Обучение - это взаимообусловленная деятельность учителя и ученика, в процессе которой происходит усвоение общественного опыта и формирование (развитие) свойств личности, т.е. развиваются: способности, интересы, ценностные ориентации, происходит становление характера (В.Г. Казанская, 2003 г.) (из лекций по Педагогической психологии на Курсах воспитателей для СВУ,2012 год)
- двусторонний процесс деятельности учителя и учеников, направленный на сознательное и прочное овладение системой знаний, умений и навыков, в ходе, которого осуществляется развитие умственных способностей и познавательных интересов, овладение методами познавательной деятельности, формируется научное мировоззрение (И.П. Подласый).
Метод обучения - это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения.
Термин «метод» происходит от греческого слова «методос», что означает «путь, способ продвижения к истине».
Для классификации методов обучения необходимо, чтобы выполнялось два условия:
Д.б. Источник знания (слово, предметы, явления, пособия, действия)
Д.б. Характер познавательной деятельности.
Традиционная классификация выделяет 5 методов (из учебника И.П. Подласый, Педагогика):
Практический - опыт, упражнения, учебно-производительный труд
Наглядный - иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся
Словесный - объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж, лекция, дискуссия, диспут
Работа с книгой - чтение, изучение, реферирование, беглый просмотр, цитирование, изложение и др.
Видеометод - просмотр, обучение, упражнения под контролем «электронного учителя», контроль