Урок был и остается основной формой обучения и воспитания школьников. У него есть организационные, методические, педагогические, психологические, гигиенические и в нашем случае литературоведческие аспекты. Отсюда своеобразность подготовки к уроку зависит от его типа и вида. Современная методика и практика выделяют несколько типов и множество видов уроков литературы. В основу их классификации кладется содержание литературного образования, методик проведения и этапы изучения произведений и тем. Взгляд на урок с современных позиций требует пересмотра традиционных типов форм организации занятий и их структуры.
На обострение проблемы массовая практика отреагировала так называемыми нетрадиционными уроками, главной целью которых является пробуждение интереса школьников к учебной работе. Нетрадиционный урок - это импровизированное учебное занятие, которое имеет нетрадиционную(неустановленную)структуру.
Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько десятков типов нетрадиционных уроков, вот некоторые из них:
|
|
Урок-пресс-конференция
Урок-соревнование
Театрализованный урок
Урок-творчество
Урок, который ведут школьники
Урок-фантазия
Легко заметить, что в число нетрадиционных уроков попали некоторые типы занятий, которые в более ранних классификациях фигурировали как вспомогательные, внеклассные и внеурочные формы организации учебной работы.
«Педагогическая деятельность – творческая деятельность: учитель при подготовке нетрадиционного урока волен в выборе методов, приемов и форм обучения, которые, по его разумению, обеспечивают эффективность дидактического процесса. Однако это не означает, что педагогическая деятельность не регламентирована определенными требованиями, правилами, нормами». У каждого вида профессиональной деятельности есть своя технология. У педагогической работы тоже есть своя технология - правила организации нетрадиционного урока.
Как привить детям любовь к литературе? Как помочь проникнуть в замысел поэта, ощутить всю красоту и обаяние художественного слова? Все инновационные подходы к изучению литературного произведения, все приёмы организации урока, все новые средства обучения должны способствовать формированию и развитию литературно развитой личности.
Вопросу использования Интернета в школе уже несколько лет уделяют внимание специалисты самого разного уровня. Все они единодушно сходятся во мнении, что Интернет стимулирует процесс развития интеллектуальных способностей и самостоятельного критического мышления учащихся, предоставляя массу дополнительной информации. В то же время отмечается, что Интернет является лишь средством в учебном процессе и использование Интернет-технологий должно полностью контролироваться учителем.
|
|
Большую методическую помощь окажут виртуальные экскурсии по литературным местам и домам-музеям, которые познакомят учащихся с теми знаковыми для литературы местами, в которых современный школьник может, так никогда и не побывает. Учащиеся с большим интересом воспринимают этот вид работы, кроме того, по ходу экскурсии всегда есть возможность обратиться к произведениям писателя или воспоминаниям о нём современников.
Выразительное чтение художественного текста (в частности стихотворения) дает возможность непосредственно в момент восприятия ощутить авторское воздействие, проникнуть душой в его замысел. Сегодня в Интернете есть много сайтов, где представлена поэзия в голосе- художественное чтение. Один из таких сайтов- Виртуальный поэтический театр Stihofon. Это интерактивный поэтический портал, полностью посвященный mp3 поэзии, – авторское и актерское исполнение.
Большие возможности и хорошие результаты при применении КТ даёт организация учебного процесса с учетом дифференциации обучения. Основными приёмами при этом становятся групповая и индивидуальная работа учащихся с Интернет ресурсами.
Урок литературы в современной школе… Каким он должен быть? Устарели ли требования, предъявляемые к построению урока, методике его проведения? Конечно же, нет. Триединство целей (обучающая, развивающая и воспитывающая) – обязательный компонент любого урока, урока литературы в том числе. Однако современная действительность вносит свои коррективы в методику преподавания. Чтобы урок литературы был интересен ученикам, учителю приходится осваивать новые методы подачи материала использовать в своей практике нестандартные приемы и инновационные технологии.
Вместе с тем не перестает быть актуальным и вопрос о необходимости формирования творческой личности учащегося. Из стандартно мыслящего ученика может вырасти талант в том случае, если его учителями будут педагоги с творческим потенциалом.