Технология - это средства, формы и методы социально-культурной деятельности, которые используются в учебном процессе, и с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания.
Существуют определенные различия в технологиях, применяемых в учебном процессе и технологиях, разрабатываемых в сфере культуры и досуга.
Учитывая то, что социально-культурная сфера представлена 'большим количеством разнопрофильных социальных институтов, которые имеют свои определенные функции и формы работы, то и технологии, применяемые в различных учреждениях, используют множество методов, с помощью которых не только формируется, но и активно осваивается культурно-досуговая среда.
Технология организации самодеятельного творчества и любительских объединений представляет собой совокупность методов и методик. В настоящее время основное внимание работники учреждений социально-культурной сферы уделяют активному использованию новейших достижений педагогики, биологии, физиологии, психологии и медицины, создают разнообразные культурно-досуговые программы и внедряют такие формы работы, которые способствуют:
|
|
· восстановлению эмоционального равновесия людей;
• возможности участия населения в возрождении народных праздников и гуляний;
• акцентируют внимание на свободном творческом поиске в кружках и студиях, любительских объединениях и клубах по интересам, мастерских и творческих лабораториях.
Помимо классификации объединений по содержанию деятельности существуют классификации по возрастному принципу: детские, подростковые, молодежные, среднего и пожилого возраста
Рассмотрим основные виды любительских объединений и клубов по интересам, которые официально зафиксированы в Положении о любительских объединениях и клубах по интересам (1986 г.).
1. Общественно-политические (политические клубы, клубы избирателей, клубы философов, клубы международников, клубы революционной и боевой славы, информационно-просветительные клубы, правовые, интернациональной дружбы, воинов защитников). Работа по организации этих различных клубов ведется в парках, музеях, общежитиях, на предприятиях, зеленых площадках по месту жительства, в Домах культуры. Во многих городах России действуют молодежные общественно-политические клубы, которые организуют встречи с ветеранами, создают поисковые отряды. При многих школах созданы музеи боевой славы. Производственно-технические (клубы технического творчества – радио, моделирование, автомототехника, картинг и др.; дизайн; конструирование и проектирование; компьютерная техника; клубы профессиональной направленности и др.). Участие подростков и молодежи в техническом творчестве способствует не только формированию у них разносторонней технической культуры, навыков конструктивного мышления и деятельности, но и расширяет познания в других видах науки и техники.
|
|
Сегодня наибольшую популярность имеют компьютерные клубы, которые созданы во многих учебных заведениях. Любители часами просиживают у компьютеров, которые привлекают подростков и молодежь игровыми программами, созданием новых образов – озвучивание инструментального оркестра, сочинение музыки на любые стихи, создание кино и мультипликации. Однако существует ряд причин, которые не позволяют молодежи активно заниматься этим видом творчества. К таким причинам можно отнести:
1) отсутствие необходимой материально-технической базы, начиная от приспособленных помещений и заканчивая необходимыми материалами и инструментами;
2) отсутствие координационных советов, центров, которые могли бы объединить людей, способных к техническому творчеству;
3) малооплачиваемая должность руководителя.
3. Клубы естественно-познавательной направленности. Среди них чаще встречаются клубы любителей природы, селекционеров, цветоводов и садов, любителей животных, птицеводов, собаководов, аквариумистов, клубы огородников, пчеловодов, охотников, клубы любителей астрономии, математики, физики и многое другое.
Разнообразие форм и методов поисковой и исследовательской работы привлекает большое количество ребят в библиотеки, музеи, клубные учреждения, где подростки могут встретиться с участниками краеведческих и экологических экспедиций, стать очевидцами различных событий, самостоятельно проводить краеведческие наблюдения, работать в фондах музеев. В последнее время, среди школьников и студентов, стало популярным участие в экспедициях научных институтов и общественных организаций. Ими инициируются трудовые десанты, благоустройство памятников и памятных мест, природоохранные работы.
Работа эта должна начинаться уже с дошкольного возраста, и здесь большую помощь могут оказать любительские объединения и клубы по интересам экологической направленности. Опыт работы таких объединений существует во многих регионах России.
К объединениям физкультурно-оздоровительной направленности относят: клубы закаливания, любителей бега, туризма, клубы «болельщиков», истории спорта, подводного плавания, шахматные и шашечные, клубы народных спортивных развлечений и игр, дельтапланеризма и т.д.
Всегда актуальной была проблема оздоровления разновозрастных групп населения, а особое внимание уделялось организационной работе с подрастающим поколением. На сегодняшний день – это главная цель всех учебных и внеучебных учреждений, различных объединений, так как медицинские исследования последних лет свидетельствуют о том, что каждый второй ребенок имеет достаточно серьезные проблемы со здоровьем. Начинать работу в этом направлении надо с семьи, детского сада – это закаливание, посещение спортивных секций и воспитание культуры самооздоровления.
5. Объединения коллекционеров-собирателей существуют сегодня повсеместно. Взрослые и дети собирают самые разнообразные вещи, начиная от конфетных оберток и спичечных этикеток до видеофильмов и картин. Сегодня действуют клубы филателистов (собирателей марок), филафонистов (собирателей грамзаписи), нумизматов (собирателей монет), фалеристов (собирателей значков), собирателей антиквариата и многие другие. В клубах коллекционеры имеют возможность обмениваться коллекционным материалом для пополнения своих собраний, получить необходимую информацию об интересующем их виде коллекционирования.
|
|
6. Объединения художественной направленности (любителей музыки, театра, кино, изобразительного искусства, литературы, танца, песни, фотоискусства, декоративно-прикладного творчества, фольклорные клубы и т.п.).
Клубы решают задачи эстетического воспитания, развивают творческие способности их участников. Основные формы работы: вечера по искусству, встречи с музыкантами, художниками, актерами; тематические вечера, посвященные творчеству известных деятелей искусства. Итогом занятий могут быть концертные и дископрограммы, выставки, фестивали музыки, песни, любительских фильмов и т.п.
Особое внимание необходимо уделять подготовке студентов отделения социально-культурной деятельности к работе с проблемными группами населения. Статистика последних лет свидетельствует, что среди нас живет множество людей с особенностями в интеллектуальном развитии, имеющих право на развитие и воплощение своих творческих возможностей. Вовлечение подобного контингента (умственно ограниченных) в сферу досуга способствует формированию индивидуальных творческих способностей, помогающих им самовыразиться в различных формах художественного творчества.
7. Многопрофильные (социально-возрастные) клубы организуют интересный, содержательный досуг детей и подростков, молодежи, семей, женщин, ветеранов войны и труда. Культурно-досуговая деятельность ведется с учетом особенностей конкретной социальной группы:
1. Прикладное творчество (чеканка, макраме, мягкая игрушка, выжигание, и т.п.).
3. Культурно-образовательное (литературный салон, краеведение, учебно-образовательные объединения, интеллектуальные клубы и т.п.).
7. Досуговое направление (игротека, празднично-тематические мероприятия и т.п.).
8. Социально-педагогическое (организация детских коллективов, индивидуальная работа с подростками, имеющими трудности со школой и семьей, с трудоустройством, комплексные летние лагеря и т.п.).
В республике Марий Эл на январь 2017 года функционировало 713 любительских объединений с числом участников 11462 чел. (26% от общего числа клубных формирований): многопрофильное направление 46%; физкультурно-оздоровительное направление 22%; художественное направление 22%; естественно-познавательное направление 7%; общественно-политические 1%; коллекционно-собирательное направление 1%; производственно-техническое направление 1%.
|
|
Лидируют по числу показателей любительских объединений и клубов по интересам: Моркинский район; г. Йошкар-Ола