Пояснительная записка
Направленность: техническая.
Актуальность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Перворобот», далее программы:
Характерная черта нашей жизни – нарастание темпа изменений во всех сферах деятельности. Сегодняшним школьникам предстоит работать по профессиям, которых ещё нет; решать задачи, о которых можно только догадываться; использовать новейшие технологии и изучать новое.
Образовательная робототехника приобретает все большую значимость и актуальность в настоящее время. Занятия по робототехнике в игровой форме знакомят ребёнка с законами реального мира, развивают наблюдательность, мышление, сообразительность, креативность.
Отличительные особенности
Организация работы с продуктами LEGO Education(«LegoWedo», «Простые Механизмы», «Технология и Физика») базируется на принципе практического обучения. Учащиеся сначала обдумывают, а затем создают различные модели. При этом активизация усвоения учебного материала достигается благодаря тому, что мозг и руки «работают вместе». При сборке моделей, учащиеся не только выступают в качестве юных исследователей и инженеров. Они ещё и вовлечены в игровую деятельность. Играя с роботом, школьники с лёгкостью усваивают знания из естественных наук, технологии, математики, не боясь совершать ошибки и исправлять их. Ведь робот не может обидеть ребёнка, сделать ему замечание или выставить оценку, но при этом он постоянно побуждает их мыслить и решать возникающие проблемы.
|
|
Дошкольники и младшие дети относятся к роботам как к игрушкам, поэтому интерес к занятиям у них очень высок. Необходимо поддерживать этот интерес активной деятельностью, которая приводит к реальным результатам. Только когда ребенок увидит плоды своего творчества, у него появится желание углублять свои знания и усложнять объекты деятельности.
Адресат программы: учащиеся в возрасте от 6 до 9 лет.
Цель и задачи
Цель.
Освоение комплекса базовых знаний, необходимых для создания простейших робототехнических устройств. Создание условий для освоения участниками проекта метапредметных (интегративных) категорий, культурно-исторической традиции в условиях разновозрастного событийного сообщества и формирование ценностного отношения к ним.
Задачи:
Обучающие
· Овладеть практическими умениями и навыками по основным разделам программы.
· Овладеть теоретическими знаниями по основным разделам программы.
· Научаться применять знания математики для расчетов в робототехнике
Развивающие
Познавательные
· Расширение у учащихся кругозора в отношении культуры и истории нашей Родины.
|
|
· Способствовать развитию инженерного мышления.
· Способствовать развитию творческого мышления.
Коммуникативные
· Развитие способности к сотрудничеству, взаимопомощи и работы в команде
Регулятивные
· Развитие способности к самоорганизации и соорганизации: умение распределять свои усилия во времени и пространстве, в том числе в разновозрастной социальной среде, выполнять правилда, удерживать внимание, способность к мобилизации усилий, аккуратности, самостоятельности, усердию.
· Способствовать развитию мелкой моторики, внимательности, способности выполнять действия по заданному алгоритму.
Воспитательные
· Развитие позитивной «Я - концепции» у учащихся, воспитание позитивного отношения к себе, как изобретателю.
· Поддержание мотивации к совместному осознанному взаимодействию со сверстниками и взрослыми в условиях разновозрастного событийного сообщества, воспитывать ответственное поведение на занятии, самостоятельность в учебном процессе и в ситуации соревнований, воспитывать уважительное отношение к педагогу и сверстникам.
· Создание словий и ситуаций для становления нравственной рефлексии.
Условия реализации программы
Программа рассчитана на трехгодичный цикл обучения. В программе предусмотрено участие в соревнованиях различного уровня.
Условия набора и формирования групп:
Принимаются все желающие согласно возрасту без тестирования. Наполняемость учебных групп:
1 год обучения – не менее 15 человек 6-лет;
2 год обучения – не менее 12 человек 7-лет (1-й класс);
3 год обучения – не менее 10 человек 8-лет (2-й класс);
Возможен прием на 2,3 год обучения
Особенности организации образовательного процесса
Учащиеся делятся на подгруппы по 2-3 человека по желанию ребенка и наблюдениям педагога в течение одной темы.
Для успешной реализации программы в материально-техническом обеспечении необходимо наличие:
1. Компьютерный класс - от 10 компьютеров или ноутбуков
2. Конструкторские наборы «LegoWedo» - не менее 7 шт
3. Конструкторские наборы «LegoWedo2» не менее 6 шт
4. Конструкторские наборы «Первые механизмы» не менее 7 шт
5. Конструкторские наборы «Технология и Физика» не менее 5 шт
6. Конструкторские наборы «Пневматика» не менее 5 шт
7. Конструкторские наборы «Возобновляемые источники энергии» не менее 5 шт
Планируемые результаты.
Предметные
· Учащиеся будут знать правильные названия деталей, используемых вобразовательнойробототехникеLego
· Учащиеся овладеют практическими умениями и навыками по основным разделам программы.
· Учащиеся овладеют теоретическими знаниями по основным разделам программы
· Учащиеся будут собирать робототехнические конструкции по инструкции
· Учащиеся будут собирать робототехнические конструкции по видео
· Учащиеся будут уметь программировать в LegoWedo.
· Учащиеся будут уметь собирать творческие конструкции
· Учащиеся будут уметь программировать роботов в программе в Scratch
· Учащиеся будут уметь сравнивать, делать предположения и выводы при работе с конструкторским набором «Технология и Физика».
Метапредметные
· Учащиеся будут уметь рассматривать разные состояния технических конструкций и выбирать оптимальный вариант для решения робототехнической задачи
· Учащиеся будут уметь применять школьные знания к созданию технических конструкция и знания из области робототехники применять на школьные предметы.
Личностные
· Учащиеся получат навыки работы в команде
· Учащиеся научаться правильно и аккуратно работать с конструкторами: до занятия аккуратно готовить рабочее место, после занятия собирать все по просьбе педагога, убирать детали, собирать и сдавать конструктор педагогу
|
|
· Учащиеся получат навыки участия в соревнованиях: приходить к началу, слушать требования судей, слушать регламент, не бегать, не кричать, адекватно реагировать на решения судей, при спорной ситуации приводить аргументы в свою защиту
Учебный план
Год обучения
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
п/п | всего | теория | практика | ||
1 | Комплектование групп | 6 | 0 | 6 | |
2 | Вводное занятие. Инструктаж по охране труда. | 1 | 1 | 0 | Опрос |
3 | Введение в основы информационных технологий | 1 | 1 | 0 | Практическое задание |
4 | Основы конструирования. Простые механизмы. Изучение механизмов | 12 | 4 | 8 | Практическое задание |
5 | Подготовка к соревнованиям «Доверие» | 12 | 2 | 10 | Практическое задание |
6 | Простые механизмы. Тележки | 6 | 2 | 4 | Практическое задание |
7 | Простые механизмы. Рычаги | 6 | 2 | 4 | Практическое задание |
8 | Простые механизмы. Зубчатые передачи | 6 | 2 | 4 | Практическое задание |
9 | Простые механизмы. Ременные передачи | 6 | 2 | 4 | Практическое задание |
10 | Простые механизмы. Червячные передачи | 6 | 2 | 4 | Практическое задание |
11 | Подготовка к соревнованиям «Юный конструктор» | 12 | 4 | 8 | Практическое задание |
12 | Инструктаж по охране труда | 1 | 1 | 0 | опрос |
11 | Основы конструирования LegoWedo и программирования в LegoWedo | 7 | 2 | 5 | Практическое задание |
12 | Конструирование и программирование стандартных конструкций. Животные | 8 | 2 | 6 | Практическое задание |
13 | Конструирование и программирование стандартных конструкций. Механизмы | 6 | 2 | 4 | Практическое задание |
14 | Конструирование и программирование стандартных конструкций. Игры | 12 | 2 | 10 | Практическое задание |
15 | Сборка и презентация творческих конструкций | 12 | 2 | 10 | Творческое задание |
116 | Подготовка к соревнованиям «Механическое сумо» | 10 | 2 | 8 | Практическое задание |
117 | Сборка и презентация творческих конструкций | 12 | 2 | 10 | Творческая работа |
118 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | Практическое задание |
1 | Итого | 144 | 42 | 102 |
|
|
Год обучения
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
п/п | Всего | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие Инструктаж по охране труда | 1 | 1 | 0 | Опрос |
2 | Введение: информатика, кибернетика, робототехника | 1 | 1 | 0 | Практическое задание |
3 | Повторение. Основы конструирования. | 8 | 3 | 5 | Практическое задание |
4 | Повторение. Конструирование и программирование стандартных конструкций. | 8 | 4 | 4 | Практическое задание |
5 | Подготовка к соревнованиям «Доверие» | 12 | 4 | 8 | Практическое задание |
6 | Конструирование и программирование стандартных моделей по видео. Животные | 12 | 4 | 8 | Практическое задание |
7 | Конструирование и программирование стандартных моделей по видео. Транспорт | 12 | 4 | 8 | Практическое задание |
8 | Конструирование и программирование стандартных моделей по памяти | 8 | 4 | 6 | Практическая работа |
9 | Подготовка к районным «Юный конструктор» | 12 | 4 | 8 | Практическое задание |
10 | Инструктаж по охране труда(повторный) | 1 | 1 | 0 | Опрос |
11 | Подготовка к городским соревнованиям «Юный конструктор» | 9 | 4 | 5 | Практическаяработа |
12 | Конструирование и программирование не стандартных моделей по видео. Животные | 6 | 2 | 4 | Практическая работа |
13 | Программирование в Scratch | 6 | 2 | 4 | Практическая работа |
14 | Конструирование и программирование не стандартных моделей по видео. Транспорт | 8 | 2 | 6 | Практическая работа |
15 | Конструирование и программирование не стандартных моделей по видео. Игры | 8 | 2 | 6 | Практическая работа |
16 | Конструирование и программирование не стандартных моделей по видео. Развлечения | 8 | 4 | 6 | Практическая работа |
17 | Подготовка к соревнованиям «Механическое сумо Wedo» | 12 | 4 | 8 | Практическаяработа |
18 | Сборка и презентация творческих конструкций | 10 | 4 | 6 | Творческая работа |
19 | Итоговое занятие | 2 | 1 | 1 | Практическаяработа |
| Итого | 144 | 60 | 84 |
|
Год обучения
№ | Название раздела, темы | Количество часов | Формы контроля | ||
п/п | всего | теория | практика | ||
1 | Вводное занятие Инструктаж по охране труда | 1 | 1 | 0 | Опрос |
2 | Введение: информатика, кибернетика, робототехника | 1 | 1 | 0 | Практическаяработа |
3 | Физика роботов: Простые машины | 12 | 4 | 8 | Практическая работа |
4 | Физика роботов. Механизмы | 6 | 2 | 4 | Практическая работа |
5 | Подготовка к соревнованиям «Доверие» | 12 | 4 | 8 | Практическаяработа |
6 | Физика Роботов Конструкции | 2 | 1 | 1 | Практическая работа |
7 | Физика роботов. Сила и движение | 8 | 4 | 4 | Практическая работа |
8 | Физика роботов Измерения | 6 | 3 | 3 | Практическая работа |
Физика роботов Энергия | 6 | 3 | 3 | Практическая работа | |
Подготовка к соревнованиям Лего Зима | 8 | 4 | 4 | Практическая работа | |
Подготовка к районным соревнованиям «Юный конструктор» | 12 | 4 | 8 | Практическая работа | |
9 | Инструктаж по охране труда | 1 | 1 | 0 | Опрос |
10 | Подготовка к городским соревнованиям «Юный конструктор» | 5 | 2 | 3 | Практическая работа |
11 | Физика роботов. Машины с электродвигателем | 8 | 4 | 6 | Практическаяработа |
12 | Подготовка к соревнованиям «Механическое сумо Wedo/ТИФ» | 10 | 2 | 8 | Практическая работа |
16 | Подготовка к соревнованиям Лего Весна | 8 | 2 | 6 | Практическая работа |
18 | Физика роботов: Творческие задания | 12 | 6 | 6 | Творческаяработа |
19 | Подготовка к районным соревнованиям "Биатлон" | 12 | 2 | 8 | Практическая работа |
19 | Сборка и презентация творческих конструкций | 12 | 2 | 8 | Практическая работа |
20 | Итоговое | 2 | 1 | 1 | Практическаяработа |
Итого: | 144 | 68 | 76 |
Календарный учебный график
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год | 1.09 | 30.05 | 36 | 144 | 2 раза в неделю по 2 академических часа. Академический час равен 45 минутам. |
2 год | 1.09 | 30.05 | 36 | 144 | 2 раза в неделю по 2 академических часа. Академический час равен 45 минутам. |
3 год | 1.09 | 30.05 | 36 | 144 | 2 раза в неделю по 2 академических часа. Академический час равен 45 минутам. |
Рабочая программа