Вопросы для самоконтроля

1. Назовите наиболее распространенные в Вятском крае формы выражения крестьянского недовольства.

2. Какими причинами объясняется активное участие вятских крестьян и рабочих мануфактур в восстании под руководством Е. И. Пугачева?

3. Чем обусловлено широкое участие церковно-монастырских крестьян Вятского края в антифеодальном движении XVIII века?

 

Литература

Гришкина М. В. Крестьянство Удмуртии в XVIII веке. – Ижевск, 1977.

Эммаусский А. В. Волнения крестьян Вятской провинции в середине XVIII века (к 220-летию начала движения) // Календарь знаменательных дат на 1969 год. – Киров, 1969. – С. 69 – 73.

Эммаусский А. В. Исторический очерк Вятского края XVII – XVIII веков. – Киров, 1956.

 

Лекция 12. Развитие старообрядчества на территории Вятского края

1. Принятие старообрядцами мер по легализации своего положения.

2. Причины распространения старообрядчества в Вятском крае.

Принятие старообрядцами мер по легализации своего положения

Зарождение старообрядчества на территории Вятского края относится ко второй половине XVII века. Первоначально «ревнители древнего благочестия» скрывали свою принадлежность к старой (дониконовской) вере. Известны случаи, когда они, подчиняясь распоряжениям священнослужителей официальной церкви и местной администрации, строили православные храмы и содержали за свой счет духовенство Русской православной церкви. Но уже в следующем XVIII столетии ситуация меняется: вятские старообрядцы открыто заявляют о себе. В частности, в 1764 г. 690 крестьян Куменской, Ошетской, Курчумской и Сунской вотчин, а также Лудянской и Нолинской пятидесятен подали прошение о том, чтобы их считали староверами, и в связи с этим они изъявляли готовность платить подушную подать в двойном размере, как это полагалось по действовавшему тогда законодательству.

Официальные власти и служители культа рассматривали старообрядцев как вероотступников и считали необходимым принимать все возможные меры (как культурно-просветительские, так и карательные – на разных этапах российской истории) для их воссоединения с господствующей церковью. Руководствуясь данным положением, Вятская духовная консистория не удовлетворила просьбу крестьян. Миссионерам было поручено провести с ними увещевательные и назидательные беседы. Однако они не имели успеха: никто из крестьян не изменил своих религиозных воззрений. Более того, известны факты их активного сопротивления. Например, в деревне Онохинской был избит православный священник. В апреле 1765 г. еще 273 человека заявили о своей приверженности старообрядчеству. Таким образом, за достаточно короткий период времени – 8 месяцев – Русская православная церковь лишилась 963 своих сторонников. Центрами сосредоточения староверов стали Сунский и Верхосунский приходы Нолинского уезда.

В XVIII веке старообрядцы появляются также и в других уездах губернии: Глазовском, Сарапульском, Елабужском (территория современной Удмуртии), Малмыжском, Уржумском и Орловском. При этом год от года их численность неуклонно росла, несмотря на предпринимаемые усилия со стороны официальных властей и церкви. Выясним, что способствовало активному развитию староверия на Вятской земле.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: