“Каждая новая постановка сближала меня с каким-нибудь замечательным русским художником. “Псковитянка” сблизила меня с Виктором Васнецовым, вообще питавшем ко мне сердечное расположение. Этот замечательный оригинальный русский художник родился в Вятской губернии, родине моего отца. Поразительно, каких людей рождают на сухом песке растущие еловые леса Вятки! Выходят из вятских лесов и появляются на удивление изнеженных столиц люди, как бы из самой этой древней скифской почвы выделанные. Массивные духом, крепкие телом богатыри. Такими именно были братья Васнецовы. Не мне судить, кто из братьев, Виктор или Аполлинарий, первенствовал в живописи. Лично мне был ближе Виктор. Когда я глядел на его Божью Матерь с младенцем, с призрачными херувимами и серафимами, я чувствовал, как духовно прозрачен при всей своей творческой массивности сам автор. Его витязи и богатыри, воскрешающие самую атмосферу древней Руси, вселяли в меня ощущение великой мощи и дикости – физической и духовной. От творчества Виктора Васнецова веяло “Словом о полку Игореве”. Незабываемы на могучих конях эти суровые нахмуренные витязи, смотрящие из-под рукавиц вдаль – на перекрестках дорог... Вот эта сухая сила древней закваски жила в обоих Васнецовых… И несказанно я был польщен тем, что мой театральный Грозный вдохновил Виктора Васнецова на нового Грозного, которого он написал сходящим с лестницы в рукавичках и с посохом. Комплимент такого авторитетного ценителя, как Васнецов, был мне очень дорог”.
(И. А. Бунин в очерке о Шаляпине замечал: “Какая была в нем кровь? Та особая севернорусская, что была в Ломоносове, в братьях Васнецовых”. Шаляпин выслушал от Виктора Васнецова “горячие похвалы” созданному им образу Ивана Грозного, отметив, что в некоторой степени он заимствовал его от васнецовского эскиза царя Ивана. В опере М.П. Мусоргского “Хованщина”, в которой Шаляпин пел партию Досифея, декорации выполнялись по эскизам Аполлинария Васнецова).
Вятская речь“. 29 июля 1908 г.
“В четверг, 31 июля в семь с половиною часов вечера заседание Вятской ученой архивной комиссии в ее помещении во флигеле публичной библиотеки. Кроме рассмотрения текущих дел, если позволит время и здоровье референта, предполагается обсуждение реферата “Вятичи мы или вятчане”.
Голос Вятки“. 12 декабря 1910 г.
“Снижение цен в электротеатр “Модерн” до половинного размера (теперь 10 коп. и хранение платья бесплатно), при сохранении прежнего числа картин, сразу вызвало наплыв публики. В числе посетителей замечался и простой народ в валенках и полушубках, который чувствовал себя стесненным в залах фойе”.
Северное слово“. 8 января 1914 г.
“В пятницу, 10 января в 8 час. вечера в Общественном собрании состоится лекция Н. Г. Машковцева на тему “Культурная ценность футуризма”.
Северное слово“. 9 марта 1914 г.
“Вятский депутат, крестьянин С. А. Калинин посетил своего знаменитого односельчанина Ф. И. Шаляпина, чтобы просить его принять на себя попечительство над высшей начальной школой в родном селе Вожгалы Вятской губернии. Ф. И. Шаляпин охотно согласился”.
Вятская речь“. О полете авиатора Васильева. 22 июля 1911 г.
“Еще с утра 20 июля в городе было заметно приподнятое настроение…У всех на устах один и тот же тревожный вопрос: “Состоится ли полет, не помешает ли неблагоприятная погода?”… Тысячи горожан, жаждущих увидеть человека-птицу, скопились возле ипподрома около загородного сада… Город совершенно опустел. Закрылись все лавки и магазины… В 7 ¾ час. вечера по всему ипподрому загудел 50-ти сильный мотор “Гном” на аппарате Блерио. Механик авиатора дает движение пропеллеру… Аппарат плавно поднимается в воздух, несется все выше и выше над ипподромом… прямо над многолюдной тысячной толпою зрителей… Толпа поражена. Громкие крики “Ура!”, гром аплодисментов несутся вслед авиатору, а он… уже направляется в город. Пролетев над городом и описав, таким образом, по воздуху восьмерку авиатор снова появился над ипподромом…Авиатор останавливает мотор и красивым плавным спуском садится на землю. Так завершился первый полет в Вятке… Трудно передать те яркие ощущения, которые приходилось испытывать при виде летающего человека”.
(Ипподром в Вятке находился близ загородного сада далее пересечения совр. Октябрьского проспекта с ул. Профсоюзной).
Вятская речь“. 17 апреля 1914 г.
“В четверг состоится только один концерт оригинальной русской народной певицы Надежды Васильевны Плевицкой”.
П. Д. Красноперов. “Свет и знание” (1916 г.).
Вот оно школьное здание!
Верный приют для детей,
Где они черпают знание,
Пищу для будущих дней.
В школе их ум развивается,
Всех она к свету зовет,
Мило им даль улыбается,
С нею свободен народ.
С нею дорога открытая,
Много простора вокруг,
Жизнь с вечной правдою слитая.
Грамота – лучший наш друг.
Сгинет вражда лицемерная,
Пошлость, насилие, зло.
Грамота – спутница верная,
Грамота – свет и тепло.
Темным же трудное, дикое,
Полное горя житье.
Грамота – счастье великое.
Дети, любите её.