(1901-1973)
Выдающийся оперный певец, Народный артист СССР, Лауреат Сталинской премии первой степени.
Родился в семье рабочих в г. Мариуполе. Учился в церковно-приходской школе, пел в церковном хоре, где получил знания по элементарной теории музыки, навыки правильной постановки голоса, пению в ансамбле и др.
В 1926 году закончил Одесский музыкально-драматический институт. С 1924 – солист Одесского театра оперы и балета, Украинской государственной столичной оперы в Харькове, Грузинского театра оперы и балета им. З. Палиашвили (Тбилиси), солист Киевского театра оперы и балета им. Т. Шевченко. Записал на грампластинки арии из опер, романсы украинских, русских, западно-европейских композиторов, украинские народные песни. Обладал гибким голосом большой силы, звучащим ровно во всех регистрах.
12 апреля 1941 г. торжественно открылся Донецкий русский музыкальный театр (сегодня театр оперы и балета). Продолжал работу старейший на Донетчине Мариупольский театр. В 1934 году на основе городского драматического театра был создан Вседонецкий музыкально-драматический театр с постоянным пребыванием в Мариуполе (худ руководитель А.Н. Смирнов, главный режиссёр А.В. Искандер). Через два года, 18 апреля 1936 года в городском театре состоялась встреча с заслуженным артистом, оперным певцом Михаилом Степановичем Гришко.
|
|
28 октября 1925 года приступили к строительству цирка на площади вблизи Церабкопа.
17 мая 1926 года было поручено подписать договор о приобретении цирка «Коларт». Так в Сталино появился стационарный госцирк. Его ответственным руководителем (позже – заведующим цирком и директором) был тогда молодой Федор Дмитриевич Яшинов.
Историческая справка
Федор Дмитриевич Яшинов (1901-1987 гг.)
Коллеги по цирку называли его просто Фредом.
Ф.Д.Яшинов – уроженец Новочеркасска. Был хорошим организатором гастролей, умел правильно подать и заинтересовать публику, заставить спешить в цирк на представления. Фред Дмитриевич был сначала директором цирка в Царицыне, а с 1925 по 1931 годы – в г. Сталино. Затем его как удачливого и перспективного руководителя циркового дела перевели в Харьков. Фред Яшинов воспитал звезд, ставших известными всему миру, среди них: первая женщина – дрессировщица хищных животных Ирина Бугримова, клоун Константин Берман, иллюзионист Анатолий Фурманов, дрессировщик гималайских медведей Луиджи Безано, дрессировщик львов Александр Буслаев, дебютировал в качестве клоуна Олег Попов. Артисты между собой всегда говорили: «Еду работать к Яшинову».
Периодика и художественная самодеятельность.
В 1920-1930-х годах в Донбассе появляется большое количество периодических изданий, что дало толчок к развитию журналистики. Особой популярностью в Донбассе пользовались газеты «Сталинский рабочий», «Последние известия», «Культура и побут».
|
|
Газета «Макеевский рабочий» начала выходить в 1930-м, «Железнодорожник Донбасса» – в 1933-м. Вначале он назывался «Магистраль угля». В 1936 году – «Донеччина».
Одним из самых популярных периодических изданий Донетчины была газета «Социалистический Донбасс». Она была основана как «Известия Юзовского Совета Рабочих и Солдатских депутатов» в июле 1917 года.
С 8 марта 1918 года большевики начали выпускать газету «Донецкая правда».
В мае 1920 года газета получила название «Диктатура труда» и была тогда органом РК КП(б)У и Исполкома Юзовского района.
Художественная самодеятельность в Донбассе носила массовый характер. Известный и популярный композитор И. Дунаевский организовал шахтерский ансамбль песни и пляски при Ругченковском дворце культуры. Среди победителей Всеукраинской олимпиады самодеятельного искусства был греческий ансамбль Сартанской МТС. Любительское объединение «Изо-забой» дало путевку в жизнь известному художнику П. Кодьеву.
Для вовлечения крестьян создавались красные сотенные уголки: на 100 хат одна выделялась для занятий художественной самодеятельностью. Культурно-просветительные учреждения были центрами художественной самодеятельности: в них создавались театральные, музыкальные, хоровые кружки и студии. Кружки и студии 1920-1930-х годов сделали свое доброе дело: через них тысячи тружеников приобщались к искусству, знакомились с достижениями театрально- музыкальной культуры, пробовали свои силы в непосредственно художественном творчестве.
ПОДВЕДЁМ ИТОГИ
Большие достижения в области промышленного и социального развития региона сказались на повышении уровня культуры. Были увеличены сети учреждений образования и здравоохранения, что способствовало повышению качества жизни в Донбассе. Открывались медицинские, образовательные и культурные центры. Активно развивался спорт. Большой популярностью у населения пользовались местные периодические издания.
Таким образом. 1920-1930-е годы стали ключевыми для Донбасса. Индустриализация края сделала его одним из главных промышленных районов СССР. Строительство предприятий, открытие новых шахт привело к притоку рабочей силы и увеличению численности населения Донбасса. Одновременно с процессами индустриализации и коллективизации создавалась инфраструктура края: строилось жилье, дороги, детские сады и школы, создавались театры и дома культуры. Формировалась некая донбасская общность людей, основанная на принципах полиэтничности, веротерпимости и мирного сосуществования.
Д\з: 1) Проработать материал лекции;
Ответить на вопросы письменно.
Вопросы и задания
1. Объясните значение понятия «церковная политика».
2. Какие достижения в развитии культуры Донбасса произошли в 30 гг.?
3. Какие высшие учебные заведения были открыты в Донбассе в 1930-е гг.?
4. Каким образом обеспечивался культурный досуг граждан?
5. Какие изменения произошли в спортивной жизни Донбасса в 1930-е гг.?
6. Составить конспект по теме «Культура русского зарубежья» стр. 164-166 учебника «История России» для 10 класса ч.1§18
Список литературы
Историческое краеведение: Страницы истории Донбасса ХХ века. (1900-1939 гг.) 10 класс: учебное пособие / сост. Морозов П.Л., Хаталах О.В., Сиверская Е.В. – Донецк: ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО», 2019. – 286 с.
Уважаемый студент, сфотографируйте выполненное задание и пришлите на электронный адрес: tor.licey@mail.ru или nadejdaurutina@yandex.ua