Первый период: Домонгольская Русь 5-13 век.
Второй период: Московский период (расцвета) с 1387 года(Куликовская битва) по 16 век. Византию завоевывают Турки. Москва-третий Рим, четвертому не бывать.
Третий период: Поздний период 16-17 века.
v Домонгольская Русь.
Столица Киев. 1037 году Ярославом Мудрым приглашены византийские мастера и строят собор Святой Софии.
Столица Владимир. Успенский храм 12 век. В этот период появляется аркатурно-колоннчатый пояс (типа псевдо-арка). Аристотель Феорованти взял отдельные элементы. Из Киева во Владимир и в Москву – икона Богоматерь
Церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли 12 век. Старые храмы имеют шлемообразные купола. В этом он формы луковицы. Следовательно, с тем куполом что-то произошло, и этот луковицеобразный купол добавили позже
.
Дмитриевский собор à
Храм Святого Георгия Старой Ладоги 12 век. К этому времени относятся узкие окна, белый мраморный цвет, шлемовидные купола.
v Период Расцвета.
Столица Москва. Феофан Грек, Андрей Рублей, Дионисий. Московские соборы.
|
|
Андрей Рублев. (1360-1428г)
Самая важная работа «Троица» -- Шедевр. Его Троица едина, Рублев никого не выделяет. Движение по кругу. Стоит в Третьяковке.
Один из тех людей, которых приняли в ранг Святых.
Андрей Рублев вносит в византийскую суровость Феофана Грека мягкость и поэтичность.
«Звенигородский чин» - три иконы с изображением Архангела Михаила, Христа, Апостола Павла. Третьяковка.
Он писал фрески в Успенском соборе во Владимире.
Его работы украшают иконостас Благовещенского собора вместе с работами Феофана.(Первый высокий икностас) Главный ряд, деисисный, делает Феофан Грек, а Рублев делает праздничный ряд.
Феофан Грек. (1340-1410г)
Учитель Рублева. Византийский мастер. Одна из самых важных работ – «Спас Вседержитель» или «Пантократор» в Великом Новгороде. Это минимальное кол-во красок. Суровость лика(наследие Византии).
«Успения Пресвятой Богородице» в Третьяковской галерее.
«Преображение»- икона.
Феофан Грек расписывал иконостас в Благовещенском соборе(один из соборов Московского Кремля)
Дионисий.
Фрески(рисунки на сырой штукатурки) в Ферапонтовом монастыре – среди этих фресок можно выделить «Николая Угодника», который находится под куполом.
«Николай Угодник»
Фреска «Путешествие волхвов».
«ЖитиеМитрополита Алексея»
«Богоматерь Одегитрия»(ребенок не прислонен к матери)
Соборы Московского Кремля.
• Успенский собор – венчали на царство и княжество всех правителей, вплоть до Николая 2. – Главный собор Москвы. (Шлемообразные купола) строит Аристотель Фьораванти, итальянский архитектор. При создании собора он основывается на традиции Владимира. А Москва - преемница Владимира.
|
|
• Благовещенский собор – иконы Рублева и Феофана Грека.(купола луковицы)
Рублев и Грек объединяются в создании иконостаса Благовещенского собора (первый высокий иконостас). Главный ряд, деисисный, делает Феофан Грек, а Рублев делает праздничный ряд.
· Архангельский собор.
усыпальница всех правителей, вплоть до Алексея Михайловича.
(два шлемообразных, один луковицеобразный, скорее всего, позже подстроенный)
v Поздний период.
К 16-17в. свобода, с которой работали художники постепенно идет к своду правил. На фоне "Троицы" Симона Ушакова появляется римская триумфальная арка, что говорит о солидарности с западом.