архитектурного ансамбля – каменная Спасо-Преображенская церковь (на месте ранее существовавшей деревянной). Возведением храма занималась артель вятских мастеров каменного дела: Иван Никонов, Тихон Чернядев, Михайло Старков и Исак Москвитинов. Церковь была построена в стиле русского «узорочья», получившего распространение в искусстве XVII века. Именно по образцу данного храма сооружались многие вятские памятники культового зодчества конца XVII – начала XVIII веков. Судьба Спасо-Преображенской церкви в ХХ столетии оказалась весьма печальной: в 1924 г. монастырь был ликвидирован, после чего внутренне пространство храма перестроили (разделили на два этажа) и приспособили под жилые помещения. Сегодня церковь вновь принадлежит Вятской епархии и активно восстанавливается.

В полюбившемся вятским мастерам стиле русского «узорочья» выдержано и декоративное убранство церкви Иоанна Предтечи (1717 г.). Об этом свидетельствуют богато украшенные фасады здания, покрытые кокошниками, жгутами, наборами бусин, розетками, завитками над оконными проемами и другими деталями. В ХХ веке помещение храма сначала использовалось как партийный архив, а затем, в 1960-е гг., там стал размещаться планетарий и областное отделение общества охраны памятников истории и культуры. Лишь в 1990-е гг. зданию церкви вновь было возвращено его культовое назначение. Сегодня день храм является действующим, в нем проводятся богослужения.

В период с 1768 по 1775 гг. шло строительство Троицкой церкви – доминанты архитектурного ансамбля в селе Макарье. Работы вела артель каменщиков во главе с Никитой и Данилой Горынцевыми – черносошными крестьянами деревни Онисовой Устюжской области. Решение всех организационных вопросов, связанных со строительством, заготовкой и доставкой необходимых материалов было возложено на церковного старосту Василия Трушкова. Троицкая церковь являет собой яркий пример архитектуры «вятского барокко». Фасады здания богато декорированы. Их украшают бровки, резные балясины, лепестки розеток и другие детали. Перед Великой Отечественной войной, в июле 1940 г. здание церкви было переоборудовано и стало использоваться как сельский клуб. Лишь в конце 1980-х гг. храм передали приходской общине.

Образец стиля классицизма XVIII века на вятской земле – Спасский собор, каменное здание которого построено на месте деревянного, сгоревшего в результате пожара 1752 г. Декоративное оформление храма выполнено в соответствии с канонами классицизма: его внешний облик строг и лаконичен. Известно имя архитектора, руководившего работами по возведению собора с 1786 г. – Ф. М. Росляков. Именно по его проекту был установлен иконостас главного храма и его приделов. Среди икон собора были две, особенно почитаемые православными верующими вятской земли. Это иконы Спаса Нерукотворного, одна из которых датирована 1648 г., другая – 1714 г.

Помимо каменных церковных сооружений в Вятском крае активно строились и гражданские здания, особенно в последние десятилетия XVIII века. В частности, питейный дом (приказная изба), дома представителей известных купеческих династий: В. Б. Хохрякова (сегодня – Кировская областная научная библиотека им. А. И. Герцена), П. Г. Аршаулова, Ф. И. Злыгостева, И. С. Колошина, Н. Л. и В. Л. Калининых, - а также дом священника И. И. Татаурова, ключаря Кафедрального собора И. Шестакова, мещанина Ф. М. Калашникова и др. Все они были спроектированы талантливым губернским архитектором Ф. М. Росляковым – приверженцем классицизма.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: