Проверка может охватить не более 3 календарных лет, предшествующих году проверки.
Проверки могут быть камеральные и выездные.
Камеральные проверки проводятся по месту нахождения налогового органа, без выезда на предприятие, на основании документов и деклараций, предоставленных налогоплательщиками. Проводится без специального разрешения руководства налогового органа в течение 3 месяцев со дня предоставления декларации.
Если были выявлены ошибки, то об этом сообщают налогоплательщику. На сумму доплат по налогам направляется в банк требование об уплате, налоговый орган вправе требовать дополнительные документы и сведения. Руководитель налогового органа рассматривает материалы проверки и выносит решение в течение 2 недель по окончании срока, когда налогоплательщику предоставлено время исправить нарушения или представить возражения.
Выездная проверка проводится в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей на основании решения руководителя налогового органа, но не чаще 1 раза в год по одним и тем же налогам за один и тот же период времени. Выездная проверка проводится в течение 2–3 месяцев и охватывает не более 3 предшествующих лет. По окончании проверки составляется справка, в которой фиксируются предмет проверки и сроки. Результаты проверки оформляются актом после составления справки по специальной форме и подписываются руководителем предприятия и должностными лицами, уполномоченными на проведение проверки.
Налогоплательщик имеет право обжаловать действие или бездействие налоговых органов ненормативного характера в вышестоящий налоговый орган в течение 3 месяцев со дня, когда он узнал о нарушении прав, в арбитражный суд.
Существует несколько видов ответственности за совершение налогового правонарушения:
1) экономическая (финансовая) – недоплаты, пени, штрафы;
2) административная;
3) уголовная.
Фискальная политика
Фискальная политика – это система регулирования экономики с помощью государственных расходов и налогов.
Политика государственных расходов и налогов выступает одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики в рамках стабилизации экономического развития страны. Государственные расходы и налоги оказывают прямое воздействие на уровень совокупных расходов, объем национального производства и уровень занятости населения. При увеличении налогов совокупные расходы сокращаются, и наоборот.
Различают два вида фискальной политики:
1) автоматическая фискальная политика предполагает наличие встроенных стабилизаторов в экономическом механизме, к ним могут быть отнесены:
а) автоматические изменения налоговых поступлений;
б) изменения систем пособий по безработице и социальных выплат;
2) дискреционная фискальная политика – это целенаправленные изменения в области государственных расходов и в налоговой системе; основными инструментами такой политики могут выступать:
а) изменение государственных расходов (снижение расходов приводит к падению совокупного спроса);
б) изменение налоговых ставок (снижение налоговых ставок увеличивает совокупный спрос).
В зависимости от цели проводится стимулирующая или сдерживающая фискальная политика. В период спада производства осуществляется его стимулирование путем снижения налогов и увеличения государственных расходов. В условиях инфляции проводится сдерживающая фискальная политика, подразумевающая уменьшение правительственных трат и увеличение налогов.
Основными элементами фискальной политики таким образом выступают:
1) государственные расходы – это расходы правительства, оплачиваемые из государственного бюджета, на содержание госаппарата и закупку товаров и услуг, которые бывают двух видов: закупки для собственного потребления государства и закупки для регулирования рынка;
2) налоги – это обязательные, безвозмездные платежи физических и юридических лиц в адрес бюджетов различных уровней; налоговая политика не постоянна, а изменяется в зависимости от исторических условий, целей социального и экономического развития общества.






