Движение церковно-монастырских крестьян

В середине XVIII века большой размах на территории Вятского края приобрело движение церковно-монастырских крестьян. Как уже отмечалось выше (см. лекцию 1), церковь являлась крупнейшим феодалом на Вятской земле. Монастыри и архиерейский дом располагали большими земельными угодьями. Для их обработки использовались крепостные крестьяне – собственность духовных феодалов. В пользу монастырей они должны были выполнять следующие виды работ:

- барщина (обработка монастырской запашки);

- испольщина (сдача крестьянам в аренду монастырской земли в обмен на половину урожая);

- изделье (заготовка и вывозка дров, чистка прудов и колодцев, перевозка грузов, ловля рыбы и дичи, строительные работы, предоставление подвод для церковных иерархов, работа на монастырских мельницах и т. п.).

Помимо этого с монастырских крестьян взимались денежные платежи и натуральный оброк. К числу названных повинностей относились:

- «окладные деньги» (подушный оброк в размере 40 коп. в год с души мужского пола в середине XVIII века);

- «вымолочные деньги» (плата за использование церковно-монастырских мельниц – помол зерна на них);

- «деньги с подмельничных мест (вносились крестьянами за свои мельницы, находившиеся на церковно-монастырской земле);

- «окладной хлеб» (натуральный оброк в виде селькохозяйственных продуктов: ржи, овса, ячменя, пшеницы, льна и т. д.);

- «столовые припасы» (свежие и сушеные ягоды, грибы, хрен, мед, воск, мясо, сало, масло, сыр, яйца и др.);

- «конюшенные припасы» (телеги, сани, хомуты, дуги и т. п.);

- «служительское жалованье» (оброк в денежной и натуральной форме на содержание большого штата церковно-монастырских служащих).

Таким образом, церковно-монастырские крестьяне Вятского края подверглись тяжелой эксплуатации, осуществлявшейся в виде различных отработок, натуральных и денежных оброков, повинностей. Результатом проводимой политики стало назревание недовольства в их среде. Ситуация обострилась в начале 40-х гг. XVIII века.

Поводом к началу мятежа крестьян послужили действия церковного начальства во время второй ревизии – переписи населения, проводившейся в Вятской провинции в 1743 – 1744 гг. Тогда церковные власти попытались всех черносошных крестьян, проживавших в вотчинах архиерейского дома и Трифонова монастыря и обрабатывавших церковные земли на правах аренды за половину урожая, записать в ревизские сказки (переписные списки) и тем самым закрепить их за собой. Крестьяне, разумеется, ответили сопротивлением. Наибольший размах их движение приобрело в 1748 – 1751 гг. Волнения охватили почти все духовые вотчины. Участие в них приняли как крепостные (церковно-монастырские), так и государственные крестьяне, численность которых по официальным данным составила 11582 человека мужского пола (реально, вероятно, около 17 тысяч человек).

Представители духовенства использовали различные способы воздействия на крестьян, в том числе запугивание, избиение и др. Например, управитель духовной консистории Клобуков вместе с карательным отрядом в декабре 1749 г. прибыл в Кырмыжскую волость Хлыновского уезда. Он обратился к крестьянам с требованием дать подписку о согласии принадлежать архиерейскому дому. 20 человек отказавшихся были закованы в колодки и взяты под караул. Ночью их жестоко избили, затем заставили, несмотря на мороз, выходить на улицу в одних рубашках, а в снятые кафтаны насыпать снег и выносить его с архиерейского двора. Подобные экзекуции производились над крестьянами до тех пор, пока они не согласились дать подписку.

Крестьян Вишкильской, Сорвижской и Васильковской волостей поставили перед выбором: либо они соглашаются стать крепостными архиерейского дома, либо немедленно переселяются с церковных вотчин на другие земли. Крестьяне остановились на втором варианте.

В следующем 1750 г. повторилась расправа над крестьянами Кырмыжской волости. На сей раз пострадали жители села Петропавловского. Несколько человек было арестовано и до полусмерти избито батогами. Остальные (около 300 крестьян), испугавшись, что над ними будет совершенно аналогичное деяние, согласились на перевод из черносошных в архиерейские. Затем та же участь постигла крестьян Курчумской, Кырчанской, Сунской и Нолинской волости. С помощью всевозможных угроз и жестоких побоев представители церковной и светской власти в конечном итоге заставили их признать себя крепостными Трифонова монастыря.

В 1751 г. репрессивные акции в отношении крестьян продолжались. В связи с этим их сопротивление активизировалось и приняло открытые формы. Они стали использовать разные виды вооружения: топоры, косы, дубины, ружья. Известны случаи, когда крестьяне разоряли церковно-монастырские вотчины, забирали хлеб, сено, скот. Волнения становились все более масштабными и в 1752 г. охватили целый ряд волостей (Верхошижемскую, Касинскую, Ошетскую, Васильевскую, Сорвижскую, Верхочепецкую, Курчумскую, Сунскую, Ситминскую и др.).

Для подавления мятежей власти применяли силу. Порой между крестьянами и солдатами вятского гарнизона, защищавшими духовенство, происходили настоящие сражения. Так случилось, например, в Верхошижемье 31 марта 1751 г.

Для стабилизации ситуации по решению Сената в Вятскую провинцию была направлена специальная комиссия, возглавляемая статским советником И. Л. Полянским. Следствие продолжалось с марта 1752 г. по январь 1755 г. Вынесенное в конечном итоге решение удовлетворяло интересам церковных властей: на основании ревизских сказок 11 582 человека мужского пола оказались закреплены за вятскими монастырями и архиерейским домом. Сенат утвердил рапорт комиссии И. Л. Полянского в 1758 г. К этому времени волнения крестьян в вотчинах духовных феодалов, продолжавшиеся в общей сложности около 15 лет, постепенно прекратились.

Несмотря на поражение данное движение крестьян имело важное значение в истории России XVIII века. Аналогичные волнения вспыхнули и в вотчинах других монастырей в разных регионах страны. Они активизировали действия царского правительства по проведению секуляризации церковно-монастырского землевладения. Одним из результатов данной реформы стал перевод крестьян из собственности духовных феодалов в разряд экономических, в связи с чем существенно улучшилось их положение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: