Когда предприниматели заключают между собой соглашения о назначении цен или разделе рынков, потребители только проигрывают от такой конкуренции. В результате цены искусственно завышаются, и потребители вынуждены платить больше за те же товары. Это наносит вред экономике в целом, так как уровень цен на товары и услуги определяет предложение и наиболее эффективный способ производства.
По этой причине правительство проводит антимонопольную политику, призванную защитить конкуренцию.
Современная антимонопольная политика государства прежде всего направлена на использование преимуществ естественной монополии под контролем государства и общества и недопущение или ограничение искусственной монополии.
В этих целях принимаются меры против чрезмерной концентрации экономической мощи, искусственных дефицитов, ценовых злоупотреблений.
В случае выявления монополизма к предприятию могут применяться меры демонополизации: денежные компенсации, штрафы, запрет на навязывание своей продукции через продажу ее в комплекте, а то и самое суровое – разукрупнение компании, т. е. ее раздел на несколько фирм.
Антимонопольное законодательство содержит в себе ряд мер, позволяющих бороться с монополистами и их властью:
1. Существующие монополии должны быть распущены и лишены права самостоятельно устанавливать цены, все экономические отрасли должны быть очищены от фирм-монополистов. В то же время важно принимать меры по предотвращению появления вновь созданных монополий. Но эти меры не касаются естественных монополий, которые поставляют потребителям уникальный ресурс и в целом имеют большое общенациональное значение.
2. Преследование государством тех фирм, которые стараются попасть на рынок и завоевать его, намеренно завышая цены и нелегально уничтожая конкурентов. Иными словами, любые попытки осуществления ценовой дискриминации должны пресекаться.
3. Запрещение торговых фирменных блоков, поскольку они представляют собой нечестный метод борьбы с конкурентами.
4. Налаживание производства товаров, которые позволят не только расширить ассортимент рынка, но и контролировать процесс появления группы уникальных товаров.
5. Рынок должен развиваться не только за счет качественных и количественных изменений его показателей, но и посредством налаживания международных отношений и наиболее эффективного распределения научного, творческого и трудового потенциала.
6. Налоговая политика (например, сдерживающая) характеризуется ростом налоговой ставки и сокращением государственных расходов. Это позволяет заставить монополиста снизить цены и зафиксировать их на более или менее равновесном уровне, устраивающем всех субъектов.
Постоянные и переменные издержки
Производство и сбыт любого товара требуют определенных издержек (затрат): на сырье, топливо, энергию, рабочую силу, на покрытие транспортных расходов и т. д. Все расходы предприятия на приобретение необходимых ему материалов и услуг представляют собой издержки производства.
Издержки предприятия можно классифицировать не только на явные и неявные, но и на постоянные и переменные.
Постоянные издержки – это затраты на производство, величина которых не изменяется с ростом объема выпускаемой продукции (оплата бухгалтеров предприятия, арендные платежи, амортизационные отчисления).
Переменные издержки представляют собой затраты, величина которых изменяется в зависимости от объема производства (расходы на материалы, сырье, транспортные услуги).
Сумму постоянных и переменных издержек называют общими (или совокупными) издержками.
Отношение изменения общих издержек к изменению объема произведенной продукции называют предельными издержками.
Краткосрочные и долгосрочные издержки
Существует способ классификации издержек, основанный на учете временных рамок, на протяжении которых принимаются те или иные производственные решения.
Речь идет об издержках производства в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Различают издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах.
Краткосрочный период – это период времени слишком короткий, чтобы предприятие могло изменить свои производственные мощности, т. е. размеры предприятия. Однако в этот период фирма может изменить степень интенсивности использования имеющихся производственных мощностей – в том же здании и с тем же оборудованием выпускать больше продукции за счет лучшей организации труда. Кроме того, этот период недостаточен для входа в отрасль новых фирм (выхода старых), в связи с чем число фирм в отрасли не изменяется.
В краткосрочном периоде различные виды издержек относят либо к постоянным, либо к переменным.
Долгосрочный период – это период времени достаточно продолжительный, чтобы фирма могла изменить количество используемых ресурсов, в том числе и размеры предприятия. В краткосрочном периоде, желая достигнуть определенного уровня продукции, фирма может изменить только один фактор производства, а остальные остаются неизменными. В долгосрочном периоде изменяется объем всех используемых ресурсов. Задачу выпуска того или иного объема продукции фирма может решать, меняя все вводимые факторы производства.
Такие решения повышают ответственность предпринимателя, т.к. долгосрочные решения должны учитывать будущую стоимость ресурсов, возможную конъюнктуру рынка, состояние отрасли в целом.






