История возникновения сумки как аксессуара

История появления вещей всегда привлекательна, так как она уводит нас к корням древних артефактов, к истокам зарождения цивилизаций и материальных свидетельств появления и развития культуры человечества. Казалось бы, всегда были сумки, и всегда они были сугубо женским атрибутом. Кажется, что они всегда делились по назначению: вечерние и нарядные – для мелочей и косметики; деловые и строгие – для бумаг и документов; практичные и хозяйственные – для всякого рода покупок; дорожные – для всего сразу.

Однако это не так. Сумки, такие необходимые и привычные, что «без них как без рук», возникли совсем недавно, около трех веков тому назад.

История современной сумки началась в XVII в. Если вглядеться вглубь веков, то обнаружится интересный факт: сумка была предметом сугубо мужским, а не женским. Особенно кожаная сумка – предмет дорогой и редкий, передававшийся из поколения к поколению по наследству (от отца к сыну). Кожа всегда была материалом редким и дорогим, поэтому народ пользовался сумками, но, чаще всего не кожаными. Никому бы в голову не пришло резать свою корову-кормилицу или козу для изготовления сумки или пары сапог. Народ пользовался матерчатыми сумками, которые назвались по-разному, оставаясь при этом хозяйственными. Они так и назывались – сумой. Были ещё киса, карман, мошна, мешок. Были катуль, кошель, котомка, и это далеко не полный перечень названий. В нём не учтены многочисленные диалектные и региональные варианты слова «сумка».

История появления на свет сумки таинственна и не вполне ясна. Корни её теряются в седой древности, такой далёкой и архаичной, как от мифов Древней Греции веет юношеской наивностью. Ясно только то, что сумка, кошелёк, кисет и киса происходят из одного прародителя – от денежного мешка. Это подтверждает и лингвистика. Например, в английском языке дамская сумочка и кошелёк обозначаются одним и тем же словом – «purse».

Ещё до древних греков ассирийцы и вавилоняне имели обычай носить деньги в специально сшитых мешочках, перетянутых ремешком или крепкой тесёмкой. Сума, калита, карман, кисет, котомка, кошель, мошна, торба – все эти слова когда-то обозначали затяжной мешочек, в котором хранили и перевозили деньги и который привешивали к поясу или носили через плечо самые разные люди – купцы, нищие бродяги, князья, мастеровые, дворяне и крестьяне.

В поисках родины сумки, отправившись в путешествие по словарям, мы узнаем, что Великий князь московский Иван I из рода Рюриковичей получил прозвище «Калита», что означало «мешок с деньгами» (слово «калита» от тюркского «калта» означает «кошелек, мешок для денег»). Дворяне, служившие при дворе этого князя, получали фамилию Калитины.

Словом «кисет» называют небольшой мешочек для хранения табака, затягиваемый шнурком. Оно также пришло к нам из тюркского языка. Название этого мешочка образовано от тюркского «киса» и означало «кожаная сумка». В Турции кисетом называли специальный дорого сделанный мешочек для хранения золотых монет. Обычно турецкий султан одаривал кисетами с деньгами своих любимцев. В Европе эпохи крестовых походов он был известен под названием «сарацинский кисет».

Изучая историю привычной и необходимой в повседневной жизни сумки как аксессуара, мы узнаем, что слово «мошенник» произошло от слова «мошна». Оно означало воришку, который умел ловко срезать привязанную к поясу мошну. Дорогая княжеская мошна представлена на рисунке 4.

Рисунок 4 – Княжеская кожаная мошна

 

Мошна по Далю – «кошель, сумка, киса, мешочек денежный, на вздержке или с завязкою, частная казна, деньги, богатство». На Руси деньги были весьма увесисты, поэтому мошна должна была быть прочной, из качественной кожи. Мошна, где лежало больше десяти рублей, весила несколько килограммов. Слово мошна в своем первоначальном значении дошло и до наших дней.

Как уже упоминалось ранее, древние ассирийцы и вавилоняне (исключительно мужчины) носили поясные мешочки для денег. Древние греки и римляне носили их на поясе хитона.

В Древнем мире шили специальные большие мешки или сумки для хранения большого количества денег еще до нашей эры, с тех пор, как появились первые деньги в виде бронзовых и железных монет. Это было связано с тем, что матерчатый или вязаный мешочек довольно быстро протирался и рвался, а это часто грозило потерей всего состояния. Выделанная же кожа была мягкой и прочной.

В средневековой Европе в эпоху крестовых походов получили распространение «сарацинские кисеты». Чем больше и объёмнее был такой кисет для денег, тем богаче был человек. Здесь исток выражения «денежный мешок». При дворе герцога Бургундского такой кожаный мешочек для денег являлся обязательной частью придворного туалета кавалеров и дам, и назывался он уже не сарацинский кисет, а омоньер.

В позднюю готику появились коллекции омоньеров различной величины, которые носили у пояса. Европейские женщины пристёгивали мешочек к поясу и носили его под верхней юбкой, в которой был предусмотрен специальный разрез (прообраз современного кармана), чтобы доставать деньги. Именно женщины носили в своих поясных омоньерах не только деньги. Этот факт положил начало современной сумке, в которой в наши дни носят не только кошелёк с деньгами, но и многое другое. Европейские женщины носили в сарацинских мешочках многие необходимые мелкие предметы: маленькое зеркальце, мелкие ключики от шкатулок, гребешок и др.

Таким образом, можно считать, что современная сумка произошла от банального сарацинского кисета стараниями европейских модниц. В XVII столетии женщины стали продолжали носить украшенные бисером вышитые, вязаные, плетёные сумочки-кисеты, хотя мода быстро и радикально менялась: мешочки перестали прятать в карманах под верхней юбкой.

Богато украшенные стеклярусом и бисером, а у аристократов и драгоценными камнями, они выставлялись на показ как символ знатности и власти. Деньги и прочие мелкие вещи носили бы в поясных мешочках до сих пор, если бы великий французский король-солнце Людовик XIV не придумал карман. Первый в Европе карман в современном понимании появился на камзоле Его Величества в XVII веке. Затем, позднее карманы появились на жилетах, а затем, с появлением брюк, и на брюках. И все же сумка, как мы её понимаем, ещё долго ждала своего часа.

Итак, в XVII веке мужчины обзавелись карманами и перестали носить поясные мешочки. В то же самоё время в Германии и скандинавских странах стали появляться женские сумки именно как сумки. Это была объёмная плоская сумка из ткани или кожи, крепящаяся на металлический прямоугольный каркас. Она была объёмна, но носились также, как и поясные мешочки – на поясе. Фактически это была ещё не совсем сумка, а модернизированный поясной мешок. Такие сумки были обязательной для замужней женщины и хозяйки дома. Они часто передавалась по наследству.

В богатых семьях использовали серебряный каркас и дорогие ткани, в домах победнее довольствовались медной или железной рамкой и недорогим сукном или кожей. Это же время стали появляться специальные женские сумки для молитвенников, с которыми прихожанки посещали церковь. Мужчины же совсем почти отказались от поясных мешочков и пользовались исключительно карманами. Только завзятые картёжники и любители табака продолжали пользоваться небольшими, великолепно изукрашенными мешочками в виде прямоугольной рамки, где хранились кости, карточные колоды и табакерки. Но и эти поясные мешочки стали всё более походить на матерчатую сумку: дорогую ткань крепили к прямоугольной рамке.

Ко времени Французской революции женская сумочка появилась в высших сферах аристократических кругов. Там она сохранила традиционную форму старинного поясного мешочка. Моду при дворе на изящную женскую сумочку ввела фаворитка Людовика XV маркиза де'Помпадур. Это был изготовленный из бархата и кружев мешочек для рукоделия. Его отличали длинные ручки-тесёмки, ставшие аксессуаром, обязательным для всякой уважающей себя la dame a la mode. Миниатюрная сумочка в форме затянутого тесёмкой мешочка до сих пор называется «помпадур». Она известна также как ридикюль – так называли эту сумочку для рукоделия, где хранились нитки и иголки (от латинского reticulum, что переводится как «сеточка»).

Мода на сумочки для рукоделия моментально распространилась из великосветских салонов в мещанские гостиные. Спрос на ридикюль вырос. Одновременно с его массовостью появились более демократичные требования к крохотному ридикюлю. В среде, где самым пристойным занятием для женщины считалось вышивание и шитье, рабочая сумка стала атласной, плоской и прямоугольной. Её обильно декорировали вышивкой, украшали стеклярусом, кистями и лентами.

Сумка демонстрировала изобретательность и искусность хозяйки, поскольку чаще всего её изготовляли собственными руками. Особую важность такая демонстрация приобретала во время бракосочетания, к которому невеста готовила особую, свадебную сумочку.

Повышение спроса на сумочки для рукоделия породило и увеличенное предложение рынка. Активно стала развиваться индустрия роскоши, когда многочисленные кустарные мастерские изготавливали модные ридикюли на продажу. Так появилось поначалу кустарное, а позже массовое производство дамских сумок для рукоделия.

В XIX веке, в связи с демократизацией аристократических кругов, возникло множество других разновидностей дамских сумок: миниатюрные для визитных карточек; вечерние для веера и бальной записной книжки (carnet de bal); театральные для веера и театрального бинокля. Обычно вечерние и театральные сумочки снабжались также кармашком для флакона с духами и крохотным кошельком-монетницей для мелочи.

Техника их изготовления была разнообразной. Самые популярные сумочки изготавливались из атласной, парчовой или гобеленовой ткани. Иногда ткань с тематическим, жанровым или пейзажным рисунком ткали по специальному заказу, иногда украшали вышивкой гарусной или бисерной. Среди сортов старинного бисера были настолько мелкие, что даже специальные иглы диаметром 0,2-0,3 мм оказывались слишком толстыми для их отверстий.

Таким аксессуаром для дам высшего света и из средних дворянских и мещанских кругов сумочка оставалась до исчезновения жестких социальных сословий. Демократизация масс породила массовый спрос и на сумки. Мода на путешествия и туризм в конце XIX – начале XX века породила багажную сумку. Она стала неотъемлемым предметом гардероба европейцев, который мы называем сумкой. Дамская сумка осталась декоративным аксессуаром, обязательным, к примеру, для театралов, но у неё появился аналог в виде дорожной, деловой и функциональной сумки. Сказался на этом процесс женской эмансипации. В 1896 г. дом Louis Vuitton представил миру первую багажную коллекцию со своим знаменитым логотипом LV. С этого момента багаж властно вторгается в сферу моды, а женская сумочка постоянно балансирует на грани между светской принадлежностью и саквояжем. Помимо собственно сумочки (purse, reticule) в женском обиходе появилась более вместительная разновидность «handbag».

В современном понимании сумка – галантерейный товар. Это не только функциональный, но и эмоционально окрашенный, нарядный, модный и самый важный аксессуар. Современная сумка – это и то, что украшает женщину наравне с добродетелью и маленьким чёрным платьем (как утверждала великая Коко Шанель), а также то, что прагматично и полезно мужчинам. В гардеробе современного человека вне зависимости от возраста, статуса и уровня денежного дохода «живёт» много самых разнообразных сумочек от shoppingbag и клатчей до сумок-рюкзаков. Не зря говорят о том, что сумок много не бывает.

Главное, разобраться в том, какие и как необходимо их подбирать к тому или иному образу для проявления индивидуальности личности, и каковы особенности технологии её разработки.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: