Тема урока: Советская культура 30-х гг. «Культурная революция»

Группа №11. История Отечества. Урок №44

Тема программы: Общественно-политическая жизнь и «культурная революция» в СССР.

Тема урока: Советская культура 30-х гг. «Культурная революция».

Цели: рассмотреть основные  направления и итоги культурной революции, утверждение марксистско-ленинской идеологии в обществе.

План:

1.   «Новый человек» советского общества.

2. Создание советской системы образования. Издание «Краткого курса» истории ВКП(б)

3. Наука в 1930-е гг.

4.  Литература и кинематограф 1930- х годов.

5. Искусство.

 

Лекция

Главной целью большевиков было объявлено построение самого справедливого на Земле социалистического общества. В этом обществе должны жить новые люди. Власти стремились изменить менталитет народа, и в значительной мере это им удалось сделать. «Конструируя» нового человека, они изменяли его психологически таким образом, чтобы обеспечить полностью контролируемые реакции на реальные или сфальсифицированные факты и события, о которых считали нужным сообщать рядовым гражданам.  Поэтому одной из главных партийных задач стало формирование «нового человека». «Новому человеку» должны быть присущи беззаветная верность делу партии и правительства, ненависть к классовым врагам, любовь к вождям пролетариата, трудовая дисциплина, интернационализм.

Одним из главных инструментов воспитания советских людей становится конструирование системы героев. В 1934г. было утверждено звание «Герой Советского Союза». Первыми этого звания были удостоены полярные летчики А.В. Ляпидевский, С.А. Леваневский, В.С. Молоков, Н.П. Каманин, М.Т. Слепнев, М.В. Водопьянов, И.В. Доронин за спасение терпящих бедствие пассажиров экипажа парохода «Челюскин». Еще в 1927г. учреждено звание «Герой Труда» (А.Г. Стаханов).

Под культурной революцией подразумевалось, с одной стороны, значительное повышение образовательного уровня населения СССР, его приобщение к достижениям культуры, с другой- утверждение в духовной жизни общества безраздельного господства марксистско-ленинского учения.

Выдающиеся представители интеллигенции оказываются в тюрьме или убиты: О.Э. Мандельштам, М.И. Цветаева, Н.А. Клюев, Д.С. Лихачев (см. Рис. 1, 2).

                                                                   

Рис. 1. Мандельштам О.Э.                                                                   Рис. 2. Цветаева М.И

 

Экономическое развитие также сказывается на развитии культуры, искусства. В стране в 1930-е гг.  требуются образованные люди. Страна нуждается в грамотных высококвалифицированных специалистах во всех отраслях, во всех сферах. Образование развивается, как и культура, наука, искусство.

Интересные изменения происходят в социальной сфере. Культура становится более массовой, т. е. большее количество людей получают образование, получают возможность приобщиться к культурным, духовным ценностям.

СССР был многонациональной страной, и в 1930-е гг. высокого уровня достигает национальная культура, появляется отдельная письменность малых народов Советского Союза.

Образование

Культура и искусство продолжала осмыслять события, которые происходили в 1930-е гг. Ярких событий не было, но толчок, данный революцией, продолжал свое действие. В 1930-е гг. большевики продолжали говорить о культурной революции, и первой задачей было повышение уровня образования, ликвидация неграмотности. В начале 30-х гг. вводится всеобщее 4-летнее бесплатное образование, в 1937г. обязательной становится 7-летка и также бесплатной. Всего средняя школа тогда включала программу 9 классов (см. Рис. 3).

 Рис. 3. Советский плакат

Более того, строилось огромное количество новых школ, многие из этих школ, построенных в 30-х гг., с большими просторными классами, коридорами до сих пор стоят в наших городах. В школу были возвращены уроки, предметы, расписание, оценки, строгая дисциплина. Созданы новые учебники. В 1934г. восстановлено преподавание географии и истории.

Кроме системы среднего образования, развивается также и высшее. К концу 30-х гг. в СССР насчитывалось несколько тысяч высших учебных заведений. Открывалось огромное количество новых учебных заведений, филиалов высших учебных заведений. Почти миллион человек к 1940 г. имели высшее образование. Изменения происходили и в структуре высшего образования. С сер. 30-х гг. большую роль стали уделять общественным наукам, в первую очередь истории. В 20–30-е гг. сохранялась преемственность в области преподавания математики, физики, других точных и естественных наук, но с гуманитарными предметами все было не так. В 1933 г. к власти в Германии приходит Адольф Гитлер. Немецкая национальная идея, патриотическая, была извращена фашистами. В связи с этим система образования меняется, больше внимания уделяется тем наукам, которые занимаются воспитанием и развитием в человеке патриотических чувств. Большую роль в развитии советской педагогики сыграли практическая деятельность и литературные произведения А.С. Макаренко.

Наука

Сталин заявил, что все науки носят политический характер. Острая борьба развернулась в биологической науке. Группа биологов и философов во главе с Т.Д. Лысенко выступила против генетики, объявив ее «буржуазной наукой». Многие разработки советских генетиков были свернуты.

Получила мировое признание советская физическая школа. Представленная именами С.И. Вавилова (проблемы оптики), А.Ф. Иоффе (изучение физики кристаллов и полупроводников), П.Л. Капицы (микрофизика), Л.И. Мандельштам (радиофизика и оптика). Советские физики начали интенсивное исследование атомного ядра (Д.Д. Иваненко, Д.В. Скобельцын, Б.В. и И. В. Курчатовы и др.)

С.В. Лебедев, знаменитый советский химик, проводя свои опыты, добился получения синтетического каучука. Мировыми достижениями стали работы советских биологов Н.И. Вавилова, Д.Н. Прянишникова, В. Р. Вильямса. Большой вклад в развитие системы здравоохранения внесла деятельность Н.А. Семашко. Были открыты залежи полезных ископаемых – нефти между Волгой и Уралом, новых запасов угля в Подмосковном и Кузнецком бассейнах, железорудные месторождения на Урале и в других районах. Активно исследовался и осваивался Север. И.М. Губкин стал основателем советской нефтяной геологии. Огромное значение имели работы авиаконструкторов Н.П. Поликарпова, А.Н. Туполева, А.С. Яковлева и др., новые виды оружия создавали Ф.В. Токарев, В.Г. Грабин и др.

 

Рис. 4. П.Л. Капица            Рис. 5. А.Ф. Иоффе                Рис. 6. С.В. Лебедев

 

В гуманитарных науках все обстояло не так хорошо. В 1930-е гг. прошли несколько дискуссий, в частности, по истории. По итогам этих дискуссий утвердилось мнение, что вся история человечества, согласно теории Карла Маркса, – это сменяющие друг друга последовательно пять формаций: первобытность, рабовладение, феодализм, капитализм, социализм, плавно переходящий в коммунизм. Общественно-экономическая формация – центральное понятие марксистской теории общества или исторического материализма. Посредством ОЭФ фиксировались представления об обществе как определенной системе и одновременно выделялись основные периоды его исторического развития. Считалось, что любое социальное явление может быть правильно понято только в связи с определенной ОЭФ, элементом или продуктом которой оно является. История всех стран и народов стала подгоняться под эту схему, под этот шаблон.  Пристальное внимание Сталин уделял истории. В 1930-е гг. оказались под арестом историки С.Ф. Платонов, Е.В. Тарле и др. В конце 1930-х гг. Сталин взял под личный контроль разработку новых учебников по истории России. В 1938г. была выпущена «История ВКП(б). Краткий курс», которую Сталин тщательно отредактировал и частично написал сам. Также науке был нанесен тяжкий урон репрессиями. Репрессированные ученые: Н.И. Вавилов, П.А. Флоренский, Е.В. Тарле, С.Ф. Платонов, Д.С. Лихачев. (см. Рис. 7).

 Рис. 7. Д.С. Лихачев

 

Литература

В сфере литературы и искусства происходят значимые изменения. С 1934 г. в стране существует творческая организация, которая объединяет всех писателей – союз писателей Советского Союза. До 1934 г. существовало несколько организаций: ЛЕФ (левый фронт), Союз российских писателей, Организация крестьянских писателей и т. д. В 1934 г. все они объединились, и под руководством Максима Горького была создана новая организация – Союз писателей. В начале 1929 г. объединение ЛЕФ распалось, в состав Союза писателей оно не вошло. Через какое-то время появился Союз композиторов, Союз архитекторов. Советская власть организовывала подобные союзы для того, чтобы взять деятелей литературы, деятелей искусства под контроль. Таким образом, контроль со стороны власти в условиях тоталитарного режима осуществляется разными методами. Во-первых, это чисто административный контроль, во-вторых, через союзы писателей, журналистов, художников, композиторов. Вписаться в эту новую организованную литературную жизнь не смогло достаточно большое количество прекрасных писателей. Практически не печатали М.А. Булгакова, перестали печатать А.П. Платонова, затравили М.И. Цветаеву, погибли в лагерях О.Э. Мандельштам, Н.А. Клюев. Репрессии коснулись многих писателей. В то же время в эти годы продолжали творить А.Н. Толстой, М. Горький, А.А. Фадеев, С.Я. Маршак, А.П. Гайдар, К.М. Симонов, М.А. Шолохов, К.И. Чуковский, А.Л. Барто, М.М. Пришвин. На стихи советских поэтов М.В. Исаковского, В.И. Лебедева-Кумача сочинялись потрясающие песни (см. Рис. 8, 9, 10).

    

Рис. 8. К. Чуковский  Рис. 9. Айболит. К. Чуковский Рис. 10. Агния Барто

Музыка

Интересные процессы происходили и в других сферах искусства. Музыка – трудная сфера для восприятия. 30-е гг. – это годы разной музыки: с одной стороны, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович писали серьезную симфоническую музыку. Но массы советских граждан с удовольствием пели песни А.В. Александрова, например его знаменитую песню «Катюша», которые стали народными. Среди известных исполнителей того времени – Л.П. Орлова, Л.О. Утесов. В 1932 г. был основан Союз советских композиторов.

Живопись

Искусство – это всегда борьба, это борьба художника с самим собой, это борьба стилей, борьба направлений. В 1930-е гг. продолжает утверждаться социалистический реализм – теоретический принцип и основное художественное направление, господствовавшее в СССР в середине 1930-х гг. – начале 1980-х гг. В советском искусстве и художественной критике уже в конце 1920-х гг. сложилось представление об исторической предназначенности искусства – утверждать в общедоступной реалистической форме социалистические идеалы, образы новых людей и новых общественных отношений. Постепенно отходит на второй план русский авангард (П. Филонов, Роберт Фальк, Казимир Малевич). В то же время П. Корин, П. Васильев, М. Нестеров продолжали творить, начали писать портреты знаменитых людей, ученых, врачей, деятелей искусства.

Архитектура

Интересные процессы продолжаются в архитектуре. Возникает такое течение, как конструктивизм, авангард в архитектуре. Одно из направлений авангарда говорило о том, что архитектура должна быть функциональной. Дома, помимо того, что они должны быть красивыми, еще должны быть простыми и удобными. В 30-е гг. зарождается советское градостроительство. Большие, просторные, светлые, по возможности удобные города, новые города будущего – их создание стояло на первом месте у советских архитекторов. А. Щусев, К. Мельников, братья Веснины – архитекторы, которые создавали новый облик нашей страны. Кроме домов, кроме жилых кварталов, была идея показать красоту промышленного мира, построить красивые заводы, чтобы человек, глядя на этот индустриальный пейзаж, понимал, что страна идет в светлое будущее.

В конце 30-х гг. во всех отраслях искусства: и в живописи, и в скульптуре, и в архитектуре начинает появляться большой стиль – советский ампир. Это имперский стиль, для него характерны большие красивые мощные дома, картины, изображающие героев. Сталинский ампир – лидирующее направление в советской архитектуре (1933–1935), сменившее рационализм и конструктивизм и получившее распространение в годы правления И.В. Сталина (см. Рис. 11, 12).

        

Рис. 11. Сталинский ампир. Гостиница «Украина» Рис. 12. Сталинский ампир. Министерство иностранных дел

Символом ампира стала скульптура В.И. Мухиной «Рабочий и колхозница», приготовленная для всемирной выставки в Париже в 1937 г. (см. Рис. 13).

 Рис. 13. Скульптура «Рабочий и колхозница». В.И. Мухина

Кино

Кино несло важную идеологическую нагрузку. Оно рассказывало о революционной борьбе («Юность Максима», «Возвращение Максима», «Выборгская сторона» – режиссеры Г. Козинцев и Л. Трауберг); о борьбе с внутренними врагами («Великий гражданин» – режиссер Ф. Эрмлер); о счастливой жизни советских людей (кинокомедии режиссеров Г. Александрова с участием Л. Орловой «Веселые ребята», «Цирк», «Волга-Волга»); о преодолении трудностей («Семеро смелых» – режиссер С. Герасимов). В картине режиссера М. Ромма «Ленин в 1918 году» впервые в кино появился Сталин. По указанию Сталина С. Эйзенштейн в 1938 г. поставил фильм «Александр Невский» с Н. Черкасовым в главной роли. Для кино писали песни композиторы И. Дунаевский, Н. Богословский, В. Соловьев-Седой.

Театр

В сфере театральной жизни главным музыкальным театром считался Большой театр, а главным драматургическим был признан Московский художественный академический театр (МХАТ) им. Чехова. В балете блистала Галина Уланова. Композиторов призывали создать оперные и балетные спектакли на героические темы. В частности, были поставлены балет Р. Глиэра «Пламя Парижа» (о французской революции) и опера А. Чешко «Броненосец Потемкин».

Подведем итоги. Создание большого числа образованных людей, институтов, развитие и расширение филиалов Академии наук привело к повышению уровня образования, созданию нового слоя советской интеллигенции. В образовании, в науке шли в целом положительные процессы, за исключением трагических моментов репрессий. В 1930-е гг. развивалось искусство, живопись, музыка, литература, скульптура, архитектура.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: