Структура исследовательской работы по русскому языку

Композиционная структура (последовательность и взаимосвязь структурных элементов), эстетика оформления составляют основу качества исследовательской работы.

Примерная структура исследовательской работы по русскому языку:

Титульный лист

Оглавление

Введение

Основная часть (теоретическая и практическая)

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

 

Рассмотрим каждый из структурных элементов отдельно.

Титульный лист оформляется по образцу, установленному организацией, принимающей вашу работу на рассмотрение (конкурс, фестиваль). На титульном листе указывается название исследовательской работы без слова «тема», без кавычек и без точки в конце; указываются сведения об авторе исследовательской работы (фамилия, имя, класс), ниже – о руководителе. Титульный лист не нумеруется.

В Оглавлении дается название всех глав, параграфов и приложений работы с указанием номеров страниц, на которых они находятся.

Введение — важная и необходимая часть исследовательской работы. Оно должно содержать все необходимые квалификационные характеристики самой работы.

Рассмотрим основные элементы Введения.

Актуальность исследования – важность, значимость, востребованность темы, проблемы. Актуальность предполагает ответ на вопрос: почему тема вашей работы сейчас имеет значение?Актуальным исследование является в том случае, если оно имеет определенную значимость на современном этапе развития науки, общества. Обоснование актуальности — обязательное требование к любой исследовательской работе.

Приведем пример обоснования актуальности исследования.

Тема исследовательской работы (далее – ИР) Актуальность
«Жаргонизмы ВВС РФ семантического поля «Летательные аппараты»» Как показал анализ научной литературы, военный жаргон относится к малоисследованной области лингвистики. Это объясняется малодоступность для постороннего исследования. Данной проблемой занимались такие ученые как О.А. Захарчук, С.В. Лазаревич, В.П. Коровушкин. Однако до сих пор нет полной классификации жаргонизмов Военно-воздушных сил Российской Федерации. Таким образом, актуальность нашего исследования заключается в малой изученности данной темы, в недостаточной разработанности классификации жаргонизмов Военно-воздушных сил, в частности наименований летательных аппаратов.
«Роль звукообразов в детской поэзии» Разнообразие звуков в нашем мире бесконечно. Звук может изучаться с разных точек зрения: акустики, психологии, теории музыки, лингвистики. В современной филологической науке возрос интерес к фонетической составляющей творчества писателей и поэтов [Голуб И.Б., Шенкман В.И.]. Поэтому наше исследование, реализующее данное направление, представляется актуальным и перспективным.

Краткий обзор литературы по теме. Цель – указать степень разработанности данной темы в науке.

Приведем пример.

Тема ИР Краткий обзор литературы по теме
«Эстетическая роль имени числительного в художественном тексте» Как показал анализ литературы, эстетика языковых единиц – достаточно актуальная тема в научных кругах. Однако исследований по нашей теме недостаточно, до сих пор нет полной, системной характеристики эстетических возможностей имени числительного. Наибольший интерес для нас представили работы Ионовой И.А., Голуб И.Б., Солганика Г.Я., Дроняевой Т.С., в которых мы получили наибольший объем сведений по теме исследования.
«Грамматические способы создания комического (на примере языкового анекдота)» Анекдот популярен среди всех возрастных категорий. На наш взгляд, интересно рассмотреть языковую сторону анекдота, а именного языковые средства создания комического. Мы обратились в исследованию грамматической стороны названного жанра, поскольку исследований в данной области явно недостаточно. Состоятельность грамматики, как средства порождения комического, подтверждается лишь в нескольких работах (Абильдинова Ж.Б., Бирюков Н.Г., Карасик В. И.).

Цель – это обоснованное представление об общих конечных или промежуточных результатах поиска. Прежде чем достигнуть чего-то, человек создает мысленный образ будущего, строит его в своей голове, совершает так называемое опережающее отражение действительности.

Задачи исследования – это пошаговый план реализации цели; исследовательские действия, которые необходимо сделать, чтобы достигнуть цели.

Представим примеры выделения цели и задач исследования

Тема ИР Цель Задачи
«Числительные как экспрессивное ядро текстов о Великой Отечественной войне» Цельнашего исследования: выявить экспрессивные возможности имени числительного в поэтическом тексте.  Для решения теоретической части цели были поставлены следующие задачи: проанализировать научную литературу по теме; выяснить значение ключевых понятий по проблеме исследования. Для достижения практической части цели были поставлены такие задачи: найти числительные в стихотворениях о Великой Отечественной войне и выявить их экспрессивную роль.
«Жаргонизмы ВВС РФ семантического поля «Летательные аппараты»» Цель нашей работы: выявить жаргонные названия летательных аппаратов ВВС РФ и определить основания для их наименования. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: 1. Определить лингвистические основы исследования и дать определения ключевым понятиям. 2. Выявить жаргонные наименования летательных аппаратов в области ВВС РФ. 3. Определить основания жаргонных наименований, распределить жаргонизмы-наименования летательных аппаратов по классификационным признакам.

 

Объект - это область действительности, на которую направлена поисковая деятельность исследователя. Предмет – звено, участок действительности, часть объекта исследования, которая требует осмысления. В качестве объекта исследования выступают, как правило, процессы, системы, явления и т. п. Предмет исследования всегда у´же объекта исследования, и именно на изучение этого предмета бывают направлены основные усилия исследователя. Предмет близок теме исследования (формулировки близки).

Проиллюстрируем сказанное на примере трех исследовательских работ.

Примеры формулирования объекта и предмета.

Тема ИР объект предмет
«Жаргонизмы ВВС РФ семантического поля «Летательные аппараты»» Объектом данного исследования послужили жаргонизмы Военно-воздушных сил РФ семантического поля «летательные аппараты». Предмет исследования – семантика военных жаргонизмов.  
«Числительные как экспрессивное ядро текстов о Великой Отечественной войне» Объект нашего исследования – стихотворения мастеров художественного слова, посвященные Великой Отечественной войне. Предметом исследования явились смысловые и эмоциональные возможности имен числительных в поэтических текстах на военную тематику.
«Грамматические способы создания комического (на примере языкового анекдота)» Объектомисследования являются языковые анекдоты. Предметисследования – грамматические средства создания комического в языковых анекдотах.

 

Для проверки того, верно ли выделены предмет и объект исследования, полезно использовать следующую формулу: объект — это то, что исследуется, а предмет — это то, на предмет чего мы исследуем выбранный объект. Сформулируем ее применительно к первой теме: мы исследуем жаргонизмы семантического поля «летательные аппараты» на предмет семантики. Такая формулировка логична, непротиворечива и точно отражает суть исследования, которое следует провести по данной теме. Это значит, что предмет и объект обозначены верно. Точно так же можно проверить любую другую тему.

Методы исследования - это определенный прием или техника изучения чего-либо, способ достижения цели (анализ, сравнение, классификация, обобщение, опрос, анкетирование и др.).Метод определяет, что делать с имеющимся материалом и как именно преподносить его в работе. Выбор методов исследования определяется темой научной работы.

Примеры формулирования методов исследования.

Тема ИР Методы исследования
«Жаргонизмы ВВС РФ семантического поля «Летательные аппараты»» Методы исследования: анализ научной литературы, беседы с преподавателем, метод наблюдения, анализа, обобщения, обработки данных.
«Числительные как экспрессивное ядро текстов о Великой Отечественной войне» Для решения задач исследования и проверки гипотезы мы применяли следующие методы: анализ лингвистической литературы и поэтических текстов; беседы с преподавателем и кадетами; обобщение результатов.
«Выразительная роль прилагательных в стихотворениях о Великой Отечественной войне» Методы исследования: анализ научной литературы и поэтических текстов, беседы с преподавателем; наблюдение; сравнения, обобщение материалов.

 

Рассмотрим факультативные элементы Введения

(для учебных исследований не всегда обязательны)

Гипотеза – предположение, которое доказывается или опровергается в ходе исследования.

Примеры формулирования гипотезы лингвистического исследования.

Тема ИР Гипотеза
«Жаргонизмы ВВС РФ семантического поля «Летательные аппараты»» Гипотеза заключается в следующем:изучение особенностей наименования жаргонизмов семантического поля «летательные аппараты» позволит обнаружить общие закономерности употребления жаргонизмов в современной воинской среде, поскольку данный пласт лексики достаточно разнообразен по характеру наименования.
«Числительные как экспрессивное ядро текстов о Великой Отечественной войне» Нами была сформулирована гипотеза:если имена числительные используются автором в поэтических текстах, то они способны служить не только для обозначения количества, но и стать сильным эмоциональным катализатором, мощным источником всевозможных чувств и настроений.
«Эстетическая роль имени числительного в художественном тексте» Гипотеза данной работы: если имя числительное используется автором в художественном тексте, то оно способно выполнять не только информативную функцию, но и эстетическую, способно украсить текст, сделать его более выразительным и интересным.

 

Новизна. Новая информация может выполнять различные функции: уточнять, конкретизировать существующие сведения, расширять и дополнять их или существенно преобразовывать. В зависимости от этого выделяют следующие уровни новизны: конкретизацию (уточнение), дополнение (расширение), преобразование.

Примеры формулированияновизны исследования.

Тема ИР новизна
«Жаргонизмы ВВС РФ семантического поля «Летательные аппараты»» Новизна работы заключается в том, что данная тема не получила в науке достаточно широкого освещения, до сих пор нет полной классификации жаргонизмов семантического поля «летательные аппараты». Кроме того, необходимость изучения разных пластов военной лексики обусловлено открытием в последнее время в России таких учебных заведений, как кадетские корпуса и училища.
«Эстетическая роль имени числительного в художественном тексте» Научная новизна данного исследования заключается в том, что мы обратились к свежей теме - выявлению интересных и малоизвестных для нас эстетических функций числительных.
«Эстетическая роль деепричастий в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина» Научная новизна данного исследования заключается в том, что мы обратились к свежей, необычной и малоисследованной теме – раскрытию эстетической роли деепричастий в произведении А.С. Пушкина.

 

Теоретическая значимость работы это раскрытие теоретического значения (применения) исследовательской работы, описание того, как могут применяться полученные результаты. Формулируется как возможность дальнейшего использования результатов исследования в конкретных отраслях знания. В этом качестве может быть приведено теоретическое обобщение в какой-либо области знаний.

Практическую значимость исследования предполагает указание на возможность дальнейшего применения предложенных автором практических рекомендаций (содержащихся в приложениях проектов нормативных актов, рекомендаций и т.п.). Можно указать, кому будут полезны полученные результаты, разработанные материалы.

Отметим, что в учебных исследовательских работах можно говорить о значимости исследования в целом, не разделяя на теоретическую и практическую значимость.

Приведем примеры формулирования значимости исследования.

Тема ИР Значимость работы
«Жаргонизмы ВВС РФ семантического поля «Летательные аппараты»» Значимость работы.Мы считаем, что кадеты должны знать не только историю, героическое прошлое своей страны, но и быть знакомыми с понятиями, непосредственно связанными с их будущей специальностью. По нашему мнению,умение говорить «военным языком» и понимать его сокращает сроки адаптации к условиям будущей военной службы. Данное исследование может быть интересно широкому кругу людей: воспитанникам военных заведений, педагогам, а также школьникам и студентам, желающим расширить свой кругозор. 
«Эстетическая роль имени числительного в художественном тексте» Значимость полученных результатов заключается в том, что мы раскрываем роль имен числительных в поэтическом тексте, что способствует повышению интереса к изучению данной части речи и морфологии в целом. Кроме того, обращение к текстам с грамматической стороны способствует более пристальному вниманию к стихотворению, а значит, переосмыслению или выявлению новых граней понимания поэтического текста, усилению интереса к данному стихотворению и поэзии в целом.
«Роль звукообразов в детской поэзии» Значимость полученных результатов заключается в следующем: анализ фонетических возможностей в тексте способствует более глубокому постижению языковой системы, а значит и овладению богатств русского языка в целом. Яркие звуковые образы (звукообразы) призваны доставить истинное удовольствие при чтении стихов.Результаты исследования могут быть интересны и полезны на уроках изучения фонетики.

 

Таковы элементы введения. Рассмотрим следующие структурные элементы исследовательской работы.

Основная часть

Основная часть состоит из теоретической и практической главы.

Ориентировочное содержание первой главы: раскрыть суть основных понятий темы, исторический аспект развития проблемы, современные задачи, пути решения избранной проблемы.

Вторая (практическая) глава — это анализ собранного учеником материала с опорой на теоретические знания, изложенные в первой главе. В практическом разделе проводится анализ предмета исследования. В лингвистическом исследовании это может быть анализ текстов (поэтических и прозаических), предложенческого материала, пословиц и поговорок, молодежного сленга и др.

Каждая глава разбита на параграфы. Идеально, если количество параграфов в главах будет одинаковым. 

Рекомендуется давать промежуточные выводы в конце каждой главы, впоследствии они могут быть использованы при составлении заключения всей работы.

Заключение включает общие выводы, в которых суммируются результаты по теоретической и практической главам;общие предложения и рекомендации, перспективу исследования (данный структурный элемент не обязателен).

После заключения приводится список использованной литературы, оформленный по ГОСТу либо в соответствии с требованиями, предъявляемыми организаторами того или иного конкурса.

В список литературы ученик включает только те источники, которые он использовал при написании работы. В тексте должны быть обязательно ссылки или сноски на источники из списка литературы (по ГОСТу Р 7.0.5—2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления» либо по предложенному образцу).

Список используемой литературы (библиографический список) оформляется в алфавитной последовательности или согласно требованиям. Желательно, чтобы используемая литература была не старше 5 лет. В данный список включают только ту литературу, на которую были сделаны ссылки в тексте работы. Вначале перечисляется произведения на русском языке, затем — на иностранных, потом интернет-источники.

В приложение выносятся таблицы, графики, схемы и другие вспомогательные материалы, на которые имеются ссылки в тексте работы.

Приложения имеют смысл только в том случае, если они дополняют, помогают раскрытию основных проблем.

Приложения располагают в последовательности ссылок на них в тексте. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом верхнем углу страницы слова Приложение №. Приложение должно иметь заголовок, который записывают с прописной буквы отдельной строкой.

На заметку

Каждая глава должна начинаться с новой страницы (параграфы продолжаются на странице). Названия глав, параграфов располагаются строго по центру, выделяются жирным шрифтом, после них используется отступ, а точка не должна ставиться в конце.

Желательно выделить жирным шрифтом слова: актуальность работы, предмет исследования, объект исследования, цель исследования, задачи исследования и т.п.

В своем исследовании автор работы должен не только излагать взгляды ученых на рассматриваемые проблемы, но и высказывать свое мнение о них. При этом рекомендуется не только отметить согласие или несогласие с позицией того или иного исследователя, но и выразить собственное мнение. Для аргументированного изложения теоретической части (особенно при освещении истории вопроса, при описании имеющихся классификаций) недопустимо переписывание, следует ссылаться на ученых, занимающихся разработкой данной проблемы, и приводить в тексте цитаты. Необходимо помнить о том, что присвоение чужих мыслей является плагиатом и нарушением авторских прав.

Для учеников 5 – 7 классов исследовательская деятельность – новый вид деятельности, поэтому можно говорить о сложностях этой работы. Нужна помощь со стороны учителя, совместная деятельность учителя и ученика. Руководитель должен помочь начинающему исследователю «встретиться» с темой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: