Прочитайте текст Д.С. Лихачева. О чем он?
Я не люблю определений и часто не готов к ним. Но я могу указать на некоторые различия между совестью и честью. Между совестью и честью есть одно существенное различие. Совесть всегда исходит из глубины души и совестью в той или иной мере очищаются. Совесть «грызёт». Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушённой или слишком преувеличенной (крайне редко). Но представления о чести бывают совершенно ложными и эти ложные представления наносят колоссальный ущерб обществу. Я имею
в виду то, что называется «честью мундира». У нас исчезло такое несвойственное нашему обществу явление дворянской чести, но «честь мундира» остаётся тяжёлым грузом. Точно человек умер, а остался только мундир, с которого сняты ордена. И внутри которого уже не бьётся совестливое сердце.
«Честь мундира» заставляет руководителей отстаивать ложные или порочные проекты, настаивать на продолжении явно неудачных строек, бороться с охраняющими памятники обществами («наша стройка важнее») и т. д. Примеров подобного отстаивания «чести мундира» можно привести много.
|
|
Честь истинная — всегда в соответствии с совестью.
Честь ложная — мираж в пустыне, в нравственной пустыне человеческой (вернее, «чиновничьей») души.
1. В чём, по мнению автора текста, заключаются различия между понятиями
честь и совесть?
2. Используя материалы «Лингвистических заметок» (с. 160), объясните смысл
слов честь и совесть.
3. Как вы понимаете выражения совесть «грызёт» и честь мундира?
4. Выпишите из текста ключевые слова и сформулируйте основную мысль ав-
тора.
5. Подумайте, согласны ли вы с мнением Д. Лихачёва и почему.
6. Напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему «Моё представление о
совести и чести в современном мире».
7. Найдите в тексте сложные предложе
Задания к тексту.
- В чем по мнению автора, заключается различие между понятиями честь и совесть?
- Как вы понимаете «совесть грызет», «честь мундира»?
- Согласны ли вы с мнением Д.С. Лихачева?
- Напишите сочинение-рассуждение «Мое представление о совести и чести в современном мире».
Прочитайте текст. Определите его стиль, жанр. Над какой проблемой размышляет автор текста? Какие примеры приводит для подтверждения своего мнения?
Прочитайте текст. Над какой проблемой размышляет автор? Какие при-
меры приводит для подтверждения своего мнения?
Бесконечно опасен крик в педагогике. В одном газетном очерке с восторгом описывался знаменитый тренер, работающий с детьми и подростками. Автор писал, что сей мастер своего дела бывает несдержан и грубоват, и говорилось об этих качествах его натуры как о гранях самобытного таланта. Если педагог не обходится без крика, значит, это плохой педагог.
|
|
Мой собственный педагогический опыт говорит мне об этом. Однажды я не смог совладать с большой незнакомой аудиторией, которой читал хорошо подготовленную лекцию, — зал шумел. Я повысил голос — на мгновение стало чуть тише, а потом снова шум. Я заговорил ещё громче. Опять минута относительного внимания, и снова шум. Я заговорил уже не «форте» — «фортиссимо». Тот же результат! Мои голосовые возможности были исчерпаны, а тишины и внимания я так и не добился.
Став опытнее, я узнал: если класс, студенческая или иная аудитория шумит, надо говорить не громче, а, наоборот, тише. В зале возникнут островки внимания. Те, кому интересно узнать, что всё-таки там говорят, сами заставят замолчать соседей, и постепенно внимание разольётся по залу.
Мне часто приходилось выступать в школах. Я почти всегда знал (на)перёд каким окажет(?)ся общение с юной аудиторией ра(з, с)кова(н, нн)ым радостным творческим или напряжё(н, нн)ым и тягостным. Важнейший признак звучат ли в вестибюле и ко(р, рр)идорах громкие окрики педагогов или все пожелания замечания требования высказывают(?)ся спокойными голосами. Школа где по ушам бьёт крик, как правило, плохая школа...
Крик - маска про(ф, фф)е(с, сс)иональной (не)компетентности! Отсталости. Понимать это очень важно, а бороться с тем чем порожде(н, нн)о это явление ещё важнее. (По книге С. Львова «Быть или казаться)
казаться?»)
Задания к тексту.
Поработайте в парах. Обсудите прочитанный вами текст упр. 322.
Выслушайте друга, выясните, как вы относитесь к точке зрения автора, с чем
согласны, а с чем нет.
Обсудите вопрос о том, какой должна быть хорошая школа. Какие качества
она должна развивать в учениках? Какими должны быть в ней отношения между
учениками и учителями?
Напишите сочинение на тему «Какой должна быть хорошая школа?» или «Ка-
ким должен быть хороший учитель?»
Поработайте в парах. Обсудите прочитанный вами текст упр. 322.
Выслушайте друга, выясните, как вы относитесь к точке зрения автора, с чем
согласны, а с чем нет.
Обсудите вопрос о том, какой должна быть хорошая школа. Какие качества
она должна развивать в учениках? Какими должны быть в ней отношения между
учениками и учителями?
Напишите сочинение на тему «Какой должна быть хорошая школа?» или «Ка-
ким должен быть хороший учитель?»
Поработайте в парах. Обсудите прочитанный вами текст упр. 322.
Выслушайте друга, выясните, как вы относитесь к точке зрения автора, с чем
согласны, а с чем нет.
Обсудите вопрос о том, какой должна быть хорошая школа. Какие качества
она должна развивать в учениках? Какими должны быть в ней отношения между
учениками и учителями?
Напишите сочинение на тему «Какой должна быть хорошая школа?» или «Ка-
ким должен быть хороший учитель?»
Обсудите в паре, какой должны быть хорошая школа. Какими должны быть отношения между учениками и учителем?
Напишите сочинение «Каким должна быть хорошая школа», «Каким должен быть хороший учитель?»
Послушайте фрагмент конкурсного эссе «Законы жизни» Т. Бик-
Ташева. Определите его тему и основную мысль.
Прочитайте текст. Какие слова и выражения вы считаете ключевыми для по-
Нимания смысла текста? Выпишите их.
Прочитайте конкурсное сочинение в жанре эссе «Законы жизни» Т. Бикташева».
Жизнь человека удивительна и... непредсказуема. В ней всегда найдётся место радости и печали, пониманию и обидам, похвале и критике, верности и предательству. Человеку нередко приходится претерпевать оскорбления и унижения. Но стоит ли держать зло на людей, обидевших нас? Всем нам, конечно же, сгоряча кажется, что просто необходимо отомстить нашим обидчикам. Но чего мы в результате этого добьёмся? Обострения противоречий, только и всего.
|
|
НЕПРОЩЕНИЕ может стать причиной более серьёзных вещей: обмана, оскорбления, унижения, предательства или даже преступления. Агрессия, злоба не дают сосредоточиться на чём-то более важном. Каждый день человек ходит и думает о том, что его обидели.
Негативные мысли начинают разрушать его, он нервничает, раздражается, перестаёт улыбаться и даже может заболеть. Ведь доказано, что в результате сильной обиды могут развиться самые страшные болезни. А нужно ли это?
Каждая обида — это своеобразное испытание человека на прочность. Если сумел человек простить, значит, смог он выдержать это нелёгкое испытание и показать своё моральное превосходство. Как жаль, что это мы понимаем не сразу, а лишь спустя некоторое время, когда уже становится гораздо труднее исправить свои ошибки.
Все мы на определённом этапе своей жизни можем причинить боль кому-либо, но все мы ждём прощения, понимания, доброго отношения от других. Так давайте же избавимся от собственных обид и примем этот непростой закон: ПРОЩАТЬ. Научимся прощать —сумеем решить многие наши проблемы, получим возможность наслаждаться любовью родных и близких, любить самим, дарить радость. И в нашем сердце тогда будет место лишь для светлых и жизнерадостных мыслей, для добрых планов на будущее, для ощущения полноты жизни. Одним словом, научившись прощать, мы сумеем достойно прожить нашу жизнь.
Задания к тексту
1. Как вы думаете, почему два слова в тексте написаны прописными буквами?
2. Определите тему и основную мысль текста.
3. Используя приём сжатия, запишите краткое содержание текста, отразив наи-
более важные мысли автора.
4. Найдите в тексте бессоюзное сложное предложение, объясните используемые
в нём знаки препинания.
5. Объясните, как вы понимаете смысл утверждения: «Одним словом, научив-
шись прощать, мы сумеем достойно
1. Определите основную мысль и тему текста.
|
|
2. Как вы понимаете смысл высказывания: Одним словом, научившись прощать, мы сумеем достойно прожить нашу жизнь.
3. Согласны ли вы с автором. Аргументируйте свой ответ.
4. Прочитайте эссе, автор которого ― Вячеслав Пьецух ― размышляет о сути некоторых пословиц в работе «Сравнительный комментарий к пословицам русского народа»
Всякая сосна своему бору шумит
Пушкин писал другу Вяземскому: «Я, конечно, презираю отечество моё с головы до ног, но мне досадно, если иностранец разделяет со мной это чувство». И точно, обидно, когда чужеземец выказывает пренебрежение к России и ко всему русскому, поскольку у него получается не художественная проза, а что-то примитивно ясное, как меню. А вот если мы почнём всех собак вешать, имея в виду наши отечественные порядки, то это будет прямая художественная проза – с завязкой-развязкой, лёгкой истерикой в кульминации, любовным томлением и слезой.
Вообще это на удивление чисто русское занятие ― ругательски ругать своих соотечественников и страну. Кажется, нет другого такого народа, который настолько последовательно и сладострастно... не то чтобы держался в оппозиции к государству, а по-простому валял бы в грязи властный аппарат, общественное устройство, народное хозяйство, национальные свычаи и обычаи, а главное, человека родных кровей.
Другое дело, что мы не любим сор из избы выносить, и если такое случается с нашим соотечественником, то мы искренне считаем его ренегатом и подлецом… Любопытно, что на Западе этих настроений в помине нет. И даже англичанин считает, что самое совершенное в мире государственное устройство ― английское, немцы ― что самый лучший народ на земле немцы, американцы ― что самая большая на нашей планете страна Техас. Поэтому гражданин, презирающий своё отечество, там выродок, аномалия, которого надо изолировать и лечить. Вместе с тем любопытно, что среди таковых остаются Гёте, Байрон, Виктор Гюго.
Почему бы это? Может быть, потому, что критическая настроенность по отношению к родному обществу ― в Европе есть признак избранности, удел изощрённых характеров и умов. А простой обыватель там по определению патриот. У нас же в России, видимо, «Весь народ из одних ворот», то есть какого нашего соотечественника ни возьми, у каждого изощрённый характер и резвый ум. Ибо презираючи страдать или страдаючи презирать (это у нас почему-то всегда ходит парой) ― дело настолько общенациональное, что стоит собраться вместе столяру, слесарю и сантехнику, как тотчас выноси святых. И жить-то в России нельзя, просто медицински противопоказано, и ворует-то народ безобразно, и дороги непроезжие, и свирепствуют дураки.
У нас как раз патриот ― аномалия, по четырём причинам аномалия, каковые, убедительности ради, следует привести.
Во-первых, Россия ― страна неуправляемая, поскольку в её властных структурах слишком много проходимцев, неучей и воров.
Во-вторых, наше общество пребывает сравнительно в детском возрасте и ещё не отличает благодетеля от врага.
В-третьих, народное хозяйство России как-то дышит за счёт того, что работнику или почти ничего не платят, или не платят практически ничего.
В-четвертых, русак есть человек, существующий вовне как-то неотчётливо и непрочно, потому что у нас недостаёт традиций, общенациональной морали, гражданских навыков и культурного багажа. Следовательно, патриот в России потому аномалия, что он профессионально предан тому, чего нельзя ни уважить, ни оправдать.
Вообще у нас настоящий патриот тот, кто ни при каких условиях не променяет родину на Ривьеру, кто ей горячо симпатизирует не за что-то, а вопреки. Недаром у нас говорят: «Не по хорошему мил, а по милу хорош». Также недаром мы лезем из кожи вон, придумывая то Россию, в которую можно только верить, а умом постичь нельзя, то загадочную русскую душу, в которой на поверку ничего загадочного-то и нет, то национальную идею, которой по мирному времени просто не может быть.
Наверное, это и есть ― любить свою родину по-русски, нервно, чуть ли не навзрыд, как в семьях любят больных детей
Задание к тексту
1. Выпишите из текста первое и заключительное предложения, выполните их
синтаксический разбор, укажите все части речи. Сформулируйте проблемы (не менее двух), о которых размышляет автор.
2. Выразите своё согласие/несогласие с позицией автора.
3. Аргументируйте своё мнение, приведите примеры.
4. Оформите свою работу таким образом, словно вы выступаете на круглом столе, где идёт обсуждение, и вы можете быть как на стороне автора, так и его оппонентом.
нею холодное солнце (1), выли метели (2), с грохотом проносились по улице
лесовозы(3), звучали голоса ребятишек, возвращающихся из школы(4), — ни на
что Агафьина изба отозваться не могла, умершая безмогильно, наводящая на
живых тяжёлую тоску (5)