Прочитайте конкурсное сочинение в жанре эссе «Законы жизни» Т. Бикташева»

Прочитайте текст Д.С. Лихачева. О чем он?

 

Я не люблю определений и часто не готов к ним. Но я могу указать на некоторые различия между совестью и честью. Между совестью и честью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходит из глубины души и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызёт». Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушённой или слишком преувеличенной (крайне редко). Но представления о чести бывают совершенно ложными и эти ложные представления наносят колоссальный ущерб обществу. Я имею

в виду то, что называется «честью мундира». У нас исчезло такое несвойственное нашему обществу явление дворянской чести, но  «честь мундира» остаётся тяжёлым грузом. Точно человек умер, а  остался только мундир, с которого сняты ордена. И внутри которого уже не бьётся совестливое сердце.

«Честь мундира» заставляет руководителей отстаивать ложные  или порочные проекты, настаивать на продолжении явно неудачных  строек, бороться с охраняющими памятники обществами («наша стройка важнее») и т. д. Примеров подобного отстаивания «чести мундира» можно привести много.

Честь истинная — всегда в соответствии с совестью.

Честь ложная — мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой (вернее, «чиновничьей») души.

1. В чём, по мнению автора текста, заключаются различия между понятиями

честь и совесть?

2. Используя материалы «Лингвистических заметок» (с. 160), объясните смысл

слов честь и совесть.

3. Как вы понимаете выражения совесть «грызёт» и честь мундира?

4. Выпишите из текста ключевые слова и сформулируйте основную мысль ав-

тора.

5. Подумайте, согласны ли вы с мнением Д. Лихачёва и почему.

6. Напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему «Моё представление о

совести и чести в современном мире».

7. Найдите в тексте сложные предложе

Задания к тексту.

- В чем по мнению автора, заключается различие между понятиями честь и совесть?

- Как вы понимаете «совесть грызет», «честь мундира»?

- Согласны ли вы с мнением Д.С. Лихачева?

- Напишите сочинение-рассуждение «Мое представление о совести и чести в современном мире».

 

 

Прочитайте текст. Определите его стиль, жанр. Над какой проблемой размышляет автор текста? Какие примеры приводит для подтверждения своего мнения?

 

Прочитайте текст. Над какой проблемой размышляет автор? Какие при-

меры приводит для подтверждения своего мнения?

Бесконечно опасен крик в педагогике. В одном газетном очерке с восторгом описывался знаменитый тренер, работающий с детьми и подростками. Автор писал, что сей мастер своего дела бывает несдержан и грубоват, и говорилось об этих качествах его натуры как о гранях самобытного таланта. Если педагог не обходится без крика, значит, это плохой педагог.

 Мой собственный педагогический опыт говорит мне об этом. Однажды я не смог совладать с большой незнакомой аудиторией, которой читал хорошо подготовленную лекцию, — зал шумел. Я повысил голос — на мгновение стало чуть тише, а потом снова шум. Я заговорил ещё громче. Опять минута относительного внимания, и снова шум. Я заговорил уже не «форте» — «фортиссимо». Тот же результат! Мои голосовые возможности были исчерпаны, а тишины и внимания я так и не добился.

Став опытнее, я узнал: если класс, студенческая или иная аудитория шумит, надо говорить не громче, а, наоборот, тише. В зале возникнут островки внимания. Те, кому интересно узнать, что всё-таки там говорят, сами заставят замолчать соседей, и постепенно внимание разольётся по залу.

Мне часто приходилось выступать в школах. Я почти всегда знал (на)перёд каким окажет(?)ся общение с юной аудиторией ра(з, с)кова(н, нн)ым радостным творческим или напряжё(н, нн)ым и тягостным. Важнейший признак звучат ли в вестибюле и ко(р, рр)идорах громкие окрики педагогов или все пожелания замечания требования высказывают(?)ся спокойными голосами. Школа где по ушам бьёт крик, как правило, плохая школа...

Крик - маска про(ф, фф)е(с, сс)иональной (не)компетентности! Отсталости. Понимать это очень важно, а бороться с тем чем порожде(н, нн)о это явление ещё важнее. (По книге С. Львова «Быть или казаться)

казаться?»)

 

Задания к тексту.

Поработайте в парах. Обсудите прочитанный вами текст упр. 322.

Выслушайте друга, выясните, как вы относитесь к точке зрения автора, с чем

согласны, а с чем нет.

Обсудите вопрос о том, какой должна быть хорошая школа. Какие качества

она должна развивать в учениках? Какими должны быть в ней отношения между

учениками и учителями?

Напишите сочинение на тему «Какой должна быть хорошая школа?» или «Ка-

ким должен быть хороший учитель?»

Поработайте в парах. Обсудите прочитанный вами текст упр. 322.

Выслушайте друга, выясните, как вы относитесь к точке зрения автора, с чем

согласны, а с чем нет.

Обсудите вопрос о том, какой должна быть хорошая школа. Какие качества

она должна развивать в учениках? Какими должны быть в ней отношения между

учениками и учителями?

Напишите сочинение на тему «Какой должна быть хорошая школа?» или «Ка-

ким должен быть хороший учитель?»

Поработайте в парах. Обсудите прочитанный вами текст упр. 322.

Выслушайте друга, выясните, как вы относитесь к точке зрения автора, с чем

согласны, а с чем нет.

Обсудите вопрос о том, какой должна быть хорошая школа. Какие качества

она должна развивать в учениках? Какими должны быть в ней отношения между

учениками и учителями?

Напишите сочинение на тему «Какой должна быть хорошая школа?» или «Ка-

ким должен быть хороший учитель?»

Обсудите в паре, какой должны быть хорошая школа. Какими должны быть отношения между учениками и учителем?

Напишите сочинение «Каким должна быть хорошая школа», «Каким должен быть хороший учитель?»

Послушайте фрагмент конкурсного эссе «Законы жизни» Т. Бик-

Ташева. Определите его тему и основную мысль.

Прочитайте текст. Какие слова и выражения вы считаете ключевыми для по-

Нимания смысла текста? Выпишите их.

Прочитайте конкурсное сочинение в жанре эссе «Законы жизни» Т. Бикташева».

 

Жизнь человека удивительна и... непредсказуема. В ней всегда найдётся место радости и печали, пониманию и обидам, похвале и критике, верности и предательству. Человеку нередко приходится претерпевать оскорбления и унижения. Но стоит ли держать зло на людей, обидевших нас? Всем нам, конечно же, сгоряча кажется, что просто необходимо отомстить нашим обидчикам. Но чего мы в результате этого добьёмся? Обострения противоречий, только и всего.

НЕПРОЩЕНИЕ может стать причиной более серьёзных вещей: обмана, оскорбления, унижения, предательства или даже преступления. Агрессия, злоба не дают сосредоточиться на чём-то более важном. Каждый день человек ходит и думает о том, что его обидели.

Негативные мысли начинают разрушать его, он нервничает, раздражается, перестаёт улыбаться и даже может заболеть. Ведь доказано, что в результате сильной обиды могут развиться самые страшные болезни. А нужно ли это?

Каждая обида — это своеобразное испытание человека на прочность. Если сумел человек простить, значит, смог он выдержать это нелёгкое испытание и показать своё моральное превосходство. Как жаль, что это мы понимаем не сразу, а лишь спустя некоторое время, когда уже становится гораздо труднее исправить свои ошибки.

Все мы на определённом этапе своей жизни можем причинить боль кому-либо, но все мы ждём прощения, понимания, доброго отношения от других. Так давайте же избавимся от собственных обид и примем этот непростой закон: ПРОЩАТЬ. Научимся прощать —сумеем решить многие наши проблемы, получим возможность наслаждаться любовью родных и близких, любить самим, дарить радость. И в нашем сердце тогда будет место лишь для светлых и жизнерадостных мыслей, для добрых планов на будущее, для ощущения полноты жизни. Одним словом, научившись прощать, мы сумеем достойно прожить нашу жизнь.

 

Задания к тексту

1. Как вы думаете, почему два слова в тексте написаны прописными буквами?

2. Определите тему и основную мысль текста.

3. Используя приём сжатия, запишите краткое содержание текста, отразив наи-

более важные мысли автора.

4. Найдите в тексте бессоюзное сложное предложение, объясните используемые

в нём знаки препинания.

5. Объясните, как вы понимаете смысл утверждения: «Одним словом, научив-

шись прощать, мы сумеем достойно

1. Определите основную мысль и тему текста.

2. Как вы понимаете смысл высказывания: Одним словом, научившись прощать, мы сумеем достойно прожить нашу жизнь.

3. Согласны ли вы с автором. Аргументируйте свой ответ.

 

4. Прочитайте эссе,  автор которого  ― Вячеслав  Пьецух  ― размышляет о  сути некоторых  пословиц  в  работе  «Сравнительный  комментарий  к  пословицам русского народа»

 

Всякая сосна своему бору шумит

Пушкин писал другу Вяземскому: «Я, конечно, презираю отечество моё с головы до ног, но мне досадно, если иностранец разделяет со мной это чувство». И точно,  обидно, когда чужеземец выказывает пренебрежение к  России и ко всему русскому, поскольку у него получается не художественная проза, а что-то примитивно ясное, как  меню. А  вот если мы почнём всех собак  вешать, имея в виду наши отечественные порядки, то это будет прямая художественная проза – с завязкой-развязкой, лёгкой истерикой в  кульминации, любовным томлением и слезой.

Вообще это на удивление чисто русское занятие ― ругательски ругать своих соотечественников  и  страну.  Кажется,  нет  другого  такого  народа,  который настолько последовательно и сладострастно... не то чтобы держался в оппозиции к государству, а по-простому валял бы в грязи властный аппарат, общественное устройство,  народное  хозяйство,  национальные  свычаи  и  обычаи,  а  главное, человека родных кровей.

Другое дело, что мы не любим сор из избы выносить, и если такое случается с нашим соотечественником, то мы искренне считаем его ренегатом и подлецом… Любопытно,  что  на  Западе  этих  настроений  в  помине  нет.  И  даже  англичанин считает,  что  самое  совершенное  в  мире  государственное  устройство  ― английское, немцы ― что самый лучший народ на земле немцы, американцы ― что  самая  большая  на  нашей  планете  страна  Техас.  Поэтому  гражданин, презирающий своё отечество, там выродок, аномалия, которого надо изолировать и  лечить.  Вместе  с  тем  любопытно,  что  среди  таковых  остаются  Гёте,  Байрон, Виктор Гюго.

Почему  бы  это?  Может  быть,  потому,  что  критическая  настроенность  по отношению  к родному обществу  ― в Европе есть  признак избранности,  удел изощрённых  характеров  и  умов.  А  простой  обыватель  там  по  определению патриот. У  нас же  в  России,  видимо,  «Весь  народ  из одних  ворот»,  то  есть какого нашего  соотечественника ни  возьми,  у  каждого  изощрённый  характер  и  резвый ум. Ибо презираючи страдать или страдаючи презирать (это у нас почему-то всегда  ходит  парой)  ― дело  настолько  общенациональное,  что  стоит  собраться вместе  столяру,  слесарю  и  сантехнику,  как  тотчас  выноси  святых.  И  жить-то  в России  нельзя,  просто  медицински  противопоказано,  и  ворует-то  народ безобразно, и дороги непроезжие, и свирепствуют дураки.

У нас как раз патриот ― аномалия, по четырём причинам аномалия, каковые, убедительности  ради,  следует  привести.  

Во-первых,  Россия  ―  страна неуправляемая,  поскольку  в  её  властных  структурах  слишком  много проходимцев,  неучей  и  воров.  

Во-вторых,  наше  общество  пребывает сравнительно в  детском возрасте и ещё не отличает благодетеля от врага.  

В-третьих, народное хозяйство России как-то дышит за счёт того, что работнику или почти  ничего  не  платят,  или не  платят  практически  ничего.  

В-четвертых,  русак есть человек, существующий вовне как-то неотчётливо и непрочно, потому что у нас  недостаёт  традиций,  общенациональной  морали,  гражданских  навыков  и культурного багажа. Следовательно, патриот  в России потому аномалия, что  он профессионально предан тому, чего нельзя ни уважить, ни оправдать.

Вообще у нас настоящий патриот тот, кто ни при каких условиях не променяет родину на Ривьеру, кто ей горячо симпатизирует не за что-то, а вопреки. Недаром у нас говорят: «Не  по хорошему мил, а  по милу хорош». Также недаром мы лезем из кожи вон, придумывая то Россию, в которую можно только верить,  а  умом  постичь  нельзя,  то  загадочную  русскую  душу,  в  которой  на поверку  ничего  загадочного-то  и  нет,  то  национальную  идею,  которой  по мирному времени просто не может быть.

 Наверное,  это  и  есть  ― любить  свою  родину  по-русски,  нервно,  чуть  ли  не навзрыд, как в семьях любят больных детей

 

Задание к тексту

1. Выпишите из текста первое и заключительное предложения, выполните их

синтаксический  разбор,  укажите  все  части  речи.  Сформулируйте  проблемы  (не менее двух), о которых размышляет автор.

2. Выразите своё согласие/несогласие с позицией автора.

3. Аргументируйте своё мнение, приведите примеры.

4. Оформите  свою  работу  таким  образом,  словно  вы  выступаете  на  круглом столе, где идёт обсуждение, и вы можете быть как на  стороне автора, так и его оппонентом.

 

нею  холодное  солнце  (1),  выли  метели  (2),  с  грохотом  проносились по  улице

лесовозы(3),  звучали  голоса  ребятишек,  возвращающихся  из  школы(4),  —  ни  на

что  Агафьина  изба  отозваться  не  могла,  умершая  безмогильно,  наводящая  на

живых тяжёлую тоску (5)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: