Вопросы и задания для обсуждения

1. Почему введение называют визитной карточкой исследовательской работы?

2. Отличается ли структура введения учебно-исследовательской работы от структуры введения научно-исследовательской? Какие структурные элементы отсутствуют в учебно-исследовательской работе и почему?

3. Даны темы исследований «История военной терминологии в русском языке (на примере названий должностей)», «Жаргонные названия денег в период с XIX века до наших дней». Конкретизируйте их по следующему алгоритму:

1) Цель работы

2) Задачи работы.

3) Объект исследования.

4) Предмет.

5) Методы исследования.

4. Предложите свои критерии, с помощью которых можно оценить результативность исследовательской работы ученика.

 

 

Актуальные направления исследования, или решение проблемы выбора темы

Выбор темы исследования – очень серьезный этап, во многом определяющий будущую учебно-исследовательскую работу. [Абрамова, 2011а, с.24]

В настоящее время усиливается внимание учителей-практиков к исследовательской деятельности школьников среднего звена, поскольку ширится число разнообразных конкурсов, научных конференций разного уровня, фестивалей, форумов, интеллектуальных марафонов для учащихся средней школы. Перед учителем возникают вопросы, как мотивировать учащихся к самостоятельному исследовательскому труду, научить детей создавать собственные учебно-исследовательские работы, на каком лингвистическом материале учащиеся способны увлеченно и с интересом вести самостоятельно учебно-научную деятельность. Опыт наших наблюдений убеждает, что учителя испытывают затруднения в выборе темы научной работы школьников, в освещении лингвистических вопросов в работах учащихся.

В Интернете можно встретить достаточно большое количество публикаций, рассматривающих проблему выбора тему учебного исследования. Авторы не только выделяют основные принципы выбора тема (С.В. Абрамова), но и предлагают конкретные формулировки.

Выделим, с точки зрения нашего опыта преподавания в кадетском училище, 3перспективных направления исследования в области русского языка:

I. Темы с военной составляющей.

Военная терминосистема представляет собой одно из актуальных направлений лингвистических исследований. Для обучающихся кадетских училищ исследовательская работа с темой, включающей военный компонент, становится средством повышения интереса к труду военнослужащего, приобщения к военной профессии, а также средством удовлетворения познавательных интересов.

Приведем пример формулировок тем исследовательских работ:

«Жаргонизмы ВВС РФ семантического поля «Летательные аппараты»»

 «Семантико-стилистические особенности военной лексики в произведениях о Великой Отечественной войне» (проза или поэзия на выбор)

«Концепт ВОЙНА во фразеологической системе русского и английского языков»

«Концепт РОДИНА в произведениях К. Симонова».

 «Фразеологизмы, связанные с воинской славой русского оружия»

«Фразеологизмы как отражение истории и национального своеобразия (на примере группы русских и немецких фразеологизмов)»

«Семантика и этимология воинских званий в русской и китайской армиях»

II. Региональный аспект в тематике исследовательских работ.

Нельзя оставлять без внимания темы, связанные с исследованием обучающимися своей малой родины, родного края, что позволяет сформировать у юных исследователей уважение к истории, культуре.

Лингвистическое краеведение как междисциплинарная область исследования находится на стыке краеведения и лингвистики.Объекты лингвокраеведения: языки и диалекты; тексты; речевая практика; региональная ономастика; языковая политика и языковое строительство в регионе; лингвистическая наука края.

Приведем пример формулировок тем исследовательских работ:

«Концепт ОРЕНБУРГ в произведениях русских писателей»

Официальная и народная топонимика Оренбурга. Принципы номинации.

 «Особенности словообразования топонимов Оренбурга»

«Лингвистический анализ годонимов города Оренбурга»

«Строки, опаленные войной…» (лингвистический анализ стихотворений о Великой Отечественной войне поэта родного края)

«Диалекты в Оренбургской области»

«Диалектная лексика родного села»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: