Порядок выполнения задания

Как написать эссе

Определение эссе

Слово "эссе" пришло в русский язык из французского и исторически восходит к латинскому слову exagium (взвешивание). Французское essai можно буквально перевести словами опыт, проба, попытка, набросок, очерк.

Данный жанр стал популярным в последние годы. Создателем жанра эссе считается М.Монтень ("Опыты", 1580 г.)

Признаки эссе

Можно выделить некоторые общие признаки (особенности) жанра, которые обычно перечисляются в энциклопедиях и словарях:

1. Небольшой объем.

Каких-либо жестких границ, конечно, не существует. Объем эссе - от трех до семи страниц компьютерного текста. Например, в Гарвардской школе бизнеса часто пишутся эссе всего на двух страницах. В российских университетах допускается эссе до десяти страниц, правда, машинописного текста.

2. Конкретная тема и подчеркнуто субъективная ее трактовка.

Тема эссе всегда конкретна. Эссе не может содержать много тем или идей (мыслей). Оно отражает только один вариант, одну мысль. И развивает ее. Это ответ на один вопрос.

3. Свободная композиция - важная особенность эссе.

Исследователи отмечают, что эссе по своей природе устроено так, что не терпит никаких формальных рамок. Оно нередко строится вопреки законам логики, подчиняется произвольным ассоциациям, руководствуется принципом "Всё наоборот".

4. Непринужденность повествования.

Автору эссе важно установить доверительный стиль общения с читателем; чтобы быть понятым, он избегает намеренно усложненных, неясных, излишне строгих построений. Исследователи отмечают, что хорошее эссе может написать только тот, кто свободно владеет темой, видит ее с различных сторон и готов предъявить читателю не исчерпывающий, но многоаспектный взгляд на явление, ставшее отправной точкой его размышлений.

5. Склонность к парадоксам.

Эссе призвано удивить читателя (слушателя) - это, по мнению многих исследователей, его обязательное качество. Отправной точкой для размышлений, воплощенных в эссе, нередко является афористическое, яркое высказывание или парадоксальное определение, буквально сталкивающее на первый взгляд бесспорные, но взаимоисключающие друг друга утверждения, характеристики, тезисы.

6. Внутреннее смысловое единство

Возможно, это один из парадоксов жанра. Свободное по композиции, ориентированное на субъективность, эссе вместе с тем обладает внутренним смысловым единством, т.е. согласованностью ключевых тезисов и утверждений, внутренней гармонией аргументов и ассоциаций, непротиворечивостью тех суждений, в которых выражена личностная позиция автора.

7. Ориентация на разговорную речь

В то же время необходимо избегать употребления в эссе сленга, шаблонных фраз, сокращения слов, чересчур легкомысленного тона. Язык, употребляемый при написании эссе, должен восприниматься серьезно.

Итак, при написании эссе важно определить (уяснить) его тему, определить желаемый объем и цели каждого параграфа.

Начните с главной идеи или яркой фразы. Задача - сразу захватить внимание читателя (слушателя). Здесь часто применяется сравнительная аллегория, когда неожиданный факт или событие связывается с основной темой эссе.

 

Оформление эссе

При написании эссе важно также учитывать следующие моменты:

1. Вступление и заключение должны фокусировать внимание на проблеме (во вступлении она ставится, в заключении - резюмируется мнение автора).

2. Необходимо выделение абзацев, красных строк, установление логической связи абзацев: так достигается целостность работы.

3. Стиль изложения: эссе присущи эмоциональность, экспрессивность, художественность. Специалисты полагают, что должный эффект обеспечивают короткие, простые, разнообразные по интонации предложения, умелое использование "самого современного" знака препинания - тире. Впрочем, стиль отражает особенности личности, об этом тоже полезно помнить.

 

Примеры эссе

 

Тема: Современное искусство

Я считаю, что современно искусство – это вид художественной деятельности, который тяжело понять с первого взгляда. Именно поэтому это искусство требует детального рассмотрения и полного погружения в него.

Недавно мы с классом посетили Эрмитаж и музее современного искусства «Эрарта». Раньше я никогда не видела произведений современного искусства. У меня сложилось впечатление, что я была в двух различных мирах. Первый мир – это мир роскоши, богатства и изящества. Дворец императоров в прошлом, а сейчас один из самых популярных музеев мира. Позолоченные украшения, мозаики из драгоценных камней, картины великих художников, таких как Леонардо да Винчи, Рембрандт или Айвазовский – все завораживает посетителей, и остается в памяти надолго. А второй мир – это мир, который мне совершенно не понятен. Странные, как «Автопортрет с Малевичем и Ван Гогом», или бессмысленные, как «Рубашка» Сергея Шнурова, картины и композиции, сделанные из подручных материалов, например, металлический ангел или кресло из шин – все это не вызвало в моей душе восхищения, и почти не оставило следа.

Принято считать, что художник оставляет смысл в своей картине, как писатель в своем произведении. Мир Эрмитажа – это мир классического искусства. Этот мир очаровывает всех, кто хотя бы раз, побывал в нем. Мир Эрарта – это мир современного искусства. Говорят, что, разгадывая тайный смысл произведений этого искусства, мы раскрываем и свой внутренний мир. Может быть этот мир и актуален для нас сейчас, но для меня он совершенно чужой.

Сравнивая, эти два мира, я выбрала бы мир Эрмитажа, потому что я считаю, что классическое искусство неповторимо и незаменимо. Даже если изобразить тот же сюжет в современном искусстве, что уже попробовали некоторые авторы, например, «Адам и Ева» А. Загорского, то он все равно потеряет смысл. Классическое искусство – это не только наше прошлое, а также и настоящие, и будущие.

 

Тема: Современное искусство. Экскурсия в музей

Недавно мы с классом ходили в музей современного искусства Эрарта. С первого же экспоната стало понятно, что чего то обычного от этого места можно не ждать. "Кресло-водопад". На примере этой инсталляции нам показали каким образом надо думать, чтобы понять смысл той или иной композиции современного искусства. Это кресло было сделано в память о находившемся на месте музея заводе автомобильных покрышек, так что само кресло сделано из покрышек, так же нам сказали, что не все видят в этом кресле водопад. И в этом заключается главная суть современного искусства: многогранность, многосмысленность, непонятность. Дерзость, сочетание несочетаемого и вопрос который как-бы задаёт каждая картина: " ты видишь меня?", "ты понимаешь?". Но понимать не так уж и просто. Иногда истинный смысл композиции, с которым её создавал автор, остаётся навсегда утерянным. Зато могут появиться другие версии и они не будут считаться не правильными, ведь в современном искусстве много смыслов и иногда они совершенно не соприкасаются друг с другом. Чтобы понять это искусство надо научиться не только смотреть, но и видеть. Ведь смысл этих картин и инсталляций не в том чтобы поразить своей красотой, а заставить задуматься. Современное искусство- это что-то непонятное,

 

Тема: "Человек и общество": Проблемы одиночества и уединения в городе

У одиночества есть множество определений. Каждый выбирает то, что на данный момент подходит ему больше всего. Это всегда вынужденный или добровольный уход от людей.

Я задумалась об этом серьезно, когда мы писали совместный роман с Янушем Вишневским, автором культовой книги «Одиночество в сети». Мы много говорили о нем - одиночестве. И я поняла, что он, как и все талантливые люди, опередил свое время и предугадал современную ситуацию. Мы заменяем нормальное человеческое общение, полное эмоций, интонаций, запахов, взглядов, на общение по интернету. Мы фантазируем, воображаем наши свидания, додумываем и придумываем нашу жизнь. А когда происходят реальные встречи, как правило, нас ждет разочарование. Ведь мы уже пережили все внутри себя. Гаджеты, с одной стороны, облегчают наше общение, делая его более доступным, но, в конце концов, лишают нас его. Психологи возводят одиночество в ранг болезни. О нем много говорят и его боятся.

Но что же это такое? Невозможность адаптации в социальном пространстве или потребность души? Единого ответа нет. Все преломляется через призму каждого конкретного человека и судьбы. Ясно только одно, что все мы одиноки в бесконечном диалоге с самим собой.

 

Но такой диалог быстро утомляет. Он высвобождает слишком много времени для общения с самим собой. Возникают вопросы, на которые не всегда находятся ответы. В какой-то момент становится так скучно. Согласитесь, интересно смотреть спектакль с одним единственным актером, но не все время. Куда интереснее, когда в действии задействовано несколько артистов.

Часто одиночество возникает из боязни быть не понятым и является своего рода защитой от разочарования и обид. Но может быть и наоборот. Перелистывая страницы нашей истории, мы осознанно выбираем одиночество как единственную возможность, которая примиряет нас с реальностью.

Я часто задаю себе вопрос: действительно ли страшно одиночество? И почему люди так много говорят об этом? Не подумайте, что я призываю к нему. Нет… Я просто хочу сказать, что не нужно так его боятся. Интересному, наполненному человеку не бывает одиноко. Он постоянно развивает себя и свою душу. Читает, ходит в театр и кино. Хотя многие вокруг жалеют его, считая одиноким. Но это не так. Ему совсем не скучно. Он наслаждается жизнью и ее дыханием. Мне кажется, что когда человек наполнен сам, только тогда у него возникает возможность встретить родственную душу, свою вторую половинку. Но в любом случае все мы разные.

Но еще больше человек одинок среди толпы. Замечала, приходишь на какой-то прием или просто идешь по Невскому посреди дня. А вокруг люди, и они куда-то спешат, туристы фотографируют Казанский собор, пьют кофе, а я чувствую себя совсем одной в этом большом городе с его площадями, музеями. В большом городе, мегаполисе, люди зачастую ощущают себя никому не нужными. Может быть, потому, что среди такого количества людей хочется побыть одному? Мы действительно часто бываем более одиноки среди людей, чем в тиши своих комнат. Когда человек думает или работает, он всегда наедине с собой.

В одиночестве каждый видит в себе то, что он есть на самом деле. Нам не нужно притворяться. Мы такие, какие есть.

В Петербурге опять идет дождь со снегом, и небо опускается ниже. Такого низкого неба нет нигде. Уголки наших губ тоже опускаются, а грусть заключает в свои тяжелые объятия.

Но именно грусть заставляет нас задуматься и вспомнить, что одиночество - извечный спутник жизни. О нем лишь чересчур много говорят. Человек одинок всегда и никогда, говорил Эрих Мария Ремарк.

Но давайте постараемся не забывать, что одиночество - это признак бессилия и нежелания менять свою жизнь. А значит, и жизнь окружающих людей к лучшему.

 

Порядок выполнения задания

1. Прочитать внимательно текст лекции и инструкции по написанию эссе.

2. Выбрать свою тему из списка.

3. Написать эссе или записать аудио/видео презентацию.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: