Технология проблемного обучения

Понятие «педагогическая технология»

 

   Особенность ФГОС общего образованияявляется их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Поставленная задача требует принципиального изменениями деятельности учителя. Также изменяются и технологи обучения.   

 Существует несколько определений понятия «педагогическая технология».

 

Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель современной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителей (В.М. Монахов)

Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО)

 Педагогические технологии:

· Информационно – коммуникационная технология

· Технология развития критического мышления

· Проектная технология

· Технология развивающего обучения

· Здоровьесберегающие технологии

· Технология проблемного обучения

· Игровые технологии

· Модульная технология

· Технология мастерских

· Кейс – технология

· Технология интегрированного обучения

· Педагогика сотрудничества

· Технологии уровневой дифференциации

· Групповые технологии.

· Традиционные технологии (классно-урочная система)

 

Краткая характеристика педагогических технологий (выборочно).

Информационно – коммуникационная технология

Применение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий и обладающей информационной культурой.

 При реализации ИКТ решаются следующие задачи:

· использование информационные - коммуникационных технологий в учебном процессе;

· формирование у учащихся устойчивого интереса и стремления к самообразованию;

· формирование и развитие коммуникативной компетенции;

· создание условий для формирования положительной мотивации к учению;

· дать ученикам знания, определяющие их свободный, осмысленный выбор жизненного пути.

Применение ИКТ – это  не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения.  Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании своего предмета, повышают эффективность обучения, позволяют улучшить качество преподавания.

 

Технология критического мышления

Критическое мышление – это тип мышления, который помогает критически относиться к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса:

этап вызова: из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы.

этап осмысления: ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции.    этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия.

 

В ходе работы в рамках этой модели школьники, овладевают различными способами интегрирования информации, учиться вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строят умозаключения и логические цепи доказательств, выражают свои мысли ясно и уверенно.

 

Проектная технология

Метод проектов возник в 20-е гг. XX в. в США. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкогов 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.

 В современной российской школе проектная система обучения начала возрождаться в 1980-х – 90-х годах в связи с реформированием школьного образования.

Суть проектной методики заключается в том, что ученик сам должен активно участвовать в получении знаний.  Она учит анализировать конкретную проблему или задачу. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач. Поэтому технологию проекта следует применять в конце изучения темы по определенному циклу. Одним из элементов такой методики является проектная дискуссия, которая основана на методе подготовки и защита проекта по определенной теме.

 

Технология проблемного обучения

 

Под проблемным обучениемпонимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

 

Проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность только тогда, когда предлагаемое ученику проблемное задание соответствует его интеллектуальным возможностям, способствует пробуждению у обучаемых желания выйти из этой ситуации.   В общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно
  Проблемное обучение способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения (смотреть материал в таблице «Виды обучения», раздел Теория обучения)

 


Игровые технологии

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека,  

Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: