История появления вещей всегда привлекательна, так как она уводит нас к корням древних артефактов, к истокам зарождения цивилизаций и материальных свидетельств появления и развития культуры человечества. Казалось бы, всегда были сумки, и всегда они были сугубо женским атрибутом. Кажется, что они всегда делились по назначению: вечерние и нарядные – для мелочей и косметики; деловые и строгие – для бумаг и документов; практичные и хозяйственные – для всякого рода покупок; дорожные – для всего сразу.
Однако это не так. Сумки, такие необходимые и привычные, что «без них как без рук», возникли совсем недавно, около трех веков тому назад.
История современной сумки началась в XVII в. Если вглядеться вглубь веков, то обнаружится интересный факт: сумка была предметом сугубо мужским, а не женским. Особенно кожаная сумка – предмет дорогой и редкий, передававшийся из поколения к поколению по наследству (от отца к сыну). Кожа всегда была материалом редким и дорогим, поэтому народ пользовался сумками, но, чаще всего не кожаными. Никому бы в голову не пришло резать свою корову-кормилицу или козу для изготовления сумки или пары сапог. Народ пользовался матерчатыми сумками, которые назвались по-разному, оставаясь при этом хозяйственными. Они так и назывались – сумой. Были ещё киса, карман, мошна, мешок. Были катуль, кошель, котомка, и это далеко не полный перечень названий. В нём не учтены многочисленные диалектные и региональные варианты слова «сумка».
|
|
История появления на свет сумки таинственна и не вполне ясна. Корни её теряются в седой древности, такой далёкой и архаичной, как от мифов Древней Греции веет юношеской наивностью. Ясно только то, что сумка, кошелёк, кисет и киса происходят из одного прародителя – от денежного мешка. Это подтверждает и лингвистика. Например, в английском языке дамская сумочка и кошелёк обозначаются одним и тем же словом – «purse».
Ещё до древних греков ассирийцы и вавилоняне имели обычай носить деньги в специально сшитых мешочках, перетянутых ремешком или крепкой тесёмкой. Сума, калита, карман, кисет, котомка, кошель, мошна, торба – все эти слова когда-то обозначали затяжной мешочек, в котором хранили и перевозили деньги и который привешивали к поясу или носили через плечо самые разные люди – купцы, нищие бродяги, князья, мастеровые, дворяне и крестьяне.
В поисках родины сумки, отправившись в путешествие по словарям, мы узнаем, что Великий князь московский Иван I из рода Рюриковичей получил прозвище «Калита», что означало «мешок с деньгами» (слово «калита» от тюркского «калта» означает «кошелек, мешок для денег»). Дворяне, служившие при дворе этого князя, получали фамилию Калитины.
|
|
Словом «кисет» называют небольшой мешочек для хранения табака, затягиваемый шнурком. Оно также пришло к нам из тюркского языка. Название этого мешочка образовано от тюркского «киса» и означало «кожаная сумка». В Турции кисетом называли специальный дорого сделанный мешочек для хранения золотых монет. Обычно турецкий султан одаривал кисетами с деньгами своих любимцев. В Европе эпохи крестовых походов он был известен под названием «сарацинский кисет».
Изучая историю привычной и необходимой в повседневной жизни сумки как аксессуара, мы узнаем, что слово «мошенник» произошло от слова «мошна». Оно означало воришку, который умел ловко срезать привязанную к поясу мошну. Дорогая княжеская мошна представлена на рисунке 4.
Рисунок 4 – Княжеская кожаная мошна
Мошна по Далю – «кошель, сумка, киса, мешочек денежный, на вздержке или с завязкою, частная казна, деньги, богатство». На Руси деньги были весьма увесисты, поэтому мошна должна была быть прочной, из качественной кожи. Мошна, где лежало больше десяти рублей, весила несколько килограммов. Слово мошна в своем первоначальном значении дошло и до наших дней.
Как уже упоминалось ранее, древние ассирийцы и вавилоняне (исключительно мужчины) носили поясные мешочки для денег. Древние греки и римляне носили их на поясе хитона.
В Древнем мире шили специальные большие мешки или сумки для хранения большого количества денег еще до нашей эры, с тех пор, как появились первые деньги в виде бронзовых и железных монет. Это было связано с тем, что матерчатый или вязаный мешочек довольно быстро протирался и рвался, а это часто грозило потерей всего состояния. Выделанная же кожа была мягкой и прочной.
В средневековой Европе в эпоху крестовых походов получили распространение «сарацинские кисеты». Чем больше и объёмнее был такой кисет для денег, тем богаче был человек. Здесь исток выражения «денежный мешок». При дворе герцога Бургундского такой кожаный мешочек для денег являлся обязательной частью придворного туалета кавалеров и дам, и назывался он уже не сарацинский кисет, а омоньер.
В позднюю готику появились коллекции омоньеров различной величины, которые носили у пояса. Европейские женщины пристёгивали мешочек к поясу и носили его под верхней юбкой, в которой был предусмотрен специальный разрез (прообраз современного кармана), чтобы доставать деньги. Именно женщины носили в своих поясных омоньерах не только деньги. Этот факт положил начало современной сумке, в которой в наши дни носят не только кошелёк с деньгами, но и многое другое. Европейские женщины носили в сарацинских мешочках многие необходимые мелкие предметы: маленькое зеркальце, мелкие ключики от шкатулок, гребешок и др.
Таким образом, можно считать, что современная сумка произошла от банального сарацинского кисета стараниями европейских модниц. В XVII столетии женщины стали продолжали носить украшенные бисером вышитые, вязаные, плетёные сумочки-кисеты, хотя мода быстро и радикально менялась: мешочки перестали прятать в карманах под верхней юбкой.
Богато украшенные стеклярусом и бисером, а у аристократов и драгоценными камнями, они выставлялись на показ как символ знатности и власти. Деньги и прочие мелкие вещи носили бы в поясных мешочках до сих пор, если бы великий французский король-солнце Людовик XIV не придумал карман. Первый в Европе карман в современном понимании появился на камзоле Его Величества в XVII веке. Затем, позднее карманы появились на жилетах, а затем, с появлением брюк, и на брюках. И все же сумка, как мы её понимаем, ещё долго ждала своего часа.
Итак, в XVII веке мужчины обзавелись карманами и перестали носить поясные мешочки. В то же самоё время в Германии и скандинавских странах стали появляться женские сумки именно как сумки. Это была объёмная плоская сумка из ткани или кожи, крепящаяся на металлический прямоугольный каркас. Она была объёмна, но носились также, как и поясные мешочки – на поясе. Фактически это была ещё не совсем сумка, а модернизированный поясной мешок. Такие сумки были обязательной для замужней женщины и хозяйки дома. Они часто передавалась по наследству.
|
|
В богатых семьях использовали серебряный каркас и дорогие ткани, в домах победнее довольствовались медной или железной рамкой и недорогим сукном или кожей. Это же время стали появляться специальные женские сумки для молитвенников, с которыми прихожанки посещали церковь. Мужчины же совсем почти отказались от поясных мешочков и пользовались исключительно карманами. Только завзятые картёжники и любители табака продолжали пользоваться небольшими, великолепно изукрашенными мешочками в виде прямоугольной рамки, где хранились кости, карточные колоды и табакерки. Но и эти поясные мешочки стали всё более походить на матерчатую сумку: дорогую ткань крепили к прямоугольной рамке.
Ко времени Французской революции женская сумочка появилась в высших сферах аристократических кругов. Там она сохранила традиционную форму старинного поясного мешочка. Моду при дворе на изящную женскую сумочку ввела фаворитка Людовика XV маркиза де'Помпадур. Это был изготовленный из бархата и кружев мешочек для рукоделия. Его отличали длинные ручки-тесёмки, ставшие аксессуаром, обязательным для всякой уважающей себя la dame a la mode. Миниатюрная сумочка в форме затянутого тесёмкой мешочка до сих пор называется «помпадур». Она известна также как ридикюль – так называли эту сумочку для рукоделия, где хранились нитки и иголки (от латинского reticulum, что переводится как «сеточка»).
Мода на сумочки для рукоделия моментально распространилась из великосветских салонов в мещанские гостиные. Спрос на ридикюль вырос. Одновременно с его массовостью появились более демократичные требования к крохотному ридикюлю. В среде, где самым пристойным занятием для женщины считалось вышивание и шитье, рабочая сумка стала атласной, плоской и прямоугольной. Её обильно декорировали вышивкой, украшали стеклярусом, кистями и лентами.
|
|
Сумка демонстрировала изобретательность и искусность хозяйки, поскольку чаще всего её изготовляли собственными руками. Особую важность такая демонстрация приобретала во время бракосочетания, к которому невеста готовила особую, свадебную сумочку.
Повышение спроса на сумочки для рукоделия породило и увеличенное предложение рынка. Активно стала развиваться индустрия роскоши, когда многочисленные кустарные мастерские изготавливали модные ридикюли на продажу. Так появилось поначалу кустарное, а позже массовое производство дамских сумок для рукоделия.
В XIX веке, в связи с демократизацией аристократических кругов, возникло множество других разновидностей дамских сумок: миниатюрные для визитных карточек; вечерние для веера и бальной записной книжки (carnet de bal); театральные для веера и театрального бинокля. Обычно вечерние и театральные сумочки снабжались также кармашком для флакона с духами и крохотным кошельком-монетницей для мелочи.
Техника их изготовления была разнообразной. Самые популярные сумочки изготавливались из атласной, парчовой или гобеленовой ткани. Иногда ткань с тематическим, жанровым или пейзажным рисунком ткали по специальному заказу, иногда украшали вышивкой гарусной или бисерной. Среди сортов старинного бисера были настолько мелкие, что даже специальные иглы диаметром 0,2-0,3 мм оказывались слишком толстыми для их отверстий.
Таким аксессуаром для дам высшего света и из средних дворянских и мещанских кругов сумочка оставалась до исчезновения жестких социальных сословий. Демократизация масс породила массовый спрос и на сумки. Мода на путешествия и туризм в конце XIX – начале XX века породила багажную сумку. Она стала неотъемлемым предметом гардероба европейцев, который мы называем сумкой. Дамская сумка осталась декоративным аксессуаром, обязательным, к примеру, для театралов, но у неё появился аналог в виде дорожной, деловой и функциональной сумки. Сказался на этом процесс женской эмансипации. В 1896 г. дом Louis Vuitton представил миру первую багажную коллекцию со своим знаменитым логотипом LV. С этого момента багаж властно вторгается в сферу моды, а женская сумочка постоянно балансирует на грани между светской принадлежностью и саквояжем. Помимо собственно сумочки (purse, reticule) в женском обиходе появилась более вместительная разновидность «handbag».
В современном понимании сумка – галантерейный товар. Это не только функциональный, но и эмоционально окрашенный, нарядный, модный и самый важный аксессуар. Современная сумка – это и то, что украшает женщину наравне с добродетелью и маленьким чёрным платьем (как утверждала великая Коко Шанель), а также то, что прагматично и полезно мужчинам. В гардеробе современного человека вне зависимости от возраста, статуса и уровня денежного дохода «живёт» много самых разнообразных сумочек от shoppingbag и клатчей до сумок-рюкзаков. Не зря говорят о том, что сумок много не бывает.
Главное, разобраться в том, какие и как необходимо их подбирать к тому или иному образу для проявления индивидуальности личности, и каковы особенности технологии её разработки.