1. Почему введение называют визитной карточкой исследовательской работы?
2. Отличается ли структура введения учебно-исследовательской работы от структуры введения научно-исследовательской? Какие структурные элементы отсутствуют в учебно-исследовательской работе и почему?
3. Даны темы исследований «История военной терминологии в русском языке (на примере названий должностей)», «Жаргонные названия денег в период с XIX века до наших дней». Конкретизируйте их по следующему алгоритму:
1) Цель работы
2) Задачи работы.
3) Объект исследования.
4) Предмет.
5) Методы исследования.
4. Предложите свои критерии, с помощью которых можно оценить результативность исследовательской работы ученика.
Актуальные направления исследования, или решение проблемы выбора темы
Выбор темы исследования – очень серьезный этап, во многом определяющий будущую учебно-исследовательскую работу. [Абрамова, 2011а, с.24]
В настоящее время усиливается внимание учителей-практиков к исследовательской деятельности школьников среднего звена, поскольку ширится число разнообразных конкурсов, научных конференций разного уровня, фестивалей, форумов, интеллектуальных марафонов для учащихся средней школы. Перед учителем возникают вопросы, как мотивировать учащихся к самостоятельному исследовательскому труду, научить детей создавать собственные учебно-исследовательские работы, на каком лингвистическом материале учащиеся способны увлеченно и с интересом вести самостоятельно учебно-научную деятельность. Опыт наших наблюдений убеждает, что учителя испытывают затруднения в выборе темы научной работы школьников, в освещении лингвистических вопросов в работах учащихся.
|
|
В Интернете можно встретить достаточно большое количество публикаций, рассматривающих проблему выбора тему учебного исследования. Авторы не только выделяют основные принципы выбора тема (С.В. Абрамова), но и предлагают конкретные формулировки.
Выделим, с точки зрения нашего опыта преподавания в кадетском училище, 3перспективных направления исследования в области русского языка:
I. Темы с военной составляющей.
Военная терминосистема представляет собой одно из актуальных направлений лингвистических исследований. Для обучающихся кадетских училищ исследовательская работа с темой, включающей военный компонент, становится средством повышения интереса к труду военнослужащего, приобщения к военной профессии, а также средством удовлетворения познавательных интересов.
Приведем пример формулировок тем исследовательских работ:
«Жаргонизмы ВВС РФ семантического поля «Летательные аппараты»»
|
|
«Семантико-стилистические особенности военной лексики в произведениях о Великой Отечественной войне» (проза или поэзия на выбор)
«Концепт ВОЙНА во фразеологической системе русского и английского языков»
«Концепт РОДИНА в произведениях К. Симонова».
«Фразеологизмы, связанные с воинской славой русского оружия»
«Фразеологизмы как отражение истории и национального своеобразия (на примере группы русских и немецких фразеологизмов)»
«Семантика и этимология воинских званий в русской и китайской армиях»
II. Региональный аспект в тематике исследовательских работ.
Нельзя оставлять без внимания темы, связанные с исследованием обучающимися своей малой родины, родного края, что позволяет сформировать у юных исследователей уважение к истории, культуре.
Лингвистическое краеведение как междисциплинарная область исследования находится на стыке краеведения и лингвистики.Объекты лингвокраеведения: языки и диалекты; тексты; речевая практика; региональная ономастика; языковая политика и языковое строительство в регионе; лингвистическая наука края.
Приведем пример формулировок тем исследовательских работ:
«Концепт ОРЕНБУРГ в произведениях русских писателей»
Официальная и народная топонимика Оренбурга. Принципы номинации.
«Особенности словообразования топонимов Оренбурга»
«Лингвистический анализ годонимов города Оренбурга»
«Строки, опаленные войной…» (лингвистический анализ стихотворений о Великой Отечественной войне поэта родного края)
«Диалекты в Оренбургской области»
«Диалектная лексика родного села»