Вопросы теории о роли имени числительного

В тексте

Имя числительное – самая точная, четкая и строгая часть речи. Она обозначает количество предметов, порядок их при счете, то есть предназначена, в первую очередь, для передачи строгой деловой информации. Большое количество числительных в тексте мешает его нормальному, полноценному восприятию. Человек не может воспринимать большой поток слов данной части речи.

Однако заметим, что Чупашева О.М. называет числительное «пестрой» частью речи [6.С. 28]. Действительно, при грамотном использовании, числительное может раскрыть свой потенциал. Имя числительное способно выполнять не только свою обычную информативную функцию (сообщение количественных данных). В тексте данная часть речи может приобретать эстетическую функцию.

Дадим необходимые определения.

Эстетика (от греч. aisthētikos - чувствующий, чувственный) - 1. Философское учение о сущности и формах прекрасного в искусстве, в природе и в жизни. 2. Красота, художественность в чём-либо[7].

Эстетический – связанный с восприятием прекрасного, красоты в искусстве и жизни; художественный [8].

Отсюда сделаем вывод, что эстетическая роль (функция) части речи заключается в создании прекрасной, чувственной картины, усилении эмоциональности текста. Эстетический функции части речи различны: выразительная, образная, изобразительная, ритмическая, комическая и др.

Исследования по данной теме представлены в научной литературе, например, работамиИоновой И.А. [3], Голуб И.Б [2], Солганика Г.Я. и Дроняевой Т.С. [4] и др., но данная тема еще не изучена до конца. Вопрос об эстетической роли числительных остается актуальным в научных кругах.

Д.В. Асеева отмечает эстетическую значимость числительных. Имена числительные употребляются авторами в художественных текстах, в поэтической речи, в пословицах и поговорках, в составе фразеологизмов. Числительные могут употребляться в качестве тропов (литоты, эпитета). Большие числа могут использоваться для гиперболизации: тысяча мелочей, «мильон терзаний», «в сто сорок солнц закат пылал» [1].

В следующем параграфе мы покажем выявленные нами эстетические функции имени числительного.

Проявление эстетической функции имени числительного в стихотворном тексте

Во втором параграфе представлены эстетические функции числительного, обнаруженные нами в ходе анализа художественных текстов.

Нами выбраны именно стихотворные тексты, поскольку мы считаем, что в их небольшом объеме максимально сконцентрирована эстетическая мощь исследуемой нами части речи. Ни одно слово не используется авторами в пустую, каждое наполнено смыслами, эмоциями, переживаниями.

1. Нами обнаружена выразительная (эмоциональная) функция имени числительного. Приведем пример.

Пример:

Н.И. Рыленков «Баллада о маленьком разведчике» (фрагмент):

Цвёл на лесной поляне

Туманный бересклет.

В разведку шёл мальчишка

Четырнадцати лет.

 

Отец на фронт уехал –

Москву оборонять,

Фашисты посадили

За проволоку мать.

 

Из опустевшей хаты,

От милых сердцу мест

Ушёл с сестрёнкой вместе

Он к партизанам в лес.

И вот один сегодня,

Когда вставал рассвет,

В разведку шёл мальчишка

Четырнадцати лет.

У многих детей их счастливое и беззаботное время пришлось на войну, они рано повзрослели, в юном возрасте пережили страшные потери своих родных, испытать все тяготы жизни. Война отобрала у них детство. Мы и не представляем – каково это жить в военное время. «Баллада о маленьком разведчике» - эмоционально очень тяжелое произведение, трагическое. В нем рассказывается об отважном мальчике, который ушёл к партизанам. Поэтический текст наполнен отвагой и мужеством мальчишки. Используя повтор числительного «четырнадцать», Рыленков подчёркивает, что мальчишке был очень юн, но вел себя как взрослый храбрый воин. Тем самым текст вызывает сильным эмоциональный отклик в наших душах, заставляет нас переживать за судьбу мальчика.

В данном стихотворении имя числительное выполняет эмоциональную (выразительную, экспрессивную) функцию.

Пример:

Вызывает улыбку шуточное стихотворение И. Плохих «Реши задачку»

Вышел как-то бегемот из болота.

Был задумчив бегемот отчего-то.

Был рассеян бегемот и невесел –

Сосчитать не мог, сколько весил.

Знал, что втрое тяжелей крокодила,

Тот же втрое тяжелей, чем горилла,

А горилла, растолстев от бананов,

Весит двести пятьдесят килограммов.

Не сочтя за лишний труд и заботу,

Не могли бы вы помочь бегемоту?

Числительное в этом юмористическом произведении вызывает у нас эмоции сильного удивления.

2. Мы заметили, что имя числительное может участвовать в создании графического образа.

Пример:

Зашелестела тонкая трава,

Струею темной побежала –

И вдруг взвилась и смотрит цифра 2,

Как волосок, трепещет жало…

Исчадие, проклятое в раю,

Какое наслаждение расплющить

Головку копьевидную твою,

Твой лик раскосый и зовущий!

В стихотворении «Змея» И. Бунин намеренно заменил написание числительного прописью на графику, тем самым создал графический образ змеи. Очень интересная находка автора. Числительное выполняет образную функцию (роль).

3. Очень яркая эстетическая функция числительного- символическая. Людям свойственно верить символам, особенно часто их связывали с религиозными культами, поэтому многие из них отражают верования русского народа, их мифологические представления о тех или иных числах. Числа, как символы, всегда притягивали своим скрытым смыслом, важным для человека значением. Поэтому, когда читаешь произведение и видишь, например, число 13, настраиваешься на что-то страшное, дьявольское, опасное. Среди чисел есть «счастливые» и «несчастливые».

Пример:

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,

По русским обычаям, только пожарища
На русской земле раскидав позади,
На наших глазах умирали товарищи,
По-русски рубаху рванув на груди.

Нас пули с тобою пока еще милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился,

За то, что на ней умереть мне завещано,
Что русская мать нас на свет родила,
Что, в бой провожая нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла.

В стихотворении К. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» числительное «три» выполняет символическую функцию. Оно обращает нас к религиозным верованиям русского человека (три раза обнять, три раза поцеловать, троеперстие, три раза покрестить). Оно наполнено святой верой, надеждой на то, что герой вернется домой, он выживет и победит.

4. Мы обнаружили несколько примеров, где числительное выполняет комическую функцию.

Пример:

Мой братишка заболел,

Аппетита нету –

Три кастрюли супа съел,

Сто одну котлету!

В данной дразнилке комический эффект создается за счет использования числительных. Имена числительные участвует в создании гиперболы (преувеличения), благодаря чему у нас при чтении дразнилки появляется улыбка.

Пример. Нельзя не улыбнуться при чтении стихотворения Ю. Макарова:

В жизни всякое случается

Подчас,

Мне навстречу ковыляет

Карабас.

И хромает, и рыдает Барабас,

Слёзы горькие роняет

Он из глаз.

 - Где вы были,

Карабас-Барабас?

Почему у вас подбит

Правый глаз?

Бороды как ни бывало

У вас,

Что случилось,

Карабас-Барабас?

Чешет сбитое колено

Карабас:

 - Я попал на перемену

В третий класс!

Нам известен Карабас-Барабас по сказке А.Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Это герой суровый, страшный, у него длинная борода, добавляющая страха его образу. А в данном рассказе он «хромает», «рыдает», у него «подбит правый глаз», «бороды как ни бывало». А причина этим несчастьям – третий класс! Имя числительное «третий» выполняет в тексте комическую функцию.










Пример:                   

Приобрел я для жирафа

Тридцать три огромных шарфа,

Чтоб он горло завязал,

Чтоб в мороз не замерзал.

А жираф сказал: «Смотри!

Еще нужны мне тридцать три».

В шуточном стихотворении В.П. Берестова количественное числительное «тридцать три» участвует в создании гиперболы (преувеличения). На гиперболе и повторе числительного и основывается комический эффект, текст непроизвольно вызывает у нас улыбку.

5. Как показал анализ следующего стихотворения, имя числительное может участвовать в создании иронии.

Пример:

Есть у нас в квартире дядя,

Он известен в доме всем.

У него во лбу семь пядей,

На неделе пятниц семь.

Семимильными шагами

По квартире ходит он,

За семью живёт замками,

И зовут его Семён.

             (И. Иртеньев «Про Семёна»)

Автор активно использует фразеологизмы, составляющей которых является числительное «семь».

Во лбу семь пядей - отличающийся от других умом, мудростью, обладающий выдающимися способностями.

Семь пятниц на неделе - о человеке, который легко меняет свои решения, намерения и т. д.

Семимильными шагами - очень быстро, стремительно (идти, шагать, развиваться и т. п.).

За семь замками - 1. Под строгим присмотром; под надежной охраной. 2. Надёжно спрятан и недоступен [5].

Использование автором устойчивый сочетаний придает тексту насмешливый характер.

Числительные являются средством создания иронии.

6. Нами найдена ритмическая функция числительных.

Пример. В своем стихотворении Саша Черный смог передать само движение на коньках. Числительные «раз-два» придают тексту ритмичность – езду на коньках в одном ритме.

Мчусь, как ветер, на коньках

  Вдоль лесной опушки…

Рукавицы на руках,

  Шапка на макушке…

Раз-два! Вот и поскользнулся…

Раз и два! Чуть не кувыркнулся…

Раз-два! Крепче на носках!

Захрустел, закрякал лед,

  Ветер дует справа.

Елки-волки! Полный ход –

  Из пруда в канаву…

Раз-два! По скользкой дорожке…

Раз и два! Веселые ножки…

Раз-два! Вперед и вперед…

Пример:                                               

Три сороки-тараторки

Тараторили на горке.

Три сороки – три трещотки

Потеряли по три щетки:

Три – сегодня, три – вчера,

Три – еще позавчера!

Нельзя не заметить звуковые повторы, которые придают тексту определенный темп, создают скорость. Числительное «три» в данном тексте выполняет ритмическую функцию.

Приведем еще примеры ритмической функции:

Пример. Данная считалка знакома нам с детства:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: