Прилагаю так же конспект современного урока литературы

Литературная игра «Умники и умницы»

(6 класс, программа и учебник под редакцией М.Б. Ладыгина)

Тема. «Литература как поэтическая память народа»

Цели. 1. Систематизировать изученный на уроках материал раздела «Литература как поэтическая память народа»  

       2. Организовать учебную деятельность учащихся в нестандартной форме, тем самым активизировав их интерес к изученному ранее материалу.

      3. Воспитывать любовь к чтению, стремление к знаниям.

          

Оборудование урока

- Компьютер и проектор

- Экран

- Материалы для обозначения трёх дорожек

          

Сценарий литературной игры

 

Ведущий предлагает ученикам, желающим принять участие в первом агоне, выполнить следующее задание для розыгрыша дорожек:

  - напишите на листочках, в чём заключается принцип историзма.

(Историзм – принцип изображения людей и событий, когда писатель пытается показать, что породило изображаемое им, каково оно по своей сути и что в результате произойдёт дальше, т.е. это изображение чего-то в процессе развития.)

(Участники, набравшие наиболее высокие баллы, занимают дорожки.)

П е р в ы й а г о н

З е л ё н а я д о р о ж к а

Узнай себя:

              Вы верный слуга царский, вам 60 лет. Вы человек богатый, умный, великий хлебосол. У Вас доброе сердце, вершащее добрые дела. Венец Вашего счастья любезная дочь, юная красавица. Кто Вы?

(Боярин Матвей Андреев, герой повести Н.М.Карамзина «Наталья, боярская дочь»)

Вопросы для игрока.

1. Как называл Вас царь? Почему?

(Называл «правым оком своим». Никогда он царя не обманывал, помогал разбирать важные тяжбы. Вы говорили: «Сей прав по моей совести».)

2. Не могли бы Вы рассказать о том, что случилось с Вашей дочерью зимой, когда она по обыкновению пошла в церковь к обедне?

(В церкви она встретила прекрасного молодого человека, который покорил

её сердце. Новый свет воссиял в душе её, она полюбила.)

3. Объясните, пожалуйста, почему Ваша дочь бежала из дому со своим возлюбленным - Алексеем Любославским?     

(Я не согласился бы отдать её замуж за Алексея, сына боярина Любослав- ского, который был - как выяснилось потом – ошибочно обвинён в измене царю. Наталья же очень любила Алексея и согласилась бежать с ним.)

4. Изменили ли Вы своё отношение к мужу дочери? При каких обстоятельствах это произошло?

(Он не мог сердиться, обретя утраченную дочь после продолжительной разлуки…)

Ж ё л т а я д о р о ж к а

Узнай себя:

              Вы из числа коренных, старых полковников, созданы для бранной тревоги и отличаетесь грубой прямотой нрава. Кто Вы?

(Тарас Бульба, герой повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»)

  Вопросы для игрока.

1. Кому в повести принадлежит речь о силе товарищества и при каких обстоятельствах она была произнесена?

(Тарасу Бульбе. Он произнёс её накануне боя с поляками, почувствовав,

что необходимо поддержать дух однополчан.)

2. Объясните, как могло случиться, что Вы убили собственного сына.

3. Вспомните, о чём Вы думали, когда готовились принять мученическую смерть в пламени костра?

(Но не о себе думал Тарас… о спасении товарищей, об Украине, о вере

 христианской, защитником которой он был.)

К р а с н а я д о р о ж к а

Узнай себя:

              Вас А.С.Пушкин представляет так:

              …Покорный Перуну старик одному,

              Заветов грядущего вестник,

              В мольбах и гаданьях проведший весь век… Кто же Вы?

 («Вдохновенный кудесник», мудрый старец… из «Песни о вещем Олеге»)

Вопросы для игрока.

1. Напомните, с какими словами к Вам обратился князь Олег?

              (Скажи мне, кудесник, любимец богов,

               Что сбудется в жизни со мною?

               И скоро ль на радость соседей-врагов

               Могильной засыплюсь землёю?

               Открой мне всю правду, не бойся меня:

               В награду любого возьмёшь ты коня.)

2. Скажите, кудесник, что Вы предсказали Олегу?

               (Победой прославится имя твоё…

                Но примешь ты смерть от коня своего.)

 

 

              

В т о р о й а г о н

Задание для розыгрыша дорожек:

     - напишите на листочках, что такое исторический колорит.

(Умение подобрать необходимые слова и детали для создания в художест-

 венном мире произведения атмосферы прошлого.)

З е л ё н а я д о р о ж к а

Узнай себя:

- Вы грозный царь, живёте в ХV веке. Рассказал читателям о Вас великий      русский поэт ХIХ века. Кто Вы?

(Иван Васильевич Грозный, герой «Песни про царя Ивана Васильевича…»

М.Ю.Лермонтова)

Вопросы для игрока.

1.Почему на одном из пиров Вы нахмурили брови чёрные, «словно ястреб», взглянули на своего верного слугу?

2. Что сказал Вам Кирибеевич в своё оправдание? Поверили ли Вы ему?

3. Расскажите, что Вы увидели во время одного из кулачных боёв на Москве-реке.

4. Что сказали Вы победителю поединка купцу Калашникову? Что предложили ему сделать?

Ж ёл т а я д о р о ж к а

Узнай себя:

- Вы писатель ХХ века, автор многих исторических произведений, стремились восстановить историческую справедливость по отношению ко всем несправедливо забытым героям русской истории. Кто Вы?

  (Валентин Саввич Пикуль, автор очерка «Конная артиллерия-марш-марш!»)

Вопросы для игрока.

1. Как зовут героя Вашего очерка? При каких обстоятельствах Вам пришла мысль рассказать о нём?

(Василий Григорьевич Костенецкий. В Артиллерийском музее вЛенинграде)

2. Скажите, чем упрекнул Вашего героя всесильный министр граф Аракчеев?

(Во время учёбы в Инженерном корпусе Костенецкий, будучи старше по  званию, не раз «волтузил» кадета Лёшку Аракчеева.)

3. Как Костенецкому удалось спасти четыре пушки, захваченные французами в сражении под Аустерлицем? Кто ему помог?

(«Как два разъярённых медведя» Костенецкий и Маслов врезались в самую

гущу французов…)

К р а с н а я д о р о ж к а

Узнай себя:

- Вы император России. В годы Вашего правления шла Отечественная война 1812 года. Вы один из персонажей очерка В.Пикуля. Кто Вы?

(Император Александр 1)

Вопросы для игрока.

1. После сражения при Бородино Вы пожелали видеть Ермолова и Костенецкого. Какой разговор произошёл между вами?               

(О засилии немцев и о железных банниках.)

2. Что произошло однажды на манёврах и вызвало Ваш гнев? Как Вы поступили?

               (Пушки Костенецкого «давно умчались за горизонт», император вынужден

                был догонять их галопом…)

Т р е т и й а г о н

Задание для розыгрыша дорожек.

   - Напишите на листочках, чем историзмы отличаются от архаизмов. 

 Приведите примеры.

   (Историзмы - это названия предметов и явлений прошлого, не встречающиеся в современной жизни: бояре, прялка…

   Архаизмы – часть лексики, употреблявшейся в прошлом для обозначения

предметов и явлений, которая вытеснена другими словами в современном             языке: чара, обнёс - «не дал» вина.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: